Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Н.В. Тяпушкиной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Н.В. Тяпушкина, собственник нежилого здания, с которой решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, по требованию энергоснабжающей организации была взыскана стоимость безучетного потребления электрической энергии, оспаривает конституционность следующих норм Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442) (далее - Основные положения):
абзаца шестнадцатого (ошибочно поименованного в жалобе абзацем пятнадцатым) пункта 2, закрепляющего для целей данных Основных положений понятие безучетного потребления электрической энергии;
абзаца пятого пункта 187, предусматривающего, что объем безучетного потребления определяется с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, - определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с Основными положениями) до даты выявления факта безучетного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В деле с участием заявительницы Основные положения применены в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 554; однако содержание оспариваемых норм нашло отражение в ныне действующей редакции Основных положений (в частности, примененный в деле с участием Н.В. Тяпушкиной прежний абзац третий пункта 195 Основных положений в основном воспроизведен в обжалуемом ею абзаце пятом измененного пункта 187).
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 45, 46, 49 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации поскольку лишают потребителей электрической энергии права знать о сроках и датах проверок, проводимых энергоснабжающими организациями, а также не предусматривают необходимости устанавливать конкретное лицо, допустившее нарушения при потреблении ресурса.
Кроме того, Н.В. Тяпушкина просит отменить судебные постановления, принятые по делу с ее участием.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые положения (как в редакции, примененной в деле заявительницы, так и в действующей редакции), принятые во исполнение Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (абзац третий пункта 1 статьи 21), направлены - с учетом особенностей регулируемых отношений - на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих (электроснабжающих) организаций путем предупреждения и пресечения безучетного потребления ресурсов (электрической энергии) со стороны недобросовестных потребителей и одновременно - на обеспечение баланса прав и законных интересов сторон договора энергоснабжения в случаях такого нарушения условий договора, как безучетное потребление энергии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2998-О, от 18 июля 2019 года N 1977-О, от 25 ноября 2020 года N 2775-О и др.).
Данные нормы сами по себе и с учетом положений абзаца третьего пункта 170 (абзаца второго пункта 172 в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 554) Основных положений, закрепляющего, что проверки расчетных приборов учета проводятся не реже одного раза в год, не могут расцениваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявительницы, в деле с участием которой суды пришли к выводу о том, что обязанность по уведомлению истца (энергоснабжающей организации) о замене трансформатора лежала на ответчике (заявительнице).
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, равно как и разрешение вопроса об отмене судебных постановлений, принятых по делу с участием заявительницы, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тяпушкиной Надежды Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 марта 2021 г. N 473-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тяпушкиной Надежды Васильевны на нарушение ее конституционных прав абзацем шестнадцатым пункта 2 и абзацем пятым пункта 187 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)