Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Государственный морской и речной надзор (Госморречнадзор)*
Примечание: * Принятые сокращения органов Ространснадзора даны во Введении к настоящему Докладу.
1. Состояние нормативно-правового регулирования для осуществления Госморречнадзора
УГМРН ЦА проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие его деятельность, а также устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), в том числе возможности их исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности.
Результаты анализа нормативных правовых актов, которые не соответствуют современным требованиям и требуют переработки, уточнения или замены, представлены в таблице N 68.
Федеральное и ведомственное законодательство в сфере Госморречнадзора опубликовано в свободном доступе на официальном сайте Ространснадзора в сети Интернет.
Таблица N 68
N |
Реквизиты нормативного правового акта |
Обоснование несоответствия нормативного правового акта современным требованиям |
1. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| ||
В сфере обеспечения безопасности судоходства
| ||
1. |
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ) (далее КТМ РФ). |
1. В настоящее время законодательно отсутствует единый подход к исполнению законодательства о лицензировании на морском водном транспорте. КТМ регламентирует отношения, возникающие в связи с перевозкой лиц, которые заключили договор перевозки или в целях перевозки которых, такой договор заключён (пассажиры) и не учитывает отношения, возникающие из перевозки иных лиц, в том числе, находящихся на судне в связи с исполнением служебных обязанностей и не являющихся членами экипажа или пассажирами. Стоит отметить, что такой вид отношений в КВВТ урегулирован статьей 6.1, устанавливающей исчерпывающий перечень лиц, относящийся к категории "специальный персонал", при перевозке которого на судах внутреннего водного плавания получение лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров не требуется. В этой связи предлагается КТМ дополнить статьей, аналогичной статье 6.1 КВВТ. 2. В настоящее время в полном объеме не урегулирован вопрос повышения безопасности мореплавания при осуществлении каботажных рейсов. В соответствии с Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения судовладелец должен разработать и применять систему управления безопасностью, гарантирующую безопасность людей на борту судна, безопасность самого судна и перевозимого им груза. Вместе с тем МКУБ имеет распространение только на суда, совершающие международные рейсы. В целях повышения уровня безопасности торгового мореплавания при осуществлении каботажных рейсов предлагается КТМ дополнить статьей о внедрении системы управления безопасностью, при осуществлении судами каботажного плавания, аналогичной статье 34.1 КВВТ. 3. В связи с тем, что Международная конвенция по опасным и вредным веществам не вступила в силу, а национальное законодательство, изданное в развитие данного правового акта, налагает на судовладельца дополнительные (избыточные) обязанности по страхованию деятельности при перевозке указанных грузов предлагается из КТМ исключить главу XIX "Ответственность в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ". |
2. |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 07.03.2001 N 24-ФЗ) |
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг на внутреннем водном транспорте также возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Вместе с тем, учитывая положения части 1 статьи 4.1 и части 1 статьи 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) проверки соблюдения обязательных требований непосредственно на судах инспекторами Ространснадзора не осуществляются, а полномочия должностных лиц инспекции портового контроля по проверке на указанных объектах транспорта требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов законодательно не определены. В этой связи Ространснадзор предлагает внести дополнение в пункт 3 статьи 38.1 КВВТ РФ, наделив должностных лиц инспекций портового контроля полномочиями по осуществлению контроля соблюдения обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов судов и плавучих объектов внутреннего водного транспорта и предоставляемых на них услуг в рамках существующей процедуры портового контроля. Главой VII Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140 установлен перечень требований к перевозчику по обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуги по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом. Указанный перечень не содержит четких и исчерпывающих требований, обеспечивающих доступность услуги по перевозке на судах внутреннего водного плавания лиц с ограниченными возможностями, а также обязательных требований непосредственно к судовладельцам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям). Кроме того, к объектам транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта относятся и береговые объекты, сооружения, расположенные на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров (например: речные вокзалы, остановочные пункты). Учитывая требования Федерального закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, указанные объекты должны отвечать требованиям доступности. В настоящее время отсутствуют законодательно установленные требования к речным вокзалам и остановочным пунктам по наличию на них необходимой и достаточной номенклатуры и количества приспособлений и устройств для инвалидов и маломобильных групп населения. В этой связи предлагается дополнить статью 3 КВВТ РФ такими объектами, как "речной вокзал", "остановочный пункт", а пункт 7 статьи 95 КВВТ РФ положениями, регламентирующими обязанности судовладельцев, владельцев речных вокзалов, остановочных пунктов по обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов судов, речных вокзалов, остановочных пунктов и предоставляемых на них услугах наравне с другими пассажирами. Кроме того, во исполнение пункта 7 статьи 95 КВВТ РФ разработан проект Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских судов и объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта и предоставляемых на них услуг. |
