1. Возможность подачи заявки на участие в закупке не должна зависеть от волеизъявления третьих лиц.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку светодиодных светильников (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 1.3.1 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 32 информационной карты Документации Заказчиком определены требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке.
При этом согласно приложению N 2 к форме N 3 Документации участник в составе заявки должен представить, в том числе, документы, подтверждающие соответствие предлагаемого товара установленным техническим характеристикам, а именно:
- паспорт предлагаемого к поставке товара;
- протокол измерений предлагаемого к поставке товара;
- свидетельство о поверке предлагаемого к поставке товара;
- сертификат предлагаемого к поставке товара (список не исчерпывающий).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.04.2020 N 32009045041/1 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе котировок, ввиду не соответствия заявки Заявителя требованиям пункта 32 информационной карты Документации, а именно не представлены в составе заявки документы, предусмотренные приложением N 2 к форме N 3 Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы и пояснил, что Заявителем в составе заявки представлены все документы, необходимые для подтверждения соответствия предлагаемого к поставке товара требованиям технического задания Документации, а также представлена форма заявки, в которой Заявителем выражено согласие на поставку товара по предмету закупки соответствующего всем требованиям технического задания Документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что Заявителем в составе заявки не представлены документы, предусмотренные приложением N 2 к форме N 3 Документации, а именно паспорт предлагаемого к поставке товара; протокол измерений предлагаемого к поставке товара, свидетельство о поверке предлагаемого к поставке товара, сертификат предлагаемого к поставке товара (список не исчерпывающий), в связи с чем Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе котировок.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, а также заявку Заявителя, установила, что техническое предложение Заявителя содержит перечень технических и функциональных характеристик предлагаемого Заявителем к поставке товара по предмету закупки.
Кроме того, в случае, если участник закупки не является производителем товара по предмету закупки, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении вышеуказанных подтверждающих документов, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Запросе котировок, возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе котировок в соответствии с вышеуказанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих ли производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Запросе котировок.
Также, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь предлагаемый к поставке товар в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник закупки может не обладать документами, указанными в приложении N 2 к форме N 3 Документации.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, ввиду отсутствия в составе заявки вышеуказанных документов, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.01.2021 г. по делу N 17/04/7.32.3-1147/2020)
2. Отсутствие у участника закупки опыта по техническому обслуживанию и/или ремонту подземных инженерных сооружений не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по техническому обслуживанию и эксплуатации тоннеля (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 1.9.1 Документации установлено, что "Участник должен иметь опыт по фактически выполненным работам по фактически выполненным работам по техническому обслуживанию и/или ремонту подземных инженерных сооружений, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении N 1.1 конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по техническому обслуживанию и/или ремонту подземных инженерных сооружений. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
В подтверждение опыта выполнения работ, оказания услуг, участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
и
- акты о выполнении работ;
и
- договоры на выполнение работ, оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)".
При этом, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что опыт по фактически выполненным работам по техническому обслуживанию и/или ремонту подземных инженерных сооружений, установлен в качестве квалифицированного требования и не является критерием оценки.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Пунктом 1.9.1 Документации установлено квалификационное требование о наличии у участников опыта выполнения работ по предмету Конкурса.
Согласно пункту 199 раздела 20 Положения о закупках Заказчик вправе предъявлять иные единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).
К таким требованиям относится, в том числе, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке (пункт 3).
Соответственно, в случае, если законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования о наличии опыта, связанного с предметом закупки, Заказчик не вправе устанавливать соответствующие требования в документации о закупке.
Вместе с тем, отсутствие у участника закупки опыта по фактически выполненным работам по техническому обслуживанию и/или ремонту подземных инженерных сооружений, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 1.9.1 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку участником Конкурса могут быть выполнены иные работы надлежащим образом.
Кроме того, учитывая, что участниками Конкурса могут, в том числе, субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), Заказчиком ограничена возможность участия в закупке вновь созданных субъектов СМП и не обладающих опытом выполнения работ по предмету Конкурса.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Конкурса неправомерное требование о наличии опыта выполнения работ, ограничивают количество участников Конкурса, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2020 г. по делу N 17/04/7.32.3-1124/2020)
3. Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке в случае несоответствия заявки участника закупки критериям оценки заявок закупочной документации.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО по строительству объектов газораспределения (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно итоговому протоколу от 08.05.2020 N 22-02-26/049-3 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурентном отборе на основании не соответствия пункту 3 раздела 1 методики анализа и оценки заявок участников (далее - Методика оценки) и пункту 3.5.4 Документации.
