Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя комиссии ФАС России - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Семенова Р.В.,
членов комиссии:
начальника отдела методологии и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Дубовкиной Е.С.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Харкевич С.С.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Бомбыря Д.С. (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "ЦИУС ЕЭС": Неплохиной Г.М. (доверенность от 01.06.2020 N 1039/ХД), Житкова А.В. (доверенность от 20.05.2020 N 1036/ХД), Николаева А.В. (доверенность от 10.02.2021 N 2026/ХД),
АО "Концерн Титан-2": Логунова В.М. (доверенность от 01.01.2021 N 7), Пекутовской Т.А. (доверенность от 01.01.2021 N 168), Ланчева А.К. (доверенность от 19.01.2021 N 183),
представители ООО "РТС-Тендер" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу посредством системы видео-конференц-связи АО "Концерн Титан-2" от 04.02.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "ЦИУС ЕЭС" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство ПС 110 кВ Аммиачная с КВЛ 110 кВ для электроснабжения распределительных устройств 10 кВ производств Аммиака-2 и Карбамида по проекту "Производства аммиака и карбамида, Кингисепп (Российская Федерация)" (извещение N 32009866658), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба АО "Концерн Титан-2" (далее - Заявитель) от 04.02.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "ЦИУС ЕЭС" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство ПС 110 кВ Аммиачная с КВЛ 110 кВ для электроснабжения распределительных устройств 10 кВ производств Аммиака-2 и Карбамида по проекту "Производства аммиака и карбамида, Кингисепп (Российская Федерация)" (извещение N 32009866658) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг АО "ЦИУС ЕЭС" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2020;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 1 959 900 000 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 20.01.2021;
4. Дата рассмотрения заявок - 27.01.2021;
5. Дата подведения итогов - 08.02.2021;
6. На участие в Конкурсе подано 3 заявки, из них 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 11.02.2021 до 15.02.2021.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.
Пунктом 1.4 раздела 10 информационной карты Документации (обязательные и дополнительные требования к участникам закупки) установлено, в том числе требование о наличии у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) минимум одного договора (контракта) за последние 4 года до даты подачи заявки на участие в настоящей закупке, на выполнение строительно-монтажных работ, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше со стоимостью не менее 35% процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), установленной в пункте 5 части II информационной карты Документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 27.01.2021 N 2/5092_191 Заявителю отказано в допуске к участию в закупке, ввиду отсутствия у Заявителя опыта по предмету закупки, установленного пунктом 1.4 раздела 10 информационной карты Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что принятое решение Заказчика об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, ввиду отсутствия требуемого опыта по предмету закупки, является неправомерным, поскольку Заявителем в составе заявки представлены документы, подтверждающие соответствие Заявителя указанным квалификационным требованиям Документации.
Также, изучив заявку Заявителя, установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлены сведения, подтверждающие наличие у Заявителя опыта по предмету закупки, а именно представлен договор на строительство и ввод в эксплуатацию атомной электростанции (энергоблоки NN 1, 2) от 27.08.2008 N 2756/LEN2 на сумму более 160 млрд. рублей, при этом в подтверждение к указанному договору представлены акт приемки законченного строительства объекта, справка о стоимости выполненных работ, приказ Росэнергоатома о вводе объекта в эксплуатацию по энергоблоку N 1, а также заключение Ростехнадзора о соответствии объекта техническим требованиям.
Вместе с тем представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, позволяющих прийти Комиссии ФАС России к выводу о том, что у Заявителя отсутствует опыт по предмету закупки, а также к выводу о правомерном отклонении заявки Заявителя по указанным основаниям.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку Заявителя, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссией ФАС России установлено, что согласно требованиям пункту 1.4 раздела 10 информационной карты Документации участник закупки должен иметь опыт по предмету закупки, при этом учитываются исключительно договоры, заключенные за последние 4 года до даты подачи заявки на участие в настоящей закупке, на выполнение строительно-монтажных работ, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше, со стоимостью не менее 35% процентов от начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
Вместе с тем отсутствие у участника закупки договора, подтверждающего наличие опыта по предмету закупки, заключенного исключительно за последние 4 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах со стоимостью не менее 35% процентов от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору таким участником, поскольку участник закупки, имеющий договоры, заключенные ранее 4 лет (например, 5 лет) до даты подачи заявки о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе особо опасных и технически сложных объектов, на объектах, не являющихся электросетевыми, а также со стоимостью таких договоров, например, 20% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) подлежит отклонению от участия в закупке, что необоснованно ограничивает участие в закупке и не соответствует требованиям Закона о закупках.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требование к участникам закупки о наличии опыта по предмету закупки, ограничивают количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что текст Жалобы содержит указание на пункт 1 части 10 статьи 10 Закона о закупках Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки, закупочной документации должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а также требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям Заказчика.
