Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов
(утв. наблюдательным советом государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 29 апреля 2020 г., протокол N 79 (в редакции от 26 апреля 2021 г., протокол N 85))
1. Принципы формирования Программы. Цели деятельности, функции и роль Фонда
Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Программа) является комплексным документом, определяющим основные направления деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд, государственная корпорация) на период 2019-2025 годов. С учетом поручения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N ММ-П13-15259 Программа действует до объединения Фонда и публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
Программа разработана в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также с целями и задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и федеральными проектами "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Чистая вода" и "Оздоровление Волги".
Программа направлена на достижение определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) следующих целей деятельности Фонда:
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрения ресурсосберегающих технологий.
В Программе учтено, что в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ достижение данных целей реализуется Фондом путем:
предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации;
осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
содействия подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Программа определяет основные направления деятельности Фонда с учетом функций Фонда, установленных Федеральным законом N 185-ФЗ, в том числе:
1) по рассмотрению представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее - заявка), принятию решений о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Федеральным законом N 185-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;
2) по осуществлению методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;
3) по осуществлению мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства (далее - региональные программы капитального ремонта), краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта), деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения), проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее - проекты модернизации), а также выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ и иными нормативными правовыми актами условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;
4) по выполнению функции агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации*(1);
5) по привлечению (в порядке и на условиях, которые определены наблюдательным советом Фонда) кредитных и иных заемных средств в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Федеральными проектами "Чистая вода" и "Оздоровление Волги", приказами и поручениями Минстроя России предусмотрены отдельные функции Фонда в рамках реализации данных федеральных проектов.
Указанные цели деятельности и функции Фонда как некоммерческой организации, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса, определяют его роль в системе государственного управления в качестве института развития.
Для оценки результатов реализации Программы используется система показателей. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2020 года N ММ-П13-15370 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 3579-р в системе показателей Программы выделяются ключевые показатели эффективности деятельности Фонда, используемые в целях определения размера вознаграждения руководящего состава Фонда (перечень ключевых показателей эффективности деятельности Фонда и порядок их расчета представлены в приложениях NN 1-3).
Программа, ее мероприятия и показатели могут быть изменены по решению наблюдательного совета Фонда, в том числе в связи с изменением нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Фонда, уточнением приоритетов развития сферы жилищно-коммунального хозяйства, актуализацией направлений деятельности, функций и роли Фонда, финансового обеспечения его деятельности. Ключевые показатели эффективности деятельности Фонда устанавливаются наблюдательным советом ежегодно и после установления корректировке не подлежат.
Программа также содержит предложения по повышению эффективности решения задач сокращение непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Дополнительные предложения по указанным вопросам также будут вырабатываться в период действия Программы.
2. Основные направления деятельности Фонда в 2019-2025 годах
В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, а также во исполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации основными направлениями деятельности Фонда в 2019-2025 годах определяются:
2.1 Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
Улучшение жилищных условий является одним из ключевых элементов создания комфортной и безопасной среды. Основные вызовы в этой сфере связаны с нарастанием объемов аварийного жилья и жилья ограниченной работоспособности, наличием деградирующих и неиспользуемых территорий в городах и поселениях.
На период 2019-2025 годов основными задачами Фонда по данному направлению являются:
1) сокращение непригодного для проживания жилищного фонда путем расселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года;
2) развитие новых механизмов реализации программ (проекты комплексного развития территорий жилой застройки);
3) контроль качества жилых помещений, предоставляемых гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда;
4) разработка предложений по совершенствованию механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда.
Одной из целей национального проекта "Жилье и городская среда" является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания аварийного жилищного фонда, под которым понимается осуществление в отчетном периоде (с 2019 года по 2024 год) расселения непригодного для проживания жилищного фонда в объеме не менее 50 процентов объема жилья, признанного в этот же период аварийным.
Для достижения обозначенной цели федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (далее - федеральный проект) в 2019-2024 годах планируется переселить 0,5 млн граждан из 8,99 млн кв. м аварийного жилья. При этом исходя из установленного графика финансирования по итогам 2023 года соотношение расселяемого непригодного для проживания жилищного фонда к признаваемому таковым в соответствующем году должно достигнуть 130 процентов.
Для выполнения поставленных задач и достижения ключевых показателей эффективности деятельности Фонда по данному направлению в период действия программы будут реализованы следующие мероприятия.
1. Предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в общем объеме 406,19 млрд рублей в 2019-2024 годах.
Цели федерального проекта будут достигаться путем реализации программ переселения, финансируемых с использованием средств Фонда и предусматривающих ликвидацию многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке до 1 января 2017 года вследствие физического износа и подлежащих сносу или реконструкции. При этом указанными программами предусмотрено переселение до 1 сентября 2025 года 0,63 млн граждан из 10,47 млн кв. м аварийного жилищного фонда.
Механизмы реализации программ переселения субъектами Российской Федерации определены Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 185-ФЗ и предусматривают:
приобретение жилых помещений в многоквартирных (в том числе строительство которых не завершено), в жилых*(2) домах и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра*(3), и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений;
предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
Основные требования к программам переселения утверждены приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года".
В целях методологической поддержки субъектов Российской Федерации Фондом также разрабатываются рекомендации по внедрению законодательно установленных механизмов реализации программ переселения.
Целевые показатели реализации программ переселения в 2019-2024 годах установлены паспортом федерального проекта, которым предусматривается возможность внесения изменений в показатели проекта по результатам оценки хода его выполнения субъектами Российской Федерации.
Порядок предоставления в 2019-2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в Фонд, порядок увеличения лимитов и особенности предоставления финансовой поддержки Фонда субъектам Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года N 278 "О порядке предоставления в 2019-2024 годах субсидий в виде имущественных взносов в Фонд на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 278).
В целях ускорения темпов реализации программ переселения и их досрочного завершения субъекты Российской Федерации получат возможность обращаться за финансовой поддержкой, рассчитанной не только на текущий финансовой год, но и на плановый период, а также за сверхлимитной финансовой поддержкой.
2. Мониторинга программ переселения
Основными формами мониторинга реализации программ переселения являются анализ периодической отчетности (еженедельной, ежемесячной, годовой), выездной мониторинг (проверки в субъектах Российской Федерации) и дистанционные контрольные, селекторные совещания с субъектами Российской Федерации, работа с обращениями граждан.
Сбор и анализ периодической отчетности субъектов Российской Федерации ведется Фондом на основании приказа Минстроя России от 25 апреля 2014 года N 205/пр, которым утверждены формы отчетности и методика формирования отчета по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации программ переселения. Еженедельные и ежемесячные оперативные сведения отражают достижение целевых показателей программ переселения, ход их финансирования и кассовые расходы, заключение и исполнение контрактов. Годовая отчетность содержит сведения о ходе переселения граждан, заключенных контрактах, построенных домах, реализации программ переселения с учетом непредвиденных обстоятельств, выполнении условий предоставления финансовой поддержки, расселении аварийных домов вне программ переселения.
Инструментом представления и анализа периодической отчетности является автоматизированная информационная система "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ").
Для обеспечения большей открытости данных о ходе реализации программ переселения, в том числе в целях выполнения федерального проекта, на официальных сайтах Фонда www.fondgkh.ru и www.reformagkh.ru размещается актуальная инфографика.
Фонд также продолжит осуществлять выездной мониторинг реализации программ переселения в субъектах Российской Федерации и дистанционные контрольные мероприятия. Особое внимание будет уделяться вопросам качества жилья, предоставляемого гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда. Государственной корпорацией будет продолжен контроль за устранением нарушений качества многоквартирных домов, внесенных в единый реестр обращений по вопросам качества предоставляемых жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Реестр обращений) в соответствии с приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года N 709/пр (далее - приказ Минстроя России N 709/пр). Помимо этого, Фондом будут приняты необходимые меры по устранению вновь выявляемых в 2019-2025 годах недостатков качества жилых помещений, допущенных при строительстве жилья в рамках реализации программ переселения.
В рамках мероприятий по энергоэффективности при реализации программ переселения Фонд продолжит проведение мониторинга показателей энергоэффективности построенных многоквартирных домов.
Фондом также будет продолжена работа по обеспечению ведения на постоянной основе реестров аварийных многоквартирных и жилых домов.
3. Развитие новых форм реализации программ переселения:
увеличение доли мероприятий, реализуемых через проекты комплексного развития территорий жилой застройки;
оказание методологической поддержки субъектам Российской Федерации в отборе потенциальных проектов и их обосновании, оценке потенциала территорий для комплексного развития;
обеспечение автоматизированного информационного сопровождения реализации проектов (мониторинг, оценка потенциала территорий с раскрытием таких данных для неограниченного круга потенциальных инвесторов и застройщиков).
4. В целях совершенствования механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда в период действия Программы государственной корпорацией будут внедряться введенные инструменты реализации программ переселения и вырабатываться предложения, направленные на:
формирование постоянно действующих механизмов переселения граждан из аварийного жилья (должны включать в себя мониторинг динамики ветшания жилья, долгосрочное и краткосрочное прогнозирование потребности в финансовых ресурсах, механизмы выделения финансовой поддержки и ее распределения между регионами, принятия региональных программ и мониторинга их реализации; дополнение способов реализации программ предоставлением гражданам жилых помещений на условиях договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования);
дополнение механизмов реализации программ переселения (использование средств финансовой поддержки на разработку проектной документации для целей строительства многоквартирных домов, на строительство и приобретение индивидуальных жилых домов (с применением сборных комплектов домов заводского изготовления));
расширение возможностей использования земельных участков, высвободившихся после сноса аварийных домов (для жилищного строительства вне зависимости от источников финансирования строительства);
расширение практики строительства жилья, отвечающего повышенным требованиям по энергоэффективности и обеспечивающего в процессе эксплуатации экономию коммунальных ресурсов и снижение совокупного коммунального платежа граждан.
Оценка эффективности реализации Программы по данному направлению осуществляется по следующим показателям:
Показатели |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Общая площадь, подлежащая расселению |
млн кв. м |
0,14 |
1,24* |
2,32 |
1,08** |
1,32** |
3,29** |
|
Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда |
тыс. чел. |
8,2 |
68,66* |
130,0 |
60,26** |
73,48** |
182,67** |
|
Доля домов, включенных в единый реестр обращений по вопросам качества предоставляемых жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 31 декабря года, предшествующего отчетному, по которым строительные недостатки (дефекты) были устранены до 31 декабря отчетного года |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках реализации программ переселения из аварийного жилищного фонда, в отношении которых проведены выборочные проверки качества |
% |
30 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
Объем жилищного строительства в рамках проектов комплексного развития территорий |
млн кв. м |
- |
- |
0,2 |
0,4 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
______________________________
* Фактически в счет выполнения целевых показателей 2019-2020 годов переселены 136,4 тыс. человек из аварийного жилищного фонда площадью 2,22 млн кв. м.
** Целевые значения показателей будут уточнены с учетом фактической реализации программ переселения в 2019-2021 годах.
*** Целевые значения показателей будут определены в случае принятия решений о предоставлении Фонду дополнительных субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации и (или) определения иных источников финансирования на указанные цели.
2.2 Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда
С 2013 года в Российской Федерации функционируют региональные системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональные системы капитального ремонта): утверждены долгосрочные программы капитального ремонта, установлены обязательные взносы на капитальный ремонт, созданы специализированные региональные операторы, на которых возложены обязанности по организации и проведению капитального ремонта.
По состоянию на 1 января 2019 года в региональные программы капитального ремонта включено 736,8 тыс. многоквартирных домов общей площадью 2,53 млрд кв. м, где проживают 93 млн человек.
Результаты проводимого Фондом мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта свидетельствуют о наличии недостатков в планировании и реализации таких программ (неэффективное расходование средств граждан, низкие темпы выполнения работ, финансовая необеспеченность), приводящих к неисполнению обязательств по капитальному ремонту в сроки, предусмотренные такими программами, перед гражданами.
В ходе проводимого мониторинга также выявляются значительные региональные различия в подходах к объемам, срокам, составу, стоимости тех или иных работ и услуг по капитальному ремонту, а также к планированию очередности их выполнения.