В сфере расследований аварий и транспортных происшествий на водном транспорте
| ||
3. |
Приказ Минтранса России от 29.12.2003 N 221 "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации" |
В соответствии с Пунктом 9 Положения причиной транспортного происшествия может являться: - невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства; - нарушение командным составом трудовой дисциплины. В соответствии с пунктом 21 Положения задачами расследования транспортных происшествий на ВВП РФ является выявление и оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц, т.е. по сути, определение виновных и ответственных за происшествие. При этом, согласно п. 3 Положения о расследовании аварий или инцидентов на море, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308 (также как и п. 4 Приказа Минтранса России от 27.12.2010 N 221) целью проведения расследования аварийных случаев является установление причин аварийных случаев (транспортных происшествий) и выработка рекомендаций (принятие мер) по их предотвращению в будущем. Данные нормы согласуются с требованием, предусмотренным п. 1.1 гл. 1 ч. 1 "Общие положения" Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море Резолюция N MSC.255(84) Международной морской организации, где указано, что расследования не преследуют цель распределить вину или установить ответственность. Кроме этого, пунктами 8 и 9 Положения установлены исчерпывающие перечни видов транспортных происшествий и их причин. Данный подход не охватывает все происходящие на ВВП виды транспортных происшествий. Например, в соответствии с пунктом 8 действующего Положения пожар на судне не является основанием для расследования, если он не привел к последствиям изложенным в пункте 6 (гибель человека, утрата судна, разлив нефтепродуктов и т.д.). Таким образом, перечень причин, изложенный в п. 9 Положения не охватывает все возможные случаи и обстоятельства, которые повлияли на событие ТП. В этой связи предлагается подготовить новый проект приказа Минтранса России "Об утверждении Положения о расследовании аварийных случаев на внутреннем водном транспорте" |
4. |
Приказ Минтранса России от 08.10.2013 N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море" |
1. Согласно ст. 38 Ространснадзор ведет статистический учет аварийных случаев (за исключением инцидентов), т.е. учет всех аварийных случаев с судами. В то же время согласно статье 42 Росрыболовство учитывает аварийные случаи, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, расследованные Ространснадзором. Таким образом, происходит дублирование учета аварийных случаев, произошедших с судами рыбопромыслового флота. 2. Пунктом 11 Положения определено, что Ространснадзор во время проведения расследования аварийного случая привлекает специалистов для проведения анализов и экспертиз. Однако порядок оплаты (расходов) за проведение экспертиз Положением не определен. Ранее, в ПРАС-2009 (приказ Минтранса России от 14.05.2009 N 75), отмененный приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308, расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании аварии на море, нес судовладелец. Предложение связано с неурегулированностью данного вопроса действующим законодательством в области водного транспорта. 3. Положение о расследовании регламентирует процедуру проведения расследования, однако не содержит порядка и оснований для продления сроков расследования в случае невозможности получения экспертиз, данных приборов регистрации рейса, иных процессуальных действий в отведенные Положением сроки. В связи с чем, предлагается определить порядок продления сроков расследования аварийных случаев. 4. Пунктом 12 Положения установлено, что "капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае". Ввиду того, что термин "незамедлительно" законодательно не определен, предлагается установить временной интервал о сообщении капитаном судна об аварийном случае вместо "незамедлительно" - в течение суток. |
В сфере обеспечения безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений
| ||
5. |
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" |
Согласно абзацу 1 статьи 2 Федерального закона N 117-ФЗ, законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из Федерального закона N 117-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Так, во исполнение Федерального закона N 117-ФЗ принято ряд актов: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1108; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 N 986, действие которых напрямую (безусловно) распространяется на портовые ГТС. Вместе с тем, учитывая, что в статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ, в перечне объектов, раскрывающих понятие: "гидротехническое сооружение", отсутствует понятие "причал" ("причальное сооружение") Ространснадзор считает, что вопрос о распространении действия Федерального закона N 117-ФЗ на портовые гидротехнические сооружения нуждается в дополнительной конкретизации. Таким образом следует уточнить список распространения федерального закона N 117-ФЗ на сооружения, используемые в целях мореплавания и судоходства и убрать избыточные требования в виде декларации безопасности на портовые гидротехнические сооружения. |
Примечание: * Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2. Организация Госморречнадзора
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления Госморречнадзора.
а). Схема организационной структуры и системы управления:
б). Перечень территориальных органов Госморречнадзора по федеральным округам представлен в таблице N 69.
