Доклад о реализации плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2020 год*(1)
(утв. Министерством просвещения РФ 26 февраля 2021 г.)
Основные направления развития системы образования определены указами Президента РФ от 07.05.2012, Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"*(2) (далее - Указ N 204) и Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"*(3) (далее - Указ N 474), Основными направлениями деятельности Правительства РФ до 2024 года*(4), положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации*(5), Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов*(6), Концепцией развития дополнительного образования детей*(7), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года*(8). Реализация государственной политики в сфере образования в 2020 году осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и была направлена, прежде всего, на реализацию указов N 204 и 474, определивших новый вектор развития системы образования через разработку и реализацию национального проекта "Образование" (далее - НПО, национальный проект), реализуемого в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"*(9) (далее - ГПРО, государственная программа).
В 2020 году объем финансирования мероприятий ГПРО составил 266,1 млрд рублей, в том числе бюджетные ассигнования, предусмотренные Минпросвещения России, - 208,7 млрд рублей, участникам ГПРО - 57,4 млрд рублей. В 2021 году на реализацию мероприятий ГПРО в федеральном бюджете предусмотрено 383,8 млрд рублей, в том числе 291,3 млрд рублей - Минпросвещения России.
Минпросвещения России совместно с федеральными органами исполнительной власти и организациями реализует национальный проект, в состав которого включены 10 федеральных проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей"*(10), "Учитель будущего"*(10), "Цифровая образовательная среда", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Новые возможности для каждого"*(11), "Социальная активность", "Экспорт образования"*(11), "Социальные лифты для каждого", по 6 из которых Минпросвещения России является ответственным.
Согласно паспорту НПО Минпросвещения России является руководителем и администратором национального проекта и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" обеспечивает все стадии формирования, согласования (одобрения), утверждения и представления информации и документов, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности, в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
1. О достижении целей и решении задач деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственной политики (в количественных показателях и качественных характеристиках)
Цель 1: Качество образования
Целевой показатель: "Удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования" достигнут: при плановом показателе 54% фактическое значение целевого показателя составило 58,15%.
Практические меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников:
- работа центров содействия занятости, осуществляющих консультацию об имеющихся возможностях по трудоустройству, психологическую поддержку выпускников, формирование банка вакансий и другое;
- реализация профессиональными образовательными организациями совместных мероприятий с предприятиями - социальными партнерами (ярмарки вакансий, выставки, профагитационные мероприятия, проекты в сфере содействия трудоустройству, стажировки и так далее).
Совершенствуется мониторинг трудоустройства выпускников, который будет осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия Минтруда России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Рособрнадзора, Пенсионного фонда Российской Федерации и Роструда (соглашение от 31 декабря 2019 г.).
В связи с появлением новых форм занятости (самозанятость) и осуществлением предпринимательской деятельности через регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя вносятся корректировки в формулировку показателя в государственной программе: "доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям"*(12).
В рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы" в 2020 году доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена, составила 7,53%.
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена в 2020 году, составила 21,96%.
Всего по итогам 2020 года демонстрационный экзамен сдан 66 061 обучающимся из 1494 образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 85 субъектах РФ.
Целевой показатель: "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований", место Российской Федерации при плановом показателе не ниже 12*(13), фактическое значение целевого показателя в 2019 году составило 14,125 (на основании результатов PISA-2018, TIMSS-2015, PIRLS-2016, доступных на 1 января 2021 г.). При этом фактически достигнутое значение показателя за 2020 год будет известно в конце 2021 года после получения от международной организации результатов исследования, проведенного в 2020 году.
Расчет показателя осуществляется в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденной приказом Рособрнадзора и Минпросвещения России от 06.05.2019 N 590/219, с изменениями, внесенными приказом Рособрнадзора и Минпросвещения России от 24.12.2019 N 1718/716 (далее - Методология).
Согласно Методологии источниками данных для расчета показателя являются результаты следующих процедур:
- результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS;
- результаты специально организованных по модели PISA процедур оценки качества подготовки обучающихся (далее - Общероссийская оценка по модели PISA).
