Федеральная налоговая служба в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках проводимых налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, по результатам которых предполагается неправомерное применение налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН), при выплате доходов иностранным организациям, сообщает следующее.
Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выплаты налоговым агентом в адрес иностранной организации доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, а именно:
- подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык;
- подтверждение того, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
В случае несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным Кодексом.
При анализе материалов камеральных налоговых проверок, в которых рассматриваются вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС России выявлены следующие основные вопросы, возникающие при формировании доказательной базы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса:
1) Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН);
2) Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода;
3) Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств;
4) Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.
В этой связи при проведении мероприятий налогового контроля, направленных на подтверждение указанного предполагаемого нарушения, налоговым органам необходимо учитывать следующее.
1. В отношении подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым Российской Федерацией заключено СОИДН.
1.1. Общие требования.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве (далее - Сертификат) в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат, в том числе:
- наименование налогоплательщика;
- подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
- период действия (может быть не указан);
- наименование СОИДН (может быть не указано);
- указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.
В случае, если комплект документов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, предоставленный налогоплательщиком, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговым органам необходимо выставить в адрес налогоплательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными.
При этом если налогоплательщиком не были представлены документы по требованию, то налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.
1.2. Компетентный орган иностранного государства.
Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят, в том числе:
- выдача и заверение Сертификата, и (или) назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за выдачу и заверение соответствующего Сертификата;
- регулирование процедуры и способа выдачи Сертификата (на бумажном носителе или в электронном виде).
Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи "Общие определения" СОИДН. Так, например, в соответствии с подпунктом (i) пункта 1 статьи 3 "Некоторые общие определения" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" термин "компетентный орган" применительно к Королевству Нидерландов означает Министра финансов или его уполномоченного должным образом представителя.
Методологическое и организационное обеспечение обмена указанными сведениями на текущий момент относится к компетенции Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России.
1.3. Период действия и сроки предоставления налоговым агентам Сертификатов.
В случае если Сертификат содержит указание на конкретный период, в рамках (пределах) которого подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства, данный документ считается подтверждающим налоговое резидентство налогоплательщика в течение всего обозначенного периода. В случае если документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается календарный год, в котором упомянутый документ был выдан 1.
Согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса основанием для применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, является предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений, в том числе постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода.
Однако, на практике нередко встречаются случаи, когда Сертификат содержит:
- указание на период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом иностранного государства и (или) представлен налогоплательщику или проводящему камеральную налоговую проверку налоговому органу после даты выплаты дохода, или
- указание на более ранний / поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода,
вследствие чего налоговые органы по результатам проведенных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.
Согласно буквальному толкованию положений пункта 1 статьи 312 Кодекса, предусматривающего подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Положениями пункта 1 статьи 312 Кодекса предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде 2.
Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами являются длящимися, то наличие Сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений 3.
С учетом вышеизложенного, согласно складывающейся практике рассмотрения данной категории дел отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные Сертификаты:
- содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока, например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной налоговой проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган;
- содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. При этом, необходимо отметить, что выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям; в этом случае наличие Сертификата необходимо за каждый налоговый период.
Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, и начисление пени в соответствии со статьей 75 Кодекса в этих случаях необоснованно.
Во всех остальных случаях, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки, предусмотренной статьей 284 Кодекса, в отношении соответствующего вида дохода. Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для привлечения налогового агента к налоговой ответственности в соответствии со статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.
2. В отношении подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода в связи с непредставлением соответствующих документов.
Из всех проанализированных материалов налоговых проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением "неполного" комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний, со стороны налогоплательщика.
В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении налогоплательщиками писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению налогоплательщика) фактическое право на доход (кредитных договоров (соглашений) - в случае выплаты процентов, лицензионных соглашений - в случае выплаты роялти).
ФНС России обращает внимание, что позиция налоговых органов не должна строиться на формальном подходе, выраженном, в том числе, в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо осуществлять проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, на его соответствие понятию фактического собственника дохода.
В соответствии со сложившейся практикой 4 применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, а также подходами Минфина России 5, иностранная компания признается технической, обладающей признаками "кондуитности", в случае если:
- деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);
- отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;
- платежи обладают "транзитным" характером;
- деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
- иностранная компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;
- сотрудники иностранной компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.
При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, налоговым органам следует также учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.
Основанные лишь на формальном подходе выводы налогового органа об отсутствии у иностранной компании статуса фактического получателя доходов, не подкрепляемые надлежащим образом сформированной доказательной базой и анализом профиля иностранной компании, не могут считаться обоснованными.
3. Особенности по уплате налога в отдельных случаях.
ФНС России обращает внимание, что положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольного выбора в отношении необходимости уплаты налога с соответствующего дохода на территории Российской Федерации или на территории другого Договаривающегося государства.
Наличие в ряде СОИДН формулировки о том, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве "могут облагаться налогом в этом другом Государстве" и одновременно формулировки "могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают" означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель таких доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов. Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в Российской Федерации как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в Российской Федерации. При этом участники указанных операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги 6.
Неисполнение налогоплательщиками обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации в данном случае является основанием для привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, доначисления налога на доходы иностранных организаций и начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.
4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц.
Налоговым органам при применении СОИДН также необходимо учитывать, что положения СОИДН могут не распространятся на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.
Так, например, партнерства с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership, LLP), созданные в соответствии с законодательством Великобритании, прямо исключены из числа субъектов, к которым применяются положения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества". Указанная норма содержится в подпункте "е" пункта 1 статьи 3 Конвенции.
Аналогичные особенности предусмотрены абзацем 3 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 в отношении партнерств, созданных в соответствии с законодательством США.
ФНС России обращает внимание, что исключения отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами, таким образом, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к категории лиц, на которых не распространяются положения такого СОИДН.
Налоговым органам необходимо руководствоваться изложенными в настоящем письме рекомендациями при формировании доказательной базы по предполагаемым нарушениям, связанным с неисполнением налогоплательщиками обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным организациям по причине несоблюдения условий, предусмотренных статьей 312 Кодекса; ошибочным / произвольным толкованием положением ряда отдельных СОИДН; применением преференций СОИДН в отношении лиц, на которых не распространяются положения соответствующего СОИДН.
Иные нарушения, которые могут быть установлены по результатам проведения камеральных налоговых проверок Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, в настоящем письме не рассматриваются.
Государственный советник |
Ю.В. Шепелева |
------------------------------
1 Письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-08-05/47828; от 19.12.2018 N 03-08-05/92537; от 15.04.2019 N 03-04-05/26553.
2 Письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, от 19.08.2015 N 03-08-05/47828, от 02.12.2015 N 03-08-05/70230; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 по делу N А53-20698/2014
3Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу N 305-ЭС14-1210, А40-14698/13
4 Письма ФНС России от 28.04.2018 N СА-4-9/8285; от 06.05.2019 N СА-4-7/8448
5 Письма Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236; от 27.03.2015 N 03-08-05/16994
6Пункт 9 "Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС подготовила разъяснения по вопросам контроля Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в рамках международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2021 г. N ШЮ-4-13/2243@ "Об отдельных вопросах контроля Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов"
Текст письма опубликован не был