Анализ проводимых при капитальном ремонте мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, свидетельствуют о недостаточном использовании потенциала поведения таких мероприятий, в том числе недостаточных темпах работы по информированию о их возможностях и поддержке инициативы собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
На период 2019-2025 годов основными задачами Фонда по данному направлению являются:
1) мониторинг и анализ эффективности работы региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов;
2) финансовая поддержка капитального ремонта многоквартирных домов и проведения в ходе капитального ремонта мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также привлечения кредитных (заемных) средств для проведения капитального ремонта, развитие инициативы собственников помещений в многоквартирных домах по проведению таких мероприятий.
3) выработка предложений по совершенствованию механизмов финансовой поддержки капитального ремонта и повышению эффективности функционирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.
Для выполнения поставленных задач и достижения ключевых показателей эффективности деятельности Фонда по данному направлению в период действия программы будут реализованы следующие мероприятия.
1. Мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, а также мониторинг деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Мониторинг осуществляется путем сбора и анализа представляемых субъектами Российской Федерации информации и отчетности в соответствии с приказом Минстроя России от 1 декабря 2016 года N 871/пр "Об утверждении форм мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных приказов Минстроя России" (далее - приказ Минстроя России N 871/пр). Сведения представляются субъектами Российской Федерации с использованием АИС "Реформа ЖКХ" и включают в себя информацию о планировании и исполнении региональных программ капитального ремонта, а также об объемах и источниках финансирования этих программ.
Анализ будет направлен на выявление факторов, влияющих на сбалансированность региональных программ капитального ремонта и возможность обеспечения исполнения принятых субъектами Российской Федерации обязательств по капитальному ремонту в установленные сроки.
Мониторинг также будет осуществляться путем проведения экспертно-аналитических мероприятий камерального характера и выездных мероприятий в субъектах Российской Федерации.
2. Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года N 18 "Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 18) путем:
предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов при условии выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, приводящих к экономии расходов на оплату энергоресурсов, или при условии привлечения на цели капитального ремонта заемных (кредитных) средств;
предоставление финансовой поддержки на выполнение работ и (или) услуг по замене в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы посредством оплаты части расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов на замену лифтов, компенсации расходов и недополученных доходов за использование инструментов рассрочки (отсрочки) оплаты выполненных работ по замене в многоквартирных домах лифтов и применение механизма факторинга.
Объем финансовой поддержки за счет средств Фонда, который планируется направить на указанные цели, составит 1,64 млрд рублей, в том числе 0,75 млрд рублей - на замену лифтов с истекшим назначенным сроком службы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года N 3397-р.
Условия предоставления финансовой поддержки на указанные цели, ее размер, порядок подачи и рассмотрения заявок, порядок перечисления средств Фонда установлены постановлением Правительства Российской Федерации N 18.
Фондом будет осуществляться мониторинг соблюдения субъектами Российской Федерации требований Правил предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем проведения документарных, выездных и дистанционных проверок.
В рамках направления по поддержке проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности будут реализовываться меры, направленные на увеличение количества многоквартирных домов, где проведены такие мероприятия, в том числе путем поддержки и развития инициативы собственников помещений в многоквартирных домах и региональных операторов к проведению в ходе капитального ремонта мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
методическое и информационное сопровождение организации и проведения таких мероприятий в ходе капитального ремонта в многоквартирных домах;
развитие и внедрения инструментов автоматизации оценки потенциала экономии энергетических ресурсов в многоквартирных домах.
3. В целях совершенствования механизмов финансовой поддержки капитального ремонта и повышения эффективности функционирования региональных систем капитального ремонта Фондом будут вырабатываться предложения, направленные на:
повышение финансовой устойчивости региональных программ капитального ремонта и эффективности использования фондов капитального ремонта, оптимизацию модели управления региональными системами капитального ремонта;
расширение практики и формирование постоянно действующего механизма предоставления государственной поддержки энергоэффективного капитального ремонта и привлечения кредитных (заемных) средств для проведения капитального ремонта и замены в многоквартирных домах лифтов с истекшим назначенным сроком службы в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011).