Общероссийская оценка по модели PISA основана на использовании технологий и решений проекта PISA For Schools, реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Выполненные участниками исследования задания с развернутыми ответами оцениваются российскими экспертами. За отчетный период реализованы мероприятия по проведению общероссийской и региональной оценки по модели PISA в субъектах РФ, в том числе:
- обеспечено формирование выборки для участия в общероссийской и региональной оценке по модели PISA;
- подготовлена программа для проведения исследования в компьютерном формате;
- обеспечена верификация инструментария исследования;
- проведены информационные вебинары для сотрудников образовательных организаций, отобранных для участия в общероссийской и региональной оценке по модели PISA;
- обеспечено проведение общероссийской и региональной оценки по модели PISA;
- обеспечено консультационное сопровождение участников общероссийской и региональной оценки по модели PISA;
- обеспечена экспертная проверка заданий с развернутыми ответами;
- обеспечено формирование первичной базы данных.
В соответствии с частью 6 статьи 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Общественным советом при Минпросвещения России по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее соответственно - Общественный совет по НОКО, НОКО, независимая оценка), не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года проводится независимая оценка в отношении одной и той же организации.
В 2020 году Общественным советом по НОКО проведена независимая оценка*(14) в отношении 62 организаций, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета.
Независимая оценка проводилась на основании данных, представленных оператором, ответственным за сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями (определен по итогу открытого конкурса в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Независимой оценке подлежали организации федеральной формы собственности, осуществляющие образовательную деятельность, подведомственные 12 главным распорядителям средств федерального бюджета: Министерству здравоохранения Российской Федерации (8), Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (4), Министерству спорта Российской Федерации (5), Федеральному агентству железнодорожного транспорта (9), Минпросвещения России (4), Федеральному агентству воздушного транспорта (3), Федеральному агентству по рыболовству (3), Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (5), Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (6), ФГБОУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (7), Федеральному агентству морского и речного транспорта (7), Федеральному агентству связи (1).
Образовательные организации, в отношении которых проводилась независимая оценка, расположены в 35 субъектах РФ и представлены следующими уровнями образования: общее образование - 7 организаций, среднее профессиональное образование - 51 организация, дополнительное образование детей - 4 организации. Согласно полученным данным, максимальное значение по результатам проведения НОКО-2020 составило 98,11 балла, минимальное - 75,35 балла. Значения по критериям распределяются следующим образом:
Критерий 1 (открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Максимальное значение - 99,8 балла, минимальное значение - 76,91 балла.
Критерий 2 (комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность). Максимальное значение - 100 баллов, минимальное значение - 67,07 балла.
Критерий 3 (доступность услуг для инвалидов). Максимальное значение - 100 баллов, минимальное значение - 38,29 балла.
Критерий 4 (доброжелательность, вежливость работников). Максимальное значение - 100 баллов, минимальное значение - 69,05 балла.
Критерий 5 (удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций). Максимальное значение - 100 баллов, минимальное значение - 64,8 балла.
Результаты независимой оценки размещены на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (далее - сайт bus.gov.ru). Ввиду отсутствия технической возможности размещения на сайте bus.gov.ru сведений об организациях, являющихся структурными подразделениями и (или) филиалами организаций высшего образования, в разделе "Сведения о результатах НОКО" сайта bus.gov.ru размещены сведения о результатах НОКО-2020 по 13 организациям из 62. Вместе с тем полноценная информация о результатах НОКО-2020 размещена на сайте bus.gov.ru в разделе "Общественные советы" в формате pdf (письмо Общественного совета по НОКО от 12.01.2021 N ОС-1, ссылка: https://bus.gov.ru/councils/33064).
На основании полученных результатов независимой оценки организациями разрабатываются Планы по устранению выявленных в ходе проведения НОКО-2020 недостатков (далее - Планы) с учетом предложений Общественного совета по НОКО об улучшении деятельности организаций, в отношении которых в 2020 году проведена независимая оценка.
Утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Планы будут размещены на сайте bus.gov.ru в течение 1 квартала 2021 года*(15).