Таблица N 69
2.2. Перечень и описание видов государственного контроля (надзора) Госморречнадзора представлены в таблице N 70
Таблица N 70
2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) Госморречнадзора, представлены в таблице N 71
Таблица N 71
N |
Реквизиты (вид, дата, номер и название) нормативного правового акта |
1. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации государственного контроля (надзора)
| |
1.1. Контрольных (надзорных) функций
| |
1. |
Федеральный закон от 02.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". |
2. |
Федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации". |
3. |
Федеральный закон от 07.03.2001 N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". |
4. |
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". |
5. |
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". |
6. |
Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" |
8. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве". |
9. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта". |
10. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта". |
11. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре". |
12. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций". |
13. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений". |
14. |
Постановление Правительства РФ от 20.11.2020 N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" |
15. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 г. N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" |
16. |
Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606 "Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался" |
17. |
Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1589 "Об утверждении Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения" |
18. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2000 N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации" |
19. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 110 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта". |
20. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях". |
21. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 884 "Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов". |
22. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 г. N 1607 "О классификации гидротехнических сооружений". |
23. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2012 N 620 "Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта". |
24. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2012 N 623 "Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта". |
25. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". |
1.2. Разрешительных функций (исключая лицензирование)
| |
1. |
Приказ Минтранса России от 18.04.2012 N 101 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по принятию решения о временном переводе судов под флаг иностранного государства" |
2. |
Приказ Ространснадзора России от 20.02.2014 N АК-202 фс "Об организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по выдаче разрешений на эксплуатацию судоходных гидротехнических и морских портовых гидротехнических сооружений" |
2. Нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление государственного контроля (надзора)
| |
1. |
Приказ Минтранса России от 06.07.2012 N 195 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием, установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". |
2. |
Приказ Минтранса России от 14.08.2012 N 307 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства. |
3. |
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.04.2012 N АК-170/1 фс "Об определении Перечня экспертных центров для проведения экспертизы Деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений, поднадзорных Ространснадзору". |
4. |
Приказ Минтранса России от 17.08.2012 N 318 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности судоходных гидротехнических сооружений. |
5. |
Приказ Ростехнадзора России от 15.07.2016 N 298 "Об утверждении порядка предоставления информации из Российского регистра гидротехнических сооружений". |
Примечание:
* Наименование и реквизиты:
административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций, действия которых распространяются, на все органы Ространснадзора даны в п. 2.3. Раздела I
2.4. Информация о взаимодействии Госморречнадзора при осуществлении соответствующего вида государственного контроля (надзора) с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия представлена в таблице N 72
Таблица N 72
N |
Наименование органа государственного контроля (надзора), с которым организовано взаимодействие |
Основание для взаимодействия (договор, соглашение, нормативный правовой акт и т.п.) |
Формы взаимодействия |
1. |
Федеральная налоговая служба |
Технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" |
Направление запросов в ФНС и получение ответов в электронном виде. |
2. |
Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное Казначейство Росреестр Росимущество МЧС России |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. N 1519р; Решения Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления: от 13.08.2010 N СС-П10-21пр; ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ |
Информационные системы федеральных органов исполнительной власти подключены к единой системе (далее - ЕС) Межведомственного Электронного Взаимодействия (далее - МЭВ) для оказания государственных услуг в электронном виде. Для МЭВ федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг в электронном виде созданы специальные технологические карты. |
3. |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Соглашение о взаимодействии и информационном обмене между МЧС России и Ространснадзором от 31.08.2011 N 2-4-38-16/102с |
Направление запросов в МЧС и получение ответов в формализованном виде |
4. |
Росстат России |
Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р и приказа Росстата России от 19.06.2014 N 438 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального статистического наблюдения за аварийностью на море" и приказ Росстата от 31.10.2012 N 580 |
Представление сведений об аварийности на море по форме N 52-М(суд); представление сведений об аварийности на внутренних водных путях Российской Федерации по форме N 24-ВТ. |
5. |
Федеральное агентство морского и речного транспорта |
Распоряжение от 20.06.2014 г. N АК-281-р(фс)/ |
В целях организации эффективного взаимодействия между капитанами морских портов, Администрациями бассейнов внутренних водных путей, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, и территориальными управлениями государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта утверждены методические рекомендации о взаимодействии капитанов морских портов, Администраций бассейнов внутренних водных путей, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, и территориальных управлений государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при выявлении административных правонарушений в ходе проверок судов и иных плавучих объектов. |
6. |
Федеральная налоговая служба (ФНС России) Росреестр МЧС России Федеральное агентство морского и речного транспорта Росприроднадзор Росрыболовство Рособрнадзор |
Федеральный закон от 03.11.2015 N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
Для Межведомственного Электронного Взаимодействия (МЭВ) федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении проверок созданы специальные технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ). |
2.5. Сведения о выполнении отдельных функций при осуществлении видов государственного контроля (надзора) подведомственными Госморречнадзору организациями
Госморречнадзор подведомственных организаций не имеет.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
Госморречнадзор работу по аккредитации экспертных организаций не проводит.
3. Финансовое и кадровое обеспечение Госморречнадзора
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора)
Сведения по деятельности Госморречнадзора представлены в таблице N 73.