Оценка эффективности реализации Программы по данному направлению осуществляется по следующим показателям:
Показатели |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Количество многоквартирных домов, на проведение капитального ремонта которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда |
ед. |
60 |
125 |
125 |
||||
Количество лифтов, капитальный ремонт, замена или модернизация которых осуществлена с финансовой поддержкой Фонда |
|
- |
- |
550 |
460 |
* |
______________________________
* Целевые значения показателей будут определены в случае принятия решений о предоставлении Фонду дополнительных субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации и (или) определения иных источников финансирования на указанные цели.
2.3 Обеспечение реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры для повышения качества жизни граждан
Коммунальная инфраструктура в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем износа и технологического отставания и низкими темпами обновления основных фондов. Для повышения качества жизни граждан, улучшения экологической ситуации и обеспечения развития жилищного строительства необходима масштабная модернизация эксплуатируемых коммунальных систем.
Проведение такой модернизации требует выделения значительных финансовых ресурсов на федеральном уровне, поскольку возможности региональных бюджетов для финансирования локальных проектов и региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры ограничены, а уровень частных инвестиций остается крайне низким, особенно в малых и средних городах.
Для модернизации коммунальных систем в сфере водоснабжения действует федеральный проект "Чистая вода", направленный на повышение качества питьевой воды. В сфере водоотведения для 16 субъектов Российской Федерации действует федеральный проект "Оздоровление Волги", направленный на улучшение экологической ситуации в бассейне Волги.
Проектам в сфере теплоснабжения, а также проектам в сфере водоотведения, не вошедшим в федеральный проект "Оздоровление Волги", государственная поддержка может быть предоставлена в рамках действующей программы Фонда, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 1451 "О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры" (далее - программа поддержки коммунальной инфраструктуры).
Программа предусматривает поддержку проектов модернизации коммунальной инфраструктуры с применением следующих финансовых механизмов:
софинансирование части расходов по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
возмещение части фактически понесенных участником проекта затрат на уплату процентов по кредитам и облигационным займам, привлеченным в проекты модернизации;
софинансирование части расходов по подготовке проектов модернизации.
Программа поддержки коммунальной инфраструктуры направлена на достижение следующих целей:
повышение качества коммунальных услуг для граждан по доступной для населения стоимости коммунальных услуг;
привлечение внебюджетных средств в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
обеспечение надежности и повышения эффективности работы инженерных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду;
расширение практики энергоэффективной модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
увеличение мощностей и строительство сетевых объектов для обеспечения подключения новых абонентов и развития территорий,
поддержку социально значимых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах.
Для достижения указанных целей и содействия масштабной модернизации коммунальной инфраструктуры основными задачами Фонда на период 2019-2025 годы являются:
1) предоставление финансовой поддержки в соответствии с программой поддержки коммунальной инфраструктуры;
2) организационно-методологическая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
3) мониторинг и контроль достижения целевых показателей по проектам модернизации коммунальной инфраструктуры;
4) мониторинг и организационно-техническая поддержка реализации региональных программ в рамках федеральных проектов "Чистая вода" и "Оздоровление Волги";
5) разработка предложений по развитию механизмов финансовой поддержки проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленных на повышение эффективности государственной поддержки и увеличения доли внебюджетных инвестиций.
Для выполнения поставленных задач и достижения ключевых показателей эффективности деятельности Фонда по данному направлению в период действия программы будут реализованы следующие мероприятия.
1. Предоставление финансовой поддержки в соответствии с программой модернизации коммунальной инфраструктуры в размере 13,09 млрд рублей*(4).
2. Организационно-методологическая поддержка Фонда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе:
совершенствование действующих и разработку (при необходимости) новых методических документов;
оценка проектов на соответствие критериям эффективности и правилам предоставления финансовой поддержки;
консультационная поддержка, в том числе на этапе подготовки проектов, в целях повышения качества проектов модернизации коммунальной инфраструктуры;
взаимодействие с экспертными и кредитными организациями, в том числе осуществление обмена отраслевой информацией, распространение лучших практик и опыта подготовки проектов в целях выработки совместных предложений по совершенствованию механизмов финансовой поддержки и создания условий для кратного увеличения числа проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
3. Мониторинг проектов и контроль достижения целевых показателей проектов модернизации коммунальной инфраструктуры путем:
сбора и анализа оперативной и периодической отчетности;
выездного и дистанционного мониторинга;
- создания информационного ресурса для сбора, анализа и верификации данных о состоянии объектов и систем коммунальной инфраструктуры, а также для мониторинга аварийности на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
В целях повышения эффективности контроля за проектами (в части целевого расходования средств Фонда) взаимодействие с Минстроем России и Федеральным казначейством по внедрению механизма расширенного казначейского сопровождения средств, получаемых юридическими лицами - участниками проектов модернизации.