Также в рамках организации проведения НОКО в 2020 году Минпросвещения России актуализирован приказ об ответственных должностных лицах за размещение информации о результатах независимой оценки на сайте bus.gov.ru (приказ Минпросвещения России от 25.12.2020 N 789*(16)) и приказ об утверждении Порядка рассмотрения результатов независимой оценки (приказ Минпросвещения России от 29.12.2020 N 853). Ведомственные нормативные правовые акты размещены на сайте Минпросвещения России в разделе "Открытое министерство" - подраздел "Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности" (https://open.edu.gov.ru/quality-of-education/).
В целях информирования участников отношений в сфере образования (педагогический и руководящий состав образовательных организаций, обучающиеся и их родители (законные представители) о проведении независимой оценки, а также оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления, организациям-операторам и общественным советам по проведению НОКО в ее организации, Минпросвещения России создан информационный анимированный ролик об организации проведения НОКО, который размещен на сайте Минпросвещения России в разделе "Открытое Министерство" - подраздел "Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности" (https://open.edu.gov.ru/quality-of-education/), доступен для просмотра и скачивания.
Ссылка для просмотра и скачивания ролика, а также рекомендация по дальнейшему размещению ролика на официальных сайтах уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, сайтах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлены в регионы письмом от 14 января 2021 г. N 02-5.
Цель 2: Доступность образования
Целевой показатель: "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет": при плановом значении показателя 100% фактическое значение составило 91,65%.
Процент недостижения запланированного на 1 января 2021 г. значения показателя составил 8,35%, одной из причин послужило введение ограничительных мероприятий в субъектах РФ с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), осуществленных на основании указов Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Введение ограничительных мероприятий в субъектах РФ повлекли за собой сокращение темпов и (или) остановку строительства новых объектов дошкольного образования из-за отсутствия строительных материалов, ограничением въезда на территорию Российской Федерации иностранных рабочих, возникшими проблемами финансирования.
Кроме того, были внесены соответствующие изменения в федеральный бюджет в связи с его секвестированием на 10% (письмо Минфина России от 20.07.2020 N 16-01-14/62760), что также отразилось на сокращении финансирования мероприятий федерального проекта.
Отмечаем, что направление детей на вновь созданные места в ДОО зависит от их ввода в эксплуатацию и получения соответствующей разрешительной документации.
Кроме того, на значение показателя доступности дошкольного образования влияет численность воспитанников ДОО. В свою очередь увеличение контингента ДОО происходит при зачислении детей, направленных на вновь созданные места ДОО. При этом получившие направления в ДОО дети в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28*(17), при поступлении в ДОО, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, должны пройти медицинские осмотры с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез). Следует отметить, что организации здравоохранения в условиях введения ограничительных мероприятий также работали в особом режиме, не позволяющем своевременно получить медицинское заключение. Временное или полное закрытие ДОО также препятствовало процессу приема детей на вновь созданные места в ДОО.
Обращаем особое внимание, что в соответствии с протокольным решением заочного голосования членов проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 22.12.2020 N 10 в том числе был утвержден запрос на изменение паспорта федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" N Р2-2020/041, в котором с учетом изложенных причин утверждено значение показателя доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет по итогам 2020 года, - 89,84%.
По данным ФГИС ДДО по состоянию на 1 января 2021 г. численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляла 99 471 человек, из них в возрасте от 1,5 до 3 лет - 89 601 человек. Таким образом, численность детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет, нуждающихся в получении места в ДОО в текущем учебном году, составляет 9870 человек (или 9,92% от общего числа нуждающихся детей в возрасте до 3 лет), что является подтверждением востребованности получения дошкольного образования детьми с 1,5 лет.
Кроме того, среди причин, влияющих на значение показателя доступности дошкольного образования, отмечаются:
- потребность населения в получении мест в дошкольных образовательных организациях для детей от 2 месяцев до 3 лет выше, чем темп создания дополнительных мест в ДОО;
- при выборе родителями ДОО приоритетным условием является близость ее расположения к месту проживания семьи, что может повлечь отказ родителей от места в детском саду в пределах имеющихся у муниципалитета возможностей и сохранение места в очереди для получения места в желаемой ДОО;
- благоприятная демографическая ситуация в возрастной группе населения от 0 до 3 лет в ряде муниципальный образований (городских округов), расположенных на территории субъектов РФ.
