Письмо Минфина России от 8 декабря 2020 г. N 03-11-10/107412
См. справку "Коронавирус COVID-19"
В связи с указанным письмом Минфин России рассмотрел запрос депутата по вопросу о налогообложении аптечных организаций и сообщает.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, одобренными в целом Правительством Российской Федерации, продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено.
При этом следует отметить, что система налогообложения в виде ЕНВД вводилась в условиях отсутствия контроля за реальными доходами налогоплательщиков по отдельным видам предпринимательской деятельности и, как следствие, отсутствия возможности расчета документально подтвержденной налогооблагаемой налоговой базы.
С совершенствованием налогового администрирования, а также за счет введения обязанности применения контрольно-кассовой техники при расчетах наличными и безналичными денежными средствами с покупателями товаров (работ, услуг) проблема получения информации о реальных доходах налогоплательщиков фактически решена.
Также отмечаем, что при переходе на ЕНВД не учитывается годовая сумма выручки налогоплательщиков, следовательно, данный специальный налоговый режим на практике применяют не только представители малого и среднего бизнеса. При этом налоговая нагрузка при применении ЕНВД по сравнению с другими режимами налогообложения достаточно низкая.
С отменой ЕНВД организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
В целях предоставления налогоплательщикам возможности перехода с системы налогообложения в виде ЕНВД на УСН без резкого увеличения налоговой нагрузки Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Кодекса дополнена пунктом 2 2, исходя из которого, налогоплательщики, применявшие ЕНВД до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.11.2020 N 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26 2 и 26 5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" материальные расходы в виде стоимости сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в период применения системы налогообложения в виде ЕНВД, но использованных (списанных в производство) в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе расходов по мере их использования (списания в производство).
Страховые платежи (взносы) и пособия, указанные в пункте 2 статьи 346 32 Кодекса, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) после 31 декабря 2020 года организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу работников, занятых в сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивался ЕНВД, уменьшают сумму налога, исчисленную за последний налоговый период применения данного режима налогообложения.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 346 20 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе снижать налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН (для налогоплательщиков с объектом налогообложения в виде доходов - с 6 до 1 процента, для налогоплательщиков с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - с 15 до 5 процентов).
Таким образом, аптечные организации, переходящие с системы налогообложения в виде ЕНВД на УСН, для решения вопроса об оптимизации налоговой нагрузки могут обращаться в законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем сообщаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Правительстве Российской Федерации обсуждалось предложение о продлении действия системы налогообложения в виде ЕНВД после 1 января 2021 года, которое не было поддержано.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 8 декабря 2020 г. N 03-11-10/107412
Текст письма опубликован не был