4. В рамках мониторинга и организационно-технической поддержки региональных программ по федеральным проектам "Чистая вода" и "Оздоровление Волги"*(5) Фондом будет осуществляться*(6):
сбор и анализ данных при проведении оценки состояния объектов питьевого водоснабжения и систем очистки сточных вод, а также при подготовке, реализации и мониторинге исполнения региональных программ по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;
подготовка и направление в Минстрой России сводной отчетности о результатах оценки состояния объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, а также о ходе реализации региональных программ.
Необходимым условием для успешной реализации проектов модернизации коммунальных систем и федеральных проектов является создание системы мониторинга реализации мероприятий. АИС "Реформа ЖКХ" предоставляет возможность сбора и анализа информации о состоянии объектов и систем водоснабжения, объектов и систем очистки сточных вод с целью выработки эффективных управленческих решений при реализации региональных программ по повышению качества водоснабжения (в рамках федерального проекта "Чистая вода") и региональных программ по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений (в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги").
Для указанных сфер информационная система будет обеспечивать:
формирование и представление в Минстрой России заявок от субъектов Российской Федерации на получение финансирования в автоматическом режиме;
выбор технологий водоподготовки на основании "Справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и учетом оценки риска здоровью населения";
мониторинг реализации региональных программ, позволяющий оценивать эффективность мероприятий и их влияние на достижение целевых показателей федеральных проектов, включая выявление возможных рисков.
Информационную систему планируется развивать в целях обеспечения проведения регионами оценки состояния объектов теплоснабжения.
5. В целях совершенствования и расширения действующей программы поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом будут разрабатываться предложения, направленные на:
переход от содействия локальной модернизации коммунальной инфраструктуры к обеспечению масштабного обновления основных фондов коммунальной инфраструктуры путем развития механизмов финансовой поддержки с привлечением внебюджетных инвестиций. Тиражирование опыта Фонда, апробированного на пилотных проектах, на пулы региональных проектов при выделении Фонду дополнительных средств из бюджета Российской Федерации;
изменение системы финансирования федеральных проектов "Чистая вода" и "Оздоровление Волги" - переход к участию Фонда в их реализации с использованием подходов, применяемых при расселении аварийного жилищного фонда, для обеспечения максимального кассового исполнения проектов, упрощения процедуры выделения денежных средств регионам, сохранения и перераспределения денежных остатков, что позволит оптимизировать процессы реализации указанных федеральных проектов;
создание системы комплексной и оперативной оценки состояния отрасли, основанной на актуальной и достоверной информации о составе объектов коммунальных систем, их техническом состоянии и характеристиках работы, об уровне энергоэффективности, аварийности, а также оценки достаточности существующих мощностей для подключения новых абонентов.
Оценка эффективности реализации Программы по данному направлению осуществляется по показателю:
Показатели |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Доля внебюджетных средств в общем объеме капитальных вложений на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в рамках реализации проектов, финансируемых с участием средств Фонда |
% |
20 |
22 |
50 |
______________________________
* Целевые значения показателей будут определены в случае принятия решений о предоставлении Фонду дополнительных субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации и (или) определения иных источников финансирования на указанные цели.