По данным ежемесячного мониторинга по состоянию на 1 января 2021 г., численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование и (или) присмотр и уход, составляет 1 092 084 человека.
Для достижения определенной Указом N 204 национальной цели "Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет)" с 2019 года Минпросвещения России участвует в реализации федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет"*(18) национального проекта "Демография", в рамках которого продолжена реализация мероприятий по достижению и сохранению в субъектах РФ 100-процентной доступности дошкольного образования (для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также для детей в возрасте от 3 до 7 лет).
По состоянию на 1 января 2021 г., в Российской Федерации более 7,4 млн воспитанников получают дошкольное образование, а также присмотр и уход. В среднем по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на 1 января 2021 г. составила 91,65%, что на 4,25% выше, чем на 1 января 2020 г. (87,4%).
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на 100% (согласно правилу математического округления чисел до целого в интервале от 99,51 до 100%) обеспечили 27 субъектов РФ, из них: 19 субъектов РФ - Волгоградская, Воронежская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Новгородская, Орловская, Псковская и Тамбовская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Башкортостан, Карачаево-Черкесская и Мордовия, Приморский и Хабаровский края - достигли 100% доступности дошкольного образования, 8 регионов имеют следующие показатели: Ульяновская область - 99,99%, Краснодарский и Пермский края - 99,82%, Республика Хакасия - 99,75%, Чеченская Республика - 99,73%, Омская область - 99,71%, Республика Алтай - 99,56%, Мурманская область - 99,54%.
Показатели доступности дошкольного образования в рамках значений от 99,4% до 91,65%, то есть выше среднероссийского показателя, достигнуты в 29 субъектах РФ.
Значение показателя доступности дошкольного образования в рамках значений от 91,04% до 44,18%, то есть ниже среднероссийского показателя, достигнуты в 29 субъектах РФ, из них вопрос об обеспечении доступности дошкольного образования для детей данной возрастной группы является наиболее актуальным в 5 субъектах РФ: в республиках Дагестан (44,18%), Ингушетия (60,73%), Тыва (62,63%), Новосибирской области (67,0%), Забайкальском крае (70,68%).
Численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, не обеспеченных местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 99 471 человек, что на 57 207 человек меньше, чем на 1 января 2020 г. (156 678 человек).
Общая численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, состоящих на учете для предоставления места в государственных или муниципальных организациях дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 1 893 210 человек, что на 319 514 человек меньше, чем на 1 января 2020 года (2 212 724 человека).
В возрастной категории детей от 3 до 7 лет задача по достижению (сохранению) 100-процентной доступности дошкольного образования в большинстве субъектов РФ решена (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки"*(19) (далее - Указ N 599).
Численность детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, получающих дошкольное образование и (или) присмотр и уход за детьми, на 1 января 2021 г. составляет 6 141 302 человека.
В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования на 1 января 2021 г. для детей данной возрастной группы составляет 99,17%, что на 0,12% выше, чем на 1 января 2020 г. (99,05%).
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет на 100% (согласно правилу математического округления чисел до целого в интервале от 99,66 до 100%) обеспечили 74 субъекта РФ. Показатели доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет в интервале значений от 96,29% до 99,01% достигнуты в 6 субъектах РФ.
Остается актуальным вопрос об обеспечении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет в 5 субъектах РФ, где показатель доступности дошкольного образования для указанной возрастной группы детей не достигает 95%: в республиках Крым - 93,80%, Бурятия - 93,45%, Тыва - 92,63%, Дагестан - 80,45% и Ингушетия - 74,97%.
Численность детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, не обеспеченных местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 51 386 человек, что на 8874 человека меньше, чем на 1 января 2020 г. (60 260 человек).
Общая численность детей в возрасте от 3 лет до 7 лет, состоящих на учете для предоставления места в государственных или муниципальных организациях дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2021 г. составила 315 251 человек, что на 33 121 человека меньше, чем на 1 января 2020 г. (348 372 человека).