Согласно Документации предметом Конкурса является выполнение комплекса работ по объекту "Строительство ПС 110 кВ Аммиачная с КВЛ 110 кВ для электроснабжения распределительных устройств 10 кВ производств Аммиака-2 и Карбамида по проекту "Производства аммиака и карбамида, Кингисепп (Российская Федерация)", включающие следующие виды работ:
- получение всех необходимых для выполнения строительно-монтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию согласований и заключений органов государственной власти, эксплуатирующих организаций и собственников, чьи интересы затрагиваются при реализации объекта;
- разработка проектной и рабочей документации;
- получение положительного заключения органов государственной экспертизы;
- поставка монтаж и наладка основного электротехнического оборудования, оборудования вторичных систем;
- проведение всех строительно-монтажных работ;
- проведение пуско-наладочных работ;
- выполнение приёмо-сдаточных испытаний;
- проверка выполнения требований ЭМС;
- авторский надзор за строительством объекта;
- сдача объекта в эксплуатацию;
- обеспечение гарантийного обслуживания систем на весь гарантийный период.
Учитывая изложенное, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться строительно-монтажные работы, является частью предмета Конкурса.
Кроме того, согласно пункту 1.4 раздела 10 информационной карты Документации участник закупки должен быть членом одновременно двух саморегулируемых организаций (далее - СРО):
1) членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, включенной в государственный реестр саморегулируемых организаций;
2) членом СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, включенной в государственный реестр саморегулируемых организаций;
При этом участник должен иметь право выполнения работ по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров (СРО, в которой состоит подрядчик, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Совокупный размер неисполненных обязательств, принятых на себя участником по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта относятся к разным рынкам, выполнение которых осуществляется лицами, обладающими соответствующей специальной правоспособностью (членством в СРО) по каждому из видов работ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком принято неправомерное решение об объединении в один лот выполнения проектно-изыскательских работ и подрядных работ по строительству объекта, что не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика, объединившего в один лот указанные работы, а также установившего требование о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 3 части 9, пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 1.4 раздела 10 информационной карты Документации также установлено требование о том, что участник закупки не должен иметь расторгнутых договоров по инициативе Заказчика.
Вместе с тем указанное требование не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий расторгнутые договоры с иным хозяйствующим субъектом (например, ОАО "РЖД", ПАО "Газпром", ПАО "Ростелеком" и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время, как участник, имеющий расторгнутые договоры с Заказчиком, подлежит отклонению.
При этом наличие у участника расторгнутых с Заказчиком по инициативе последнего договоров не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса.
Кроме того, условия, ограничивающие возможность участия в закупке потенциальных участников, могут быть установлены исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации, например, наличие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая изложенное, вышеназванное требование Документации нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно Документации закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанных в приложении N 1 к информационной карте Документации.
Пунктом 2 приложения N 1 к информационной карте Документации установлено, что оценка заявок участников Конкурса осуществляется, в том числе по критерию "Опыт выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше, за последние 4 года", согласно которому оценивается следующий опыт участника закупки: "опыт за последние 4 года, со стоимостью исполненных договоров не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) по установленной в Документации о закупке форме (часть III "образцы форм для заполнения участниками закупки", форма 7) с приложением подтверждающих документов по количеству исполненных договоров на выполнение строительно-монтажных работ, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше, за последние 4 года до даты подачи заявки на участие в настоящей закупке. Оценка производится в отношении договоров со стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота)".
За каждый исполненный договор на выполнение строительно-монтажных работ, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше за последние 4 года стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) с приложением подтверждающих документов участник получает 20 баллов. Максимальное количество баллов по критерию "Опыт выполнения строительно-монтажных работ, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах капитального строительства 110 кВ и выше" за последние 4 года стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) - 100 баллов.
Таким образом, в рамках указанного критерия оцениваются исключительно договоры, исполненные за последние 4 года со стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота), предметом которых является выполнение строительно-монтажных работ, включая поставку МТРиО, на электросетевых объектах.
Вместе с тем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности указанного критерия оценки заявок, поскольку указанный критерий оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, а также ограничивает количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен указанный критерий оценки заявок, что не позволяет получить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия Заказчика нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3.4.4 Документации в случае, если в закупочной процедуре принимает участие объединение (группа лиц), выступающих на стороне одного участника закупки (далее - Коллективный участник), в составе заявки такого участника должна быть представлена нотариально заверенная копия соглашения между членами Коллективного участника, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, и отвечающее следующим требованиям:
а) в соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон как в рамках участия в закупочной процедуре, так и в рамках исполнения договора, заключаемого по ее результатам;
б) в соглашении должно быть приведено распределение объемов, стоимости и сроков выполнения работ/услуг/поставок между членами коллективного участника;
в) в соглашении должен быть определен лидер коллективного участника, который в дальнейшем представляет интересы каждого члена коллективного участника во взаимоотношениях с заказчиком;
г) в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность каждого члена коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в закупочной процедуре, и солидарная ответственность за своевременное и полное исполнение договора;
д) соглашением должно быть предусмотрено, что все операции по выполнению договора в целом, включая платежи, совершаются исключительно с лидером, однако, по желанию заказчика или по его инициативе, данная схема может быть изменена;
е) срок действия соглашения должен быть не менее, чем срок действия договора.
Таким образом, участник закупки в составе заявки должен представить план распределения видов и объемов работ между участниками консорциума, а также субподрядчиками.