Таблица N 73
Период |
Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору), тыс. руб. |
Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на финансирование участия экспертных организаций и экспертов в проведении проверок, тыс. руб. |
|
план |
факт |
||
2020 год |
640020 |
637349 |
0 |
I пол. |
640020 |
334582,3 |
0 |
3.2. Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору), и об укомплектованности штатной численности, представлены в таблице N 74
Таблица N 74
Период |
Количество штатных единиц, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), ед. |
Укомплектованность штатных единиц, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), % |
||
всего |
замещенных |
вакантных |
|
|
2020 год |
376 |
314 |
62 |
83,5% |
I пол. |
376 |
323 |
53 |
86% |
3.3. Сведения о квалификации работников, выполняющих функции по контролю (надзору), и о мероприятиях по повышению их квалификации
3.3.1. Сведения по федеральным государственным гражданским служащим, которых необходимо направить на обучение, представлены в таблице N 75 (далее - Заявка)
Таблица N 75
Период |
Кол-во федеральных гос. служащих, выполняющих функции по контролю (надзору) |
Кол-во федеральных государственных служащих, направляемых на обучение (чел.) |
Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете (тыс. руб.) |
||||
всего |
профессиональной переподготовки |
повышение квалификации |
всего |
профессиональной переподготовки |
повышение квалификации |
||
2020 год |
376 |
77 |
- |
77 |
205,07 |
- |
205,07 |
I пол. |
376 |
14 |
- |
14 |
65,56 |
- |
65,56 |
3.3.2. Сведения о мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольные функции, представлены в таблице N 76
Таблица N 76
Период |
Количество федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, (единиц) |
||||
запланированных на повышение квалификации в отчетном году |
прошедших повышение квалификации |
||||
согласно Заявке |
за счет целевых средств гос. заказа (при распределении денежных средств) |
всего |
из них: |
||
за счет целевых средств, выделенных на исполнение гос. заказа |
за счет средств по текущему виду финансирования |
||||
2020 год |
80 |
78 |
56 |
47 |
1 |
I пол. |
51 |
51 |
0 |
0 |
0 |
3.4. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору)
Сведения о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору) по сферам деятельности представлены в таблице N 77.
Таблица N 77
3.5. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Эксперты к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
4. Проведение государственного контроля (надзора) Госморречнадзора
4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора)
4.1.1. Сведения о проверках, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 78
Таблица N 78
4.1.2. Сведения о проверках (осмотрах) транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры представлены в таблице N 79
Таблица N 79
4.1.3. Сведения о разрешительной деятельности (исключая лицензирование) и об уведомлениях о начале осуществления предпринимательской деятельности представлены в таблицах N 80 и 81
Таблица N 80
Таблица N 81
4.1.4. Сведения об аттестационной деятельности
Госморречнадзором аттестационная деятельность не проводится.
4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору), а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности
Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
4.3. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Сведения об авариях и происшествиях на транспорте представлены в таблице N 82.
Таблица N 82
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
Всего аварийных случаев |
74 |
61 |
с судами торгового мореплавания |
46 |
30 |
из них с пассажирскими судами |
3 |
2 |
с рыбопромысловыми судами |
21 |
30 |
с судами внутреннего водного транспорта |
7 |
1 |
Очень серьезные аварии |
8 |
8 |
с судами торгового мореплавания |
7 |
3 |
из них с пассажирскими судами |
- |
- |
с рыбопромысловыми судами |
1 |
5 |
Аварии |
59 |
52 |
с судами торгового мореплавания |
39 |
27 |
из них с пассажирскими судами |
3 |
2 |
с рыбопромысловыми судами |
20 |
25 |
с судами внутреннего водного транспорта |
7 |
1 |
Погибших в прямой связи с эксплуатацией судна, человек |
29 |
35 |
на судах торгового мореплавания |
16 |
5 |
из них на пассажирских судах |
3 |
- |
на рыбопромысловых судах |
10 |
28 |
на судах внутреннего водного транспорта |
3 |
2 |
Получивших тяжкий вред, причинённый здоровью в прямой связи с эксплуатацией судна, человек |
4 |
3 |
на судах торгового мореплавания |
2 |
1 |
из них на пассажирских судах |
- |
- |
на рыбопромысловых судах |
- |
2 |
на судах внутреннего водного транспорта |
2 |
- |
Аварии с судами, повлекшие загрязнение окружающей среды |
- |
- |
4.4. Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 83.
Таблица N 83
Наименование управления |
Риск-ориентированный подход |
|
сведения о применении |
проблемные вопросы |
|
Госморречнадзор |
- План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год сформирован на основании риск-ориентированного подхода; - Проведен анализ принятия решений о включении в реестр подконтрольных объектов, исключении из реестра, присвоении и изменении категории риска (класса опасности), и о фактической реализации планов проверок на 2020 г., в том числе в части уровня принятия решений (в части планового контроля); - Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме; - С учетом критериев риска и индивидуального поведения субъекта в целях планирования мероприятий по контролю производится категорирование субъектов контроля и изменение категории риска на постоянной основе; - План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год сформирован на основании риск-ориентированного подхода. |
Разработаны индикаторы риска для внеплановых проверок, проходят внутреннее согласование для последующего направления в Минтранс России |
4.5. Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, представлены в таблице N 84.