Меры, направленные на достижение 100-процентной доступности дошкольного образования:
- для мониторинга доступности дошкольного образования на федеральном уровне в 2014 году была создана информационная система, которая в ежедневном режиме предоставляет оперативную и достоверную информацию о доступности дошкольного образования в разрезе субъектов РФ. Правовой статус информационной системы закреплен Федеральным законом от 27.12.2019 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования". Внесение указанных изменений в законодательство и разработка сопутствующих нормативных правовых актов помогли сделать процедуру распределения мест в дошкольных образовательных организациях более доступной и понятной для родителей в части получения информации о последовательности предоставления мест, а также причинах её изменения. Региональные информационные системы доступности дошкольного образования работают во всех субъектах РФ и содержат информацию как о детях, уже посещающих ДОО, так и о тех, кто нуждается в предоставлении места в ДОО;
Во исполнение поручения Правительства РФ от 16.11.2020 N ТГ-П8-14842 Минпросвещения России совместно с Минфином России и высшими исполнительными органами государственной власти республик Бурятия, Дагестан, Ингушетия и Забайкальского края должно доработать и утвердить в срок до 1 декабря 2021 г. комплекс мер по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, предусмотрев в федеральном бюджете дополнительные средства на его реализацию в период 2022-2024 годов.
В настоящее время Минпросвещения России с субъектами РФ проводит комплексный анализ по каждому населенному пункту муниципального образования субъекта РФ, в котором, по данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему дошкольного образования, зафиксирована потребность в дополнительных местах в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, на текущий учебный год.
С целью достижения к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет в национальном проекте "Демография" (федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет") предусмотрено финансирование из федерального бюджета бюджетов субъектов РФ на реализацию в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" мероприятий по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в дошкольных образовательных организациях (2018-2019 годы), по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных организациях (2019-2021 годы);
- большинство родителей предпочитает обеспечить получение ребёнком дошкольного образования в муниципальной или государственной ДОО. Вместе с тем государством поддерживаются различные формы получения дошкольного образования, в том числе оказывается поддержка развития негосударственного сектора дошкольного образования с целью повышения его качества и доступности. Законодательством предусмотрены равные условия допуска государственных (муниципальных) и частных дошкольных образовательных организаций к оказанию услуг в социальной сфере, в том числе финансовому обеспечению за счет бюджетов субъектов РФ. Предоставлена возможность законами субъектов РФ поддерживать индивидуальных предпринимателей, развивать государственно-частное партнерство, что дает возможность многим родителям принимать решение о получении их ребенком дошкольного образования в частном детском саду. По данным Росстата, начиная с 2013 года количество частных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, увеличилось в 2,2 раза (с 467 до 1045), численность воспитанников в них за указанный период также увеличилась в 2,2 раза (с 50 383 детей до 109 226 детей). Так, с 2020 года в рамках национального проекта "Демография" в составе федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет" реализуются мероприятия по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми. По итогам 2020 года создано 8535 дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях. На реализацию указанных мероприятий в 2021-2023 годах бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в размере 1,14 млрд рублей (в 2021 году - 0,52 млрд рублей, в 2022 году - 0,36 млрд рублей, в 2023 году - 0,26 млрд рублей);
- в соответствии с частью 3 статьи 64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры (далее - консультационные центры). Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. По результатам оперативного мониторинга по состоянию на 1 января 2021 г., на территории 81 субъекта РФ функционирует 13 891 консультационный центр. Кроме того, начиная с 2017 года за счет федерального бюджета предоставляются гранты на создание инфраструктуры консультационных центров общим объемом 197,8 млн рублей (в 2020 году - 45,0 млн рублей, в 2019 году - 49,2 млн рублей, в 2018 году - 47,99 млн рублей, в 2017 году - 55,61 млн рублей). За указанный период победителями конкурсного отбора стали 148 образовательных организаций (из них 124 стали получателями гранта), в структуре которых функционируют консультационные центры, из 35 субъектов РФ: республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Коми, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская и Чувашская; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Костромская, Кемеровская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Ульяновская, Челябинская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа;
- поддержка государством различных форм получения дошкольного образования. По данным Росстата на 1 января 2020 г., в субъектах РФ функционирует 241 группа, созданная при профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в которых дошкольное образование и присмотр и уход получали 5253 ребенка, в субъектах РФ насчитывается 895 организаций, в которых функционирует 2151 семейная дошкольная группа с контингентом 21181 воспитанник, в организациях дополнительного образования детей - 284 дошкольные группы численностью 3404 воспитанника.