В соответствии с пунктом 3.5.4 Документации участник должен предоставить согласие на обработку персональных данных всех физических лиц, сведения о которых содержатся в составе заявки.
При этом согласно пункту 3 раздела 1 Методики оценки основанием для отклонения заявки участника закупки является, в том числе, отсутствие заполненных форм, несоответствие представленных в формах сведений требованиям форм или недостоверность представленных сведений в соответствии с пунктом 5 Документации.
Кроме того, согласно порядку оценки заявок участников закупки по критерию "наличие специалистов" участник получает 0 баллов в случае если общее количество трудовых ресурсов менее количества, указанного в Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку Заявителя, материалы и пояснил, что Заявителем в целях присвоения баллов по критерию "соответствие персонала" в составе заявки представлены сведения о специалистах (форма 4) ***** и *****, вместе с тем, Заявителем в составе заявки не представлено согласия на обработку и передачу персональных данных (форма 2.2 Документации), что не соответствует требованиям Документации и является основанием для отклонения заявки Заявителя.
Вместе с тем, изучив имеющиеся материалы, а также заявку Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что указанные сведения о специалистах в отношении ***** и ***** представлены Заявителем в составе заявки по форме N 4 с целью присвоения баллов заявке участника по соответствующему критерию оценки заявок и не является условием допуска участника закупки к участию в Конкурентном отборе, в связи с чем при отсутствии надлежащим образом оформленных сведений в отношении специалистов, представленных с целью присвоения баллов заявке участника, такие сведения не учитываются комиссией заказчика при начислении баллов по критерию оценки заявок "соответствие персонала".
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя по указанным основаниям, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.01.2021 г. по делу N 17/04/7.32.3-1148/2020)
4. Заказчик обязан соблюдать сроки размещения документов и информации, установленные Законом о закупках .
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по наплавке концов рельсов и крестовин стрелочных переводов (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Комиссией ФАС России установлено, что протокол подведения итогов закупки составлен 14.05.2020, вместе с тем, указанный протокол от 14.05.2020 размещен Заказчиком в ЕИС 10.06.2020, то есть в нарушение срока, установленного частью 12 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего Протокол в установленный Законом о закупках срок, нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.02.2021 г. по делу N 17/04/7.32.3-78/2021)
5. Заказчик обязан исполнить предписание ФАС России в срок, установленный в предписании.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договоров на поставку учебного оборудования, включая выполнение монтажных, пусконаладочных работ и инструктаж персонала (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В рамках дела об административном правонарушении N 223ФЗ-175/20 Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание по делу от 05.03.2020 N 223ФЗ-175/20 (далее - Предписание). Срок исполнения Предписания - 27.03.2020.
При этом Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор) не отменены протоколы, составленные в ходе проведения Закупки, не уведомлены участники Закупки об отмене таких протоколов, Заказчиком, Оператором не назначена новая дата рассмотрения заявок поданных на участие в Закупке, не назначена новая дата проведения торгов и подведения итогов Закупки, не уведомлены участники Закупки о новой дате рассмотрения заявок, дате проведения торгов и дате подведения итогов Закупки. Заказчиком не осуществлено повторное рассмотрение первых и вторых частей заявок, поданных на участие в Закупке, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 05.03.2020 N 223ФЗ-175/20 (далее - Решение).
Кроме того, должностным лицом ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, ОАО не исполнено предписание по делу N 223ФЗ-175/20, а также 20.03.2020 по результатам проведения закупки заключены договоры в бумажной форме по всем лотам. При этом пунктом 7 Предписания по делу N 223ФЗ-175/20 установлено, что договор не может быть заключен до даты исполнения Предписания.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Заказчиком не исполнено Предписание в установленный срок.
Согласно части 7.2 статьи 19.5 КоАП, за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.01.2021 г. по делу N 17/04/7.32.3-907/2020)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2021)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.