Таблица N 84
Наименование профильного (территориального) управления |
Проведение профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий |
|
|
количество проведенных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, ед. |
количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, ед. |
Госморречнадзор |
335 |
429 |
4.6. Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Территориальными управлениями Госморречнадзора осуществляется наблюдение и проводится анализ информации из государственных информационных систем в целях выявления нарушений обязательных требований и принятия мер превентивного характера для предотвращения нанесения вреда жизни и здоровья людям и окружающей морской среде.
В 2020 году проводились следующие мероприятия по контролю, при проведении которых не требовалось взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- на основании данных программы "АРМ Инспектор" (окно "Река") организован систематический анализ результатов осмотра судов инспекторами государственного портового контроля в части наличия на судах нарушений действующего законодательства и применения мер к должностным лицам, допустившим нарушения;
- организован систематический анализ:
комплексной интегрированной информационной системы "Море" в части получения данных о техническом состоянии морских и речных судов, их местонахождении, наличии в компании системы управления безопасностью судов (СУБ) и т.д.;
информационной системы государственного портового контроля "Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации";
базы данных регистрации судов;
проверки информации, поступающей от филиалов Российского речного регистра в части наличия у субъектов контроля (надзора) действующей системы управления безопасностью судов (СУБ).
Кроме того, в навигационный период в местах интенсивного движения и сосредоточения флота организовано патрулирование с использованием патрульных судов для контроля за содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования, недопущения случаев нарушений со стороны судоводительского состава, осмотров технического состояния портовых гидротехнических сооружений.
Продолжена реализация мероприятий по проведению пилотного проекта по дистанционному непрерывному мониторингу исполнения обязательных требований предприятиями водного транспорта. Сервис "Непрерывный мониторинг" является частью реализуемой в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта системы дистанционного контроля, которая позволит:
- анализировать состояние безопасности объектов транспорта на основе актуальных данных о деятельности организаций и принадлежащих им объектах в реальном времени;
- оперативно реагировать на отклонения от установленных значений в работе транспортного комплекса, предупреждая наступление негативных последствий, а также, фактически, проверять без взаимодействия с юридическим лицом и ИП представленные в рамках самодекларирования данные.
В 2020 году между департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта заключено соглашение "О взаимодействии" по реализации совместного пилотного проекта по дистанционному мониторингу выполнения правил судоходства на внутренних водных путях города Москвы, для возможности дальнейшего распространения полученного опыта на территорию бассейнов Российской Федерации в рамках задач по реформе контрольно-надзорной деятельности. Указанная модель контроля реализуется Ространснадзором совместно с Государственным казенным учреждением города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (ЦОДД) на объектах речного транспорта.
ЦОДД проведены работы по установке на внутренних водных путях города Москвы 111 камер видеонаблюдения с обучаемой системой видеоаналитики для контроля за движением, швартовкой и стоянкой судов. Совместно с Центральным управлением государственного речного надзора Ространснадзора проводится обучение системы для выявления и идентификации нарушений в автоматизированном режиме.
Одновременно с этим подготовлен ряд проектов нормативных актов по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, устанавливающих порядок и полномочия рассмотрения Ространснадзором административных дел по нарушениям на внутреннем водном транспорте, зафиксированных с помощью автоматических средств фотовидеофиксации.
Проводится работа по интеграции системы видеомониторинга с эксплуатируемой Ространснадзором системой управления рисками.
4.7. Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства представлены в таблице N 85.
Таблица N 85
Наименование профильного (территориального) управления |
Количество проведенных в отчетном периоде проверок малого предпринимательства, ед. |
Госморречнадзор |
101 |
5. Действия Госморречнадзора по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
5.1. Сведения о принятых Госморречнадзором мерах реагирования по фактам выявленных нарушений
Сведения о результатах проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлены в таблице N 86
Таблица N 86
5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны
В течение 2020 года Госморречнадзором проводились профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления деятельности. Работа проводилась в соответствии с программой профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год, утвержденной приказом Ространснадзора 18 марта 2020 г. N ВБ-160фс. В 2020 году Госморречнадзором проводились следующие мероприятия.
На официальном сайте в сети Интернет размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
Разработаны и опубликованы на сайтах территориальных управлений руководства по соблюдению обязательных требований.
В течение года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 155 семинаров и информационных встреч с поднадзорными субъектами.
На интернет-сайтах территориальных управлений опубликованы обобщения практики осуществления государственного контроля.
Непосредственно во время проведения 161 проверки проводились разъяснения субъектам контроля (надзора) обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды.
В течение 2020 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям направлено 429 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. По сравнению с 2019 г. этот показатель вырос на 36.6%.