2.4 Информационно-разъяснительная и иная деятельность, направленная на просвещение граждан и содействие подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства
В целях повышения уровня информированности граждан о развитии отрасли жилищно-коммунального хозяйства, содействия обеспечению нейтрально-положительной направленности вектора информационного поля по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства, расширения круга заинтересованных лиц, обладающих знаниями и навыками в сферах управления, обслуживания и эксплуатации многоквартирных домов, в том числе, по вопросам проведения энергоэффективных мероприятий при капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов, а также роста кадрового потенциала за счет увеличения количества квалифицированных специалистов и повышения уровня их профессионального мастерства, Фондом осуществляется информационно-разъяснительная и иная деятельность, направленная на просвещение граждан и содействие подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На период 2019-2025 годов основными задачами Фонда по данному направлению являются:
1) информационное обеспечение основных направлений деятельности Фонда, включая участие в реализации национального проекта "Жилье и городская среда";
2) реализация проектов и мероприятий, направленных на информирование граждан о развитии жилищно-коммунального хозяйства, содействие развитию общественного контроля и жилищного просвещения;
3) реализация комплекса мероприятий образовательно-просветительской направленности, прививающих разным социальным группам населения навыки и умения хозяйственного поведения в жилищно-коммунальной сфере;
4) содействие внедрению и открытию образовательными организациями профильных направлений подготовки кадров в субъектах Российской Федерации;
5) обеспечение граждан достоверной информацией о жилищном фонде и эксплуатационных мероприятиях путем взаимодействия с гражданами через каналы обратной связи - телефонную "горячую линию", специализированный сервис в АИС "Реформа ЖКХ" и через письменные обращения.
В рамках выполнения указанных задач планируется обеспечить реализацию следующих мероприятий:
представление объективной и доступной информации о событиях, происходящих в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, результатах работы Фонда по основным направлениям, в том числе о реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" посредством наиболее эффективных каналов массовой коммуникации, включая информационные ресурсы Фонда;
организация и участие в адресных тематических мероприятиях федерального и регионального уровней; развитие, совместно с федеральными органами власти и общественными организациями, систем общественного поощрения "Знак качества ЖКХ" для "Домов образцового содержания" и "Образцовых предприятий ЖКХ", а также конкурса средств массовой информации на лучшее освещение передовых практик в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства "Созидание и развитие";
адресная работа с федеральными телеканалами по созданию информационно-просветительских сюжетов, в том числе о реализации национального проекта "Жилье и городская среда", модернизации систем коммунальной инфраструктуры, развитии жилищно-коммунального хозяйства и региональных систем капитального ремонта в многоквартирных домах, включая мероприятия по повышению энергетической эффективности;
мониторинг выполнения положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий по информированию населения;
реализация мероприятий по поддержке, развитию и информационному сопровождению общефедеральной системы жилищного просвещения и общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере;
распространение обучающих материалов по вопросам организации проведения энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов;
популяризация среди граждан принципов энергоэффективности и энергосбережения, навыков управления многоквартирными домами путем реализации обучающих проектов Фонда;
оказание методической поддержки общеобразовательным организациям, профессиональным образовательным организациям и организациям дополнительного профессионального образования для обеспечения проведения комплекса просветительских мероприятий и профильной подготовки кадров для отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
вовлечение в просветительскую и профориентационную работу с использованием обучающих проектов Фонда в сфере жилищно-коммунального хозяйства государственных, муниципальных, общественных и международных организаций, прежде всего - образовательной направленности;
содействие в создании профильных координационных площадок для формирования региональной политики профессиональной подготовки кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства и развития системы непрерывного профессионального образования в субъектах Российской Федерации;
содействие в повышении доступности профессионального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем привлечения дополнительных бюджетных средств и развития дистанционных методов обучения в субъектах Российской Федерации;
участие в разработке проектов основных образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, а также их профессионально-общественной аккредитации для повышения уровня профессиональных компетенций работников сферы жилищно-коммунального хозяйства.
При осуществлении информационно-разъяснительной деятельности Фондом будет уделяться внимание оценке гражданами социальных эффектов, которые возникают в результате переселения из аварийного жилого фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также проведения энергоэффективного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Для сбора информации об уровне удовлетворенности граждан будут использоваться доступные каналы "обратной связи": обращения граждан, общественных организаций и средств массовой информации на телефонную "горячую линию" Фонда, официальный сайт Фонда и на портал "Реформа ЖКХ", письменные и личные обращения граждан к руководству Фонда и работникам Фонда в ходе проведения мониторинговых мероприятий в субъектах Российской Федерации, тематические материалы более 2 тыс. федеральных и региональных средств массовой информации, результаты социологических исследований.