Таким образом, в рамках реализации указов Президента РФ 2012 года последовательно реализуются меры по расширению доступности дошкольного образования с тем, чтобы в 2021 году была обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей разных возрастных категорий.
Решение задачи по повышению доступности дошкольного образования осуществляется на федеральном и региональном уровнях за счет предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание дополнительных мест в ДОО, реализации региональных планов мероприятий "дорожных карт" соответствующей направленности, поддержки альтернативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственного сектора. Определенными рисками для эффективного решения задачи являются увеличение численности детей возрастной группы от 3 до 7 лет, не обеспеченных местами в ДОО, ввиду взросления и динамического движения детей из возрастной группы до 3 лет, миграция населения из сельских поселений в городские.
Целевой показатель: "Количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС) в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования" достигнут: при плановом показателе 20 субъектов РФ фактическое значение целевого показателя составило 78 субъектов РФ.
В целях достижения результата "Внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях во всех субъектах Российской Федерации" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" проводились мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды.
Осуществлялась поддержка из федерального бюджета путем предоставления субсидий субъектам РФ на модернизацию материально-технической базы общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения условий для внедрения и развития цифровой образовательной среды в указанных организациях.
Так, в рамках проведенного конкурсного отбора на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ по мероприятию "Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" проводятся мероприятия по оснащению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды (протокол от 28.08.2019 N МР-31/02пр).
Целью предоставления субсидии являлось софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в том числе результата 1.1 "Образовательные организации обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" в части обновления материально-технической базы образовательных организаций общего и среднего профессионального образования с целью внедрения цифровой образовательной среды.
С 81 субъектом РФ заключены и размещены дополнительные соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2020-2022 году в разделе подсистемы управления национальными проектами в разделе "Реестр соглашений РП".
Минпросвещения России совместно с Центром информационно-аналитического и проектного сопровождения национальных проектов ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" в течение 2020 года осуществлялось информационно-методическое и организационно-техническое сопровождение мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, а также мониторинг хода их реализации. Проводились совещания для региональных координаторов федерального проекта "Цифровая образовательная среда", проводились индивидуальные консультации по вопросам достижения целей, показателей и результатов проекта, по заполнению итоговой отчетности, по организации конкурсного отбора на получение субсидий.
По результатам конкурсного отбора согласно протоколу заседания комиссии Минпросвещения России по проведению отбора субъектов РФ на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ по мероприятию "Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" от 28.08.2019 N МР-31/02пр в 2020 году субъектам РФ выделены субсидии из федерального бюджета на оснащение 7009 организаций общего и профессионального образования.
Образовательные организации за счет средств субсидий и соответствующего софинансирования оснащены средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием для применения цифрового образовательного контента в образовательной деятельности.
По итогам 2020 года всего было оснащено (нарастающим итогом) 7423 организации, из них в 2019 году - 928 образовательных организаций, в 2020 году - 6495 образовательных организаций.
Четыре субъекта РФ не принимали участие в конкурсе на получение субсидий: Республика Ингушетия, Чувашская Республика, Приморский край, город федерального значения Москва.
Целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, по итогам 2020 года была внедрена в 78 субъектах РФ.
Цель 3: Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Целевой показатель: "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием" достигнут: при плановом показателе 75% фактическое значение целевого показателя составило 75%*(20).
В 2020 году в условиях обостренной санитарно-эпидемиологической обстановки обучение более 1 млн детей по дополнительным общеобразовательным программам обеспечено с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Доступность дополнительного образования разнится в зависимости от территориальной принадлежности, финансового благосостояния семьи, индивидуальных особенностей ребенка. По итогам проведения анализа транспортной, финансовой, инфраструктурной доступности дополнительного образования детей, разнообразия услуг в этой сфере выявлено следующее.