Вместе с тем установление Заказчиком в Документации вышеуказанных требований к составу заявки участника является неправомерным, поскольку контроль распределения объемов оказания услуг между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, а также между участниками консорциума является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору и не влияет на надлежащее исполнение участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.
Кроме того, учитывая специфику предмета закупки, указать всех соисполнителей, а также распределить объемы между ними на момент подачи заявки не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации вышеуказанных требований, ограничивают участников закупки и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Пунктом 5.8.1 Документации установлено, что основания, порядок и последствия признания закупки несостоявшейся установлены Положением о закупке Заказчика.
Согласно пункту 7.5.1 Положения о закупке процедура закупки признается несостоявшейся в следующих случаях:
а) если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной заявки;
б) если по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки;
в) если по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки;
При этом согласно пункту 7.5.5 Положения о закупке если при проведении конкурентной либо неконкурентной закупки (за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупка признана несостоявшейся в связи с принятием закупочной комиссией решения о допуске только одного участника закупки, закупочная комиссия вправе принять решение о проведении повторной закупки таким же способом с изменением либо без изменения условий закупки (не считая сроков проведения закупки). При проведении конкурентной закупки настоящая норма не применяется в случае возникновения обязательства Заказчика по заключению договора по результатам закупки в силу закона.
Вместе с тем в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе, при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям Документации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение Документации и Положения о закупке, нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
7. Согласно требованиям Документации участник закупки в составе заявки на участие в Конкурсе должен представить, в том числе ценовое предложение, оформленное по форме, установленной Документацией.
При этом согласно пункту 4 раздела I приложения N 2 к информационной карте Документации (обязательные документы) участник закупки в составе заявки должен представить, в том числе сводную таблицу стоимости по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации о закупке (часть III "образцы форм для заполнения участниками закупки", форма 5) с приложением файла сводной таблицы стоимости работ со всеми спецификациями (часть III "образцы форм для заполнения участниками закупки", форма 5.1), выполненными в формате MS Excel;
Формой N 5 Документации предусмотрено, что участник закупки должен заполнить указанную форму с расчетом предлагаемой цены по видам выполняемых в рамках исполнения договора работ, в том числе "Подготовка территории строительства", "Объекты транспортного хозяйства и связи", "Благоустройство и озеленение территории" и далее.
Вместе с тем согласно требованиям Закона о закупках заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки, при этом Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора.
Кроме того, согласно пункту 4 раздела I приложения N 2 к информационной карте Документации (обязательные документы) участник в составе заявки на участие в закупке к форме 5 должен представить, в том числе форму 5.1 (спецификация оборудования и материалов, используемых для выполнения работ).
Согласно форме 5.1 Документации участник должен в обязательном порядке указать информацию о поставляемом оборудовании, в том числе страну происхождения, производителя предлагаемого к поставке товара, марку.
При этом согласно форме 2 Документации (техническое предложение) участник в составе заявки должен указать, в том числе информацию о технических и функциональных характеристиках предлагаемого к поставе товара, а также сертификаты, ТУ, акты приемки/экспертные заключения на поставляемое оборудование (представляется в составе второй части заявки).
Вместе с тем Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в Конкурсе иметь предлагаемый к поставке товар в наличии, в связи с чем участник может не обладать указанными документами, а также не располагать информацией о производителе такого товара, стране происхождения и марке соответствующего товара.
Кроме того, формой 2 Документации установлен раздел "требуемое значение" оборудования, при этом Документацией не предусмотрено конкретных требований к техническим и функциональным характеристикам товара, а также их значениям, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупки.
При этом следует отметить, что сведения о конкретных видах работ, используемых материалах, оборудовании и его функциональных и качественных характеристиках, а также их стоимости определяются на этапе проектирования строительства, в связи с чем, учитывая, что предметом закупки является, в том числе разработка проектно-сметной документации и ее последующее утверждение в установленном законом порядке, требование о представлении в составе заявки указанных сведений является невыполнимым.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации вышеуказанных требований к составу заявки участника закупки, нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу АО "Концерн Титан-2" (ИНН 7827004484, ОГРН 1027812403035) от 04.02.2021 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "ЦИУС ЕЭС" (ИНН: 7728645409, ОГРН: 1087746041151) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство ПС 110 кВ Аммиачная с КВЛ 110 кВ для электроснабжения распределительных устройств 10 кВ производств Аммиака-2 и Карбамида по проекту "Производства аммиака и карбамида, Кингисепп (Российская Федерация)" (извещение N 32009866658) обоснованной.
2. Признать АО "ЦИУС ЕЭС" нарушившим часть 6 статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункты 3 части 9, пункты 1, 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать АО "ЦИУС ЕЭС", ООО "РТС-Тендер" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 15.02.2021 N 223ФЗ-79/21.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.02.2021 N 223ФЗ-79/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Р.В. Семенов |
Члены Комиссии ФАС России: |
Е.С. Дубовкина |
|
С.С. Харкевич |
|
Д.С. Бомбырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2021 г. N 223ФЗ-79/21 "По результатам рассмотрения жалобы АО "Концерн Титан-2" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст решения опубликован не был