Дополнительным масштабным каналом "обратной связи" может стать анализ обращений в региональные центры жилищного просвещения и контроля, которые развернуты НП "ЖКХ Контроль" в 77 субъектах Российской Федерации (1 170 представителей в муниципальных образованиях).
Фондом будет проводиться работа, направленная на увеличение каналов "обратной связи", расширение их охвата, повышение оперативности и качества информации.
Оценка эффективности реализации Программы по данному направлению осуществляется по следующим показателям:
Показатели |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Уровень информированности граждан о развитии отрасли жилищно-коммунального хозяйства |
% |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
Численность граждан, прошедших обучение по тематике ЖКХ с использованием информационных ресурсов, обучающих и методических материалов Фонда |
тыс. чел. |
- |
3,7 |
4,1 |
4,5 |
4,9 |
5,1 |
5,5 |
2.5 Развитие цифровой платформы
Автоматизация бизнес-процессов по основным направлениям деятельности государственной корпорации, аналитические, мониторинговые и другие функции, связанные с накоплением, обработкой и представлением информации осуществляются Фондом с использованием собственных информационных систем и сервисов, формирующих цифровую платформу Фонда.
За период функционирования в 2008-2018 годах на цифровой платформе размещены сведения о более чем 1 млн многоквартирных домов площадью 2,7 млрд кв. м (более 150 параметров по каждому дому), программах капитального ремонта многоквартирных домов по всем субъектам Российской Федерации в разрезе домов, их конструктивных элементов, плановых и фактически выполненных работ с указанием исполнителей и стоимости работ, программах переселения по всем субъектам Российской Федерации в разрезе домов, жилищном фонде, признанном аварийным в установленном порядке, 49 тыс. организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
К сервисам цифровой платформы подключено более 70 тыс. пользователей, к информационным ресурсам Фонда обращаются более 25 млн человек.
К цифровой платформе Фонда подключено 940 внешних информационных систем, ежемесячно формирующих 5,6 млн запросов на получение данных.
На основании приказа Минстроя России от 4 июня 2020 года N 305/пр на базе цифровой платформы Фонда создана и функционирует система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
На период 2019-2025 годов основными задачами Фонда по данному направлению являются:
1) обеспечение основной деятельности Фонда (автоматизация бизнес-процессов, выверка и накопление данных);
2) операционная поддержка функций Минстроя России (сбор регламентированной отчетности и программ, выверка и анализ данных);
3) техническая поддержка субъектов Российской Федерации (автоматизация отдельных функций, повышение качества данных);
4) обеспечение доступа к актуальной и достоверной информации (информирование граждан и общественных организаций, вовлечение в оборот открытых отраслевых данных, использование сервисов и информации организациями, работающими в сфере жилищно-коммунального хозяйства).
Для выполнения поставленных задач и достижения ключевых показателей эффективности деятельности Фонда по данному направлению в период действия программы будут реализованы следующие мероприятия:
совершенствование решений, связанных с обработкой данных по финансируемым программам, в том числе по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда (включая сведения по дальнейшему использованию земельных участков, сведения о получателях мер поддержки), по программам обеспечения жильем отдельных категорий граждан, по мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов, по проектам модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
цифровизацию всех процессов мониторинга, осуществляемых Фондом, в том числе в части деятельности региональных операторов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, систем водоснабжения и водоотведения;
формирование системы достоверного технического учета жилищного фонда;
формирование системы хранения данных с результатами обследований домов в целях признания их аварийными, а также соответствующих решений межведомственных комиссий и органов местного самоуправления;
развитие сервисов оценки потенциала модернизации и повышения энергетической эффективности многоквартирных домов, а также иных сервисов в интересах жителей и экспертов по вопросам энергетической эффективности;
развитие сервисов функциониро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов (утв. наблюдательным советом государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 29 апреля 2020 г., протокол N 79 (в редакции от 26 апреля 2021 г., протокол N 85))
Текст документа опубликован не был