При оценке разнообразия выбора услуг дополнительного образования наибольшие доли высоких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Санкт-Петербург (48%), Республика Чувашия (45%), Воронежская область (41%), Тамбовская область (40%), Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область и Краснодарский край (по 38%). Наибольшие доли низких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Забайкальский край (51%), Республика Алтай (45%), Республика Дагестан и Республика Саха (Якутия) (по 44%), Сахалинская область и Еврейская автономная область (по 43%).
При оценке транспортной доступности дополнительного образования наибольшие доли высоких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Мурманская область и Тюменская область (по 57%), Ямало-Ненецкий автономный округ (55%), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Республика Коми (по 53%). Наибольшие доли низких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Ставропольский край, Республика Дагестан и Республика Алтай (по 30%), Татарстан и Республика Адыгея (по 29%).
При оценке финансовой доступности дополнительного образования наибольшие доли высоких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Омская область (52%), Ямало-Ненецкий автономный округ (45%), Республика Саха (Якутия) (43%), Сахалинская область и Ленинградская область (по 42%). Наибольшие доли низких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Республика Дагестан (47%), Чувашская Республика (44%), Республика Северная Осетия - Алания (40%), Москва (39%), Приморский край (37%).
При оценке степени открытости входа в программы дополнительного образования наибольшие доли высоких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Омская область (76%), Пензенская область (69%), Республика Карелия и Курская область (по 62%), Республика Саха (Якутия) (61%). Наибольшие доли низких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Республика Дагестан (17%), Республика Алтай (16%), Красноярский край (15%), Москва и Рязанская область (по 14%).
При оценке доступности и безопасности инфраструктуры организаций дополнительного образования наибольшие доли высоких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ (по 55%), Ненецкий автономный округ (53%), Краснодарский край (50%), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (49%), Кабардино-Балкарская Республика (48%). Наибольшие доли низких оценок были зафиксированы в следующих регионах: Республика Карелия (26%), Приморский край и Псковская область (по 24%), Магаданская область и Красноярский край (по 23%).
В рамках проведенного мониторинга выявлены следующие основные факторы, влияющие на состояние доступности дополнительного образования детей:
- недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия при формировании региональных систем развития дополнительного образования детей;
- неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей ребенка, его образовательных потребностей и механизмов обеспечения их сбалансированности с направлениями социально-экономического развития субъектов РФ при определении траекторий развития дополнительного образования детей;
- несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания, методов обучения дополнительного образования детей, профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
- неравная и неравномерная территориальная, инфраструктурная, финансовая доступность дополнительного образования для различных категорий детей (в особенности, для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
- недостаточное использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для развития дополнительного образования детей.
На основании обозначенных проблем определены следующие приоритетные задачи:
- внедрение во всех субъектах РФ целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, в том числе осуществление перехода на персонифицированное финансирование по дополнительным общеобразовательным программам, стимулирующего обновление содержания и повышение качества услуг в сфере дополнительного образования детей;
- создание системы регулярного обновления материально-технической базы дополнительного образования детей с учетом образовательных потребностей детей и потребностей социально-экономического развития субъектов РФ;
- расширение участия организаций негосударственного сектора в сфере дополнительного образования детей;
- обеспечение индивидуализации и практико-ориентированности дополнительного образования для детей с различными образовательными возможностями и потребностями;
- создание условий для участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных дополнительных общеобразовательных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;
- создание системы развития кадрового обеспечения дополнительного образования детей.
Для выполнения указанных задач федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" предусмотрены следующие мероприятия:
- увеличение количества вновь оснащенных мест дополнительного образования при государственной поддержке, минимум на 150 тыс. ежегодно;
- создание образовательных и развивающих сфер, открытых пространств для различных форм активности;
- проведение конкурсов на региональном и муниципальном уровнях, направленных на выявление профессионального мастерства педагогов организаций дополнительного образования, инновационных методик обучения в системе дополнительного образования детей;
- внедрение системы мониторинга интересов и потребностей детей посредством анкетирования родителей, проведения открытых онлайн-уроков.