Событийно освещались в средствах массовой информации сведения о деятельности Госморречнадзора. В СМИ размещено 15 публикаций
В течение года территориальными управлениями Госморречнадзора проведено 4 ежеквартальных публичных обсуждения результатов правоприменительной практики. Количество проведенных мероприятий было сокращено из-за ограничений, связанных с запретом на проведение массовых мероприятий, вызванным распространением коронавирусной инфекции.
С целью информирования поднадзорных субъектов на интернет-сайте Ространснадзора размещены сведения о состоянии аварийности на водном транспорте и ежегодные Сборники характерных аварийных случаев на море и внутренних водных путях.
Размещенные на официальном сайте Ространснадзора списки контрольных вопросов обеспечивают возможность самооценки подконтрольными субъектами своей деятельности на предмет соблюдения предъявляемых требований.
В 2020 Управление государственного морского и речного надзора продолжило начатый в июле 2019 года пилотный проект по дистанционному непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований, основной целью которого является повышение уровня безопасности на объектах инфраструктуры и транспортных средствах. При проведении пилотного проекта отрабатывалась возможность перехода к профилактической модели надзора в сфере водного транспорта - "непрерывный мониторинг", с отказом от проведения плановых проверок. Пилотный проект проводился параллельно и независимо от проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных действующим законодательством.
После прохождения самооценки в личном кабинете, организации выявляли у себя нарушения обязательных требований и устраняли их. В результате с начала эксперимента число выявленных и самостоятельно устраненных компаниями нарушений обязательных требований всего составило более 10 тысяч.
В 2020 году увеличилось количество самостоятельно устраненных компаниями нарушений обязательных требований, выявленных в ходе самооценки, что в результате способствует снижению рисков наступления потенциальных аварийных событий. За период с июля по декабрь 2020 года число потенциальных нарушений обязательных требований, выявленных компаниями по результатам самооценки, снизилось на 66% по отношению к аналогичному периоду 2019 года.
Всего в 2020 году заключили соглашение на информационное взаимодействие 328 компаний, поднадзорными организациями направлено в Госморречнадзор 57 деклараций соответствия, к учету принято 55 из них.
Результаты "Непрерывного мониторинга" анализируются Госморречнадзором для определения наиболее часто нарушаемых обязательных требований, их группировки и подготовки предложений по снижению рисков их нарушений путем внесения изменений в КоАП РФ, отраслевые НПА, программы профилактики нарушений обязательных требований.
Указанные мероприятия способствуют предотвращению нарушений со стороны поднадзорных субъектов.
5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю представлены в таблице N 87
Таблица N 87
6. Анализ и оценка эффективности Госморречнадзора
6.1. Показатели эффективности государственного контроля (надзора)
Показатели эффективности государственного контроля (надзора) рассчитаны на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденной Росстатом и их значения представлены в таблице N 88
Таблица N 88
6.1.1 Анализ ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности, устанавливаемых отдельными решениями Правительства Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти и их значений
Ключевые показатели результативности контрольно-надзорной деятельности представлены в таблице N 89
Таблица N 89
Наименование |
Кол-во людей, погибших в результате аварийных случаев на морском транспорте на 1.000.000 перевезенных пассажиров |
Кол-во людей, погибших в результате транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте на 1.000.000 перевезенных пассажиров |
Кол-во людей, получивших вред здоровью в результате аварийных случаев на 1.000.000 перевезенных пассажиров на морском транспорте |
Кол-во людей, получивших вред здоровью в результате транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте на 1.000.000 перевезенных пассажиров |
Материальный ущерб, причиненный гражданам, организациям, государству в результате аварийных случаев на морском транспорте |
Материальный ущерб, причиненный гражданам, организациям, государству в результате транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте |
||||||
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
||||||
|
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
Российская Федерация |
1,18 |
1,13 |
0,1 |
0,3 |
0,27 |
0 |
0,16 |
0 |
- |
- |
- |
- |
6.1.2. Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в Госморречнадзоре
Расчет и анализ показателей проводится на основании сведений ведомственных статистических наблюдений и их значения представлены в таблице N 90
Таблица N 90
6.2. Анализ эффективности действий ОГМРН по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Сведения об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 91.
Таблица N 91
7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий период показатели его эффективности
В 2020 году Госморречнадзором достигнуты следующие значения выполнения плана показателей деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2020 год, утвержденного приказом Минтранса России от 31.03.2020 N 135, а также показателей ведомственного проекта "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации".
Показатель "Уменьшение количества смертельных случаев и случаев травматизма посредством повышения эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности (к уровню 2017 года)" при установленном плановом значении 75% Госморречнадзором достигнут, учитывая, что в 2020 году на судах торгового мореплавания и судоходства погибло 7 человек и 1 человек получил тяжкие телесные повреждения, а в 2017 году было 10 случаев гибели и травматизма.
