Решение Самарского областного суда от 22 марта 2021 г. N 3а-508/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-508/2021 по административному исковому заявлению С.С.Д. к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
С.С.Д. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N подзоны Ж1* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Ж1 (подзона застройки индивидуальными жилыми домами).
В иске указал, что он является собственником вышеуказанного земельного участка, входящего в состав населенного пункта п. Власть Труда муниципального района Волжский Самарской области.
Оспариваемым нормативным правовым актом в отношении этого земельного участка установлена подзона Ж1* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в связи с его нахождением на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 16 статьи 1 части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса РФ, пунктам 3 и 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, поскольку сведения о том, что принадлежащий ему земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют.
Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы С.С.Д. на осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности Д.О.Л. и М.Ю.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности Т.Д.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности О.И.В. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда и пояснила, что решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов). В рамках государственной программы Самарской области "Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах" в 2020 году по заказу министерства выполнены мероприятия по определению зон затопления, подтопления Саратовского водохранилища. В настоящее время министерством проводится работа по согласованию материалов с организациями, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления", и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. При этом, как усматривается из сообщения Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 15.06.2020, сведения об обеспечении инженерной защиты на спорном земельном участке, в нарушение ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в администрацию не поступали. Пункт 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ запрещает строительство объектов капитального строительства в границах зон затопления, подтопления без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления.
Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, заинтересованные лица: Администрация и Глава сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, а также Отдел водных ресурсов по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области и Администрация сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области представили суду письменные отзывы, в которых просили в удовлетворении административного иска отказать, дело рассмотреть без их участия.
Иные лица, участвующие в деле письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.
В силу ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике "Вести сельского поселения Курумоч" от 27 декабря 2013 года N 32 (74).
Решениями Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 21.04.2014 N 133/62/1; от 04.02.2016 N 35/10; от 28.12.2016 N 86/23; от 30.01.2020 N 251/1/69; от 27.08.2020 N 277/79 в Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области внесены изменения.
Судом установлено, что административному истцу С.С.Д. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью 856 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка, расположенный по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15.06.2020 г. и от 14.03.2021 г.
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельный участок с кадастровым номером N расположен в подзоне Ж1* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м".
Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж1 установлена подзона Ж1* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
15.06.2020 года С.С.Д. уведомлен Администрацией муниципального района Волжский Самарской области о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке в связи с тем, что данный земельный участок расположен в зоне подтопления, которая согласно параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не предусматривает возможности возведения в границах территориальной зоны строений в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 1 части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах потопления (затопления) в границах земельного участка с кадастровым номером N , что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 15.06.2020 г. и от 14.03.2021 г.
Из сообщения Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее - Волжского бассейнового управления от 01.10.2020 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 856 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны, вне прибрежной защитной полосы Саратовского водохранилища. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления", границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании разработанных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления границ затопления, подтопления (карт, планов объекта землеустройства), составленных в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве". На территории Самарской области работу по разработке карт (планов) объекта землеустройства ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. До настоящего времени указанные материалы в адрес отдела не поступали. Информацией о зонах затопления и подтопления в указанном районе отдел не располагает.
Как следует из пояснений представителя министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, данных в судебном заседании, в настоящее время министерством проводится работа по согласованию материалов с организациями, предусмотренными Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления", и внесению соответствующих сведений в ЕГРН.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером N не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж1* в отношении земельного участка с кадастровым номером N противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на жилищное строительство.
При этом, пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 N 342-ФЗ, на которую ссылается Администрация муниципального района Волжский Самарской области, определено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон.
Между тем, такого нормативного правового акта в материалы дела не представлено.
Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч не устанавливают такие зоны, а только отражают их на соответствующей карте. Установление границ затопления и подтопления отнесено к компетенции Федерального агентства водных ресурсов.
В связи с этим доводы представителя Администрации муниципального района Волжский Самарской области не могут быть приняты судом во внимание.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Вести сельского поселения Курумоч".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск С.С.Д. - удовлетворить.
Признать недействующей Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 в реакции от 27 августа 2020 года N 277/79, в части установления подзоны Ж1* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Ж1 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Вести сельского поселения Курумоч" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 марта 2021 г. N 3а-508/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании