Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 марта 2021 г. N 3.1-05/1099
на проект федерального закона N 1008818-7 "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятый Государственной Думой 17 марта 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1008818-7) внесен в Государственную Думу 17 августа 2020 года Правительством Российской Федерации и был принят Государственной Думой 18 ноября 2020 года в первом чтении, 16 марта 2021 года - во втором чтении, 17 марта 2021 года - в третьем чтении.
Проект рассматриваемого Федерального закона разработан и принят в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 15-П "По делу о проверке конституционности частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой акционерного общества "РСК" (далее - Постановление), которым части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта Российской Федерации за совершение конкретного административного правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что буквальное толкование оспариваемых заявителем норм допускает назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа только в случае, если он предусмотрен соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ. Указанное толкование исключает применение оспариваемых заявителем положений при назначении юридическим лицам наказания в виде административного штрафа в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности, расходится со смыслом положений статей 1.4 и 3.1 КоАП РФ и влечет на практике не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения.
Из содержания Постановления следует, что такая дифференциация порождает в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, охватывающих своим воздействием законодательное регулирование как прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, так и прав, приобретаемых на основании закона, предпосылки для дискриминационного правоприменения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 23 апреля 2012 года N 10-П, от 18 апреля 2017 года N 12-П, от 6 июня 2017 года N 15-П, от 4 декабря 2017 года N 35-П и др.).
При этом согласно Постановлению федеральному законодателю надлежит, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении, внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из Постановления.
В этих целях Федеральным законом вносятся изменения в части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, устанавливающие возможность назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией не только соответствующей статьи или части статьи раздела II КоАП РФ, но и санкцией соответствующей статьи или части статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер такого штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно в целях обеспечения принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, Федеральным законом вносятся изменения в части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающие правило назначения административного наказания ниже низшего предела для граждан и должностных лиц. При этом в целях обеспечения возможности применения указанного правила к случаям совершения гражданином или должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, изменениями в часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ минимальное пороговое значение административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при котором может быть применено данное правило, устанавливается для граждан не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.