В 2020 году были заключены государственные контракты на поставку построенных патрульных катеров длиной 11-13.5 м для обеспечения государственных нужд. По данным контрактам, подлежавшим оплате в 2020 году, имеется просрочка исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Принимая во внимание, что обязательства поставщиков по указанным соглашениям обеспечены банковскими гарантиями, учитывая сложившуюся в 2020 году сложную эпидемиологическую ситуацию, которая повлекла за собой нарушение сроков поставки запасных частей и оборудования из стран Европейского союза и Японии, необходимых для строительства катеров для государственных нужд, а также реализованный в 2020 году в рамках обязательств значительный объем работ, исполнение по контрактам ожидается в апреле 2021 года после представления актов приема-передачи построенных патрульных катеров 11-13,5 м.
В 2020 году отсутствуют случаи проведения Госморречнадзором проверок, результаты которых были признаны недействительными, а также проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, по результатам выявления которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного и административного наказания.
План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнен на 100%.
Доля устраненных в 2020 году нарушений составила 93,5% при установленном Минтрансом показателе 83,6%.
Анализ формы федерального статистического наблюдения 1-Контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" за 2020 год в сравнении с 2019 годом (таблица N 28) показывает значительное снижение количественных показателей, что связано с уменьшением количества проведенных в 2020 году проверок, вызванным ограничениями, установленными постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Сравнительный анализ основных показателей работы ОГМРН в 2020 году представлен в таблице N 92
Таблица N 92
Наименование показателей |
Единица измерения |
2019 год |
2020 год |
||
Значение |
+/- |
% |
|||
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей |
ед. |
1213 |
222 |
-991 |
18% |
Общее количество внеплановых проверок |
ед. |
559 |
143 |
-416 |
26% |
Количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0% |
Общее количество документарных проверок |
ед. |
638 |
145 |
-493 |
23% |
Общее количество выездных проверок |
ед. |
758 |
87 |
-671 |
11% |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения |
ед. |
489 |
79 |
-410 |
16% |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу ЧС природного и техногенного характера |
ед. |
24 |
7 |
-17 |
29% |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу ЧС природного и техногенного характера |
ед. |
1 |
5 |
4 |
500% |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения |
ед. |
567 |
85 |
-482 |
15% |
Выявлено правонарушений - всего |
ед. |
3388 |
284 |
-3104 |
8% |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях |
ед. |
304 |
37 |
-267 |
12% |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания |
ед. |
255 |
37 |
-218 |
15% |
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок |
ед. |
461 |
192 |
-269 |
42% |
Общая сумма наложенных административных штрафов |
тыс. рублей |
16490 |
3881 |
-12609 |
24% |
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов |
тыс. рублей |
9469 |
2973 |
-6496 |
31% |
Общее количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок |
ед. |
500 |
70 |
-430 |
14% |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки |
ед. |
962 |
206 |
-756 |
21% |
Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом проведения проверок |
ед. |
656 |
79 |
-577 |
12% |
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере транспорта
Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основании анализа существующей нормативной правовой базы по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, приведенного в таблице N 92, представлены в таблице N 93
Таблица N 93
N |
Реквизиты нормативного правового акта |
Предложения по совершенствованию нормативного правового акта |
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| ||
В сфере обеспечения безопасности торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях
| ||
1 |
Федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" |
1. В целях создания единого подхода к исполнению законодательства о лицензировании на морском и внутреннем водном транспорте предлагается КТМ дополнить статьей, устанавливающей исчерпывающий перечень лиц, относящийся к категории "специальный персонал", и регламентирующей порядок пребывания таких лиц на судне. 2. В целях повышения уровня безопасности торгового мореплавания при осуществлении каботажных рейсов предлагается КТМ дополнить статьей, устанавливающей порядок разработки и применения в судоходных компаниях, а также на судах, эксплуатируемых такими компаниями, системы управления безопасностью. 3. В связи с тем, что Международная конвенция по опасным и вредным веществам не вступила в силу, а национальное законодательство, изданное в развитие данного правового акта, налагает на судовладельца дополнительные (избыточные) обязанности по страхованию деятельности при перевозке указанных грузов предлагается из КТМ исключить главу XIX "Ответственность в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ". Полагаем данную норму избыточной и ее отмена будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности морских перевозчиков Российской Федерации. |
2 |
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
В соответствии с пунктом 8б Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236, к полномочиям Ространснадзора относится надзор за исполнением требований, предусмотренных правилами содержания судовых ходов и средств навигационного оборудования на внутренних водных путях. В целях реализации возложенных полномочий используются суда патрульного флота. Однако, законодательная база для использования патрульных катеров отсутствует. В этой связи предлагается внесение дополнений в статью 13.2 Закона N 294-ФЗ, устанавливающих проведение плановых (рейдовых) осмотров судовых ходов и средств навигационного оборудования, с последующим изданием нормативного акта, регламентирующего проведение таких осмотров, оформления и содержание заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров. |
3 |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 07.03.2001 N 24-ФЗ) |
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг на внутреннем водном транспорте также возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Вместе с тем, учитывая положения части 1 статьи 4.1 и части 1 статьи 38.1 КВВТ проверки соблюдения обязательных требований непосредственно на судах инспекторами Ространснадзора не осуществляются, а полномочия должностных лиц инспекции портового контроля по проверке на указанных объектах транспорта требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов законодательно не определены. В этой связи предлагается внести дополнение в пункт 3 статьи 38.1 КВВТ РФ, наделив должностных лиц инспекций портового контроля полномочиями по осуществлению контроля соблюдения обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов судов и плавучих объектов внутреннего водного транспорта и предоставляемых на них услуг в рамках существующей процедуры портового контроля. 2. В настоящее время отсутствуют законодательно установленные требования к речным вокзалам и остановочным пунктам по наличию на них необходимой и достаточной номенклатуры и количества приспособлений и устройств для инвалидов и маломобильных групп населения. В связи с этим предлагается статью 3 КВВТ дополнить понятиями "речной вокзал", "остановочный пункт", а пункт 7 статьи 95 КВВТ положениями, регламентирующими обязанности судовладельцев, владельцев речных вокзалов, остановочных пунктов по обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов судов, речных вокзалов, остановочных пунктов и предоставляемых на них услугах. Кроме того предлагается утвердить разработанный во исполнение пункта 7 статьи 95 КВВТ РФ проект Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских судов и объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта и предоставляемых на них услуг. |
В сфере обеспечения безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений
| ||
4 |
Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" |
В соответствии со статьей 23.36. КоАП РФ Ространснадзор, уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях по статьям 7.7, 9.2. и 10.10. КоАП РФ только в отношении судоходных гидротехнических сооружений. В целях реализации возложенных на Ространснадзор полномочий по осуществлению надзора за портовыми гидротехническими сооружениями данная норма КоАП РФ нуждается в дополнении после слова "судоходных" вставить "и портовых" |
5 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" |
В соответствии с пунктом 230 разработать порядок разработки декларации соответствия и порядок ее утверждения. В части работы аккредитованных испытательных центров (пункты 189, 190, 195, 224, 230 технического регламента) не определены функции аккредитованных испытательных центров, объем проводимых ими испытаний, перечень руководящих документов, регламентирующие проведение испытаний. Не определен порядок выдачи разрешений на эксплуатацию причала (подпункт "ж" пункта 184 технического регламента). Не определен порядок идентификации объектов инфраструктуры морского транспорта (пункты 238, 239 технического регламента). |
6 |
Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" |
В соответствии с пунктом 445 установить порядок разработки декларации соответствия и порядок ее утверждения |
В сфере расследований аварий и транспортных происшествий на водном транспорте
| ||
7 |
Приказ Минтранса РФ от 29.12.2003 N 221 "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации" |
Подготовить новый проект приказа Минтранса России "Об утверждении Положения о расследовании аварийных случаев на внутреннем водном транспорте". |
8 |
Приказ Минтранса России от 08.10.2013 N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море" |
Внести изменения и дополнения в Приказ Минтранса России от 08.10.2013 N 308 в части: видов аварийных случаев; формулировки условий, при которых произошла гибель человека или получение им тяжких телесных повреждений; исключения дублирования учета аварийных случаев, произошедших с судами рыбопромыслового флота разными ведомствами; урегулирования вопросов, связанных с расходами на привлечение специалистов для производства анализов и экспертиз; учёта аварийных случаев; порядка продления сроков расследования. |
______________________________
* Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
7.3. Предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
1. Обеспечить качественное и своевременное расследование транспортных происшествий на водном транспорте в соответствии с международными и национальными нормативными актами Российской Федерации. По всем фактам аварий и очень серьёзных аварий проводить внеплановые проверки компаний-судовладельцев. Результаты расследований очень серьезных аварий с судами размещать на страницах периодических изданий морской отрасли.
2. Обеспечить эффективное использование автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ - инспектор) в территориальных управлениях Госморречнадзора, полный оперативный ввод и передачу данных о проверках хозяйствующих субъектов на водном транспорте и их результатах в Систему управления рисками Ространснадзора в целях практической реализации принципов открытости деятельности Ространснадзора.
3. Принять меры по выполнению программ переподготовки и повышения квалификации сотрудников Госморречнадзора в объёмах, установленных законодательством Российской Федерации, совершенствованию взаимодействия с Вузами водного транспорта по внедрению и освоению новых форм и методов дистанционной подготовки сотрудников по различным специализациям.
4. Продолжить реализацию мероприятий по внедрению и реализации пилотного проекта по дистанционному мониторингу выполнения правил судоходства на внутренних водных путях города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.