Действенным механизмом выявления одаренных детей и молодежи является всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ), которая проводится ежегодно во всех субъектах РФ по 24 общеобразовательным предметам. В 2019/2020 учебном году участниками ВсОШ стали около 6 млн обучающихся 4-11 классов. С учетом сложной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, Минпросвещения России было принято решение об отмене проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 2019/2020 учебного года.
Обучающиеся, завершившие в 2020 году освоение основной образовательной программы среднего общего образования и показавшие высокие результаты на региональном этапе олимпиады, набрав установленное Минпросвещения России количество баллов, признаются призерами олимпиады. Таким образом, 1598 человек получили право на льготное поступление в образовательные организации высшего образования.
Остальные обучающиеся (9, 10 классы), набравшие необходимое установленное Минпросвещения России количество баллов, имеют право участвовать в заключительном этапе в 2021 году.
В 2020 году сборные команды Российской Федерации приняли участие в международных олимпиадах по химии, биологии, математике, информатике, физике и астрономии и астрофизике. Члены сборных команд Российской Федерации завоевали 28 медалей, в том числе 19 золотых и 9 серебряных. Результаты выступления сборных команд Российской Федерации на международных олимпиадах в 2020 году подтверждают, что Россия является одним из лидеров как по числу завоеванных наград в целом, так и по числу золотых медалей.
______________________________
*(1) Начало. Окончание публикуется в следующем номере.
*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2018. - N 14. - С. 3-21.
*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2020. - N 22. - С. 3-6.
*(4) Основные направления деятельности Правительства РФ до 2024 года от 29 сентября 2018 года.
*(5) Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". - См. Официальные документы в образовании. - 2016. - N 4, 5.
*(6) Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 N Пр-827.
*(7) Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей". - См. Образование в Документах. - 2014. - N 12. - С. 50-74.
*(8) Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". - См. Образование в Документах. - 2015. - N 6. - С. 5-19.
*(9) Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642. - См. Официальные документы в образовании. - 2018. - N 6. - С. 13-14.
*(10) С 2021 года интегрированы в федеральный проект "Современная школа".
*(11) С 2021 года интегрированы в национальный проект "Наука и университеты".
*(12) В соответствии с утвержденным паспортом федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" с 2021 года показатель изложен в редакции: "Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям".
*(13) Проектом единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года установлено значение показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)" в 2020 году - 14,0 место, в 2021 - 13,75 место, в 2022 году - 13,25 место; в 2023 году - 12,75 место; в 2024 году - 12,25 место; в 2030 году - 10 место, что также отражено в паспорте федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
*(14) По показателям, установленным приказом Минпросвещения России от 13.03.2019 N 114, а также в соответствии с Единым порядком расчета показателей (приказ Минтруда России от 31.05.2018 N 344н).
*(15) В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
*(16) Размещен на сайте bus.gov.ru в разделе "Сведения о должностных лицах" (https://bus.gov.ru/officials).
*(17) См. Официальные документы в образовании. - 2021. - N 6, 7.
*(18) С 2021 года наименование федерального проекта - "Содействие занятости".
*(19) См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 9-12.
*(20) Указано значение, рассчитанное на основании данных форм федерального статистического наблюдения N 1-ДОП "Сведения о дополнительном образовании детей" (срок официальной публикации в соответствии с пунктом 1.13.14 ФПСР - 31 марта года, следующего за отчетным); N 1-качество услуг "Вопросник выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения" (срок официальной публикации в соответствии с пунктом 1.9.18 ФПСР 1 раз в два года - декабрь года, следующего за отчетным); N 5-ФК "Сведения по подготовке спортивного резерва" (срок официальной публикации в соответствии с пунктом 47.2 ФПСР - 1 марта); N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" (срок официальной публикации в соответствии с пунктом 47.5 ФПСР - 1 марта) окончательных итогов Росстата о возрастно-половом составе населения на 1 января текущего года (срок официальной публикации окончательных итогов в соответствии с пунктом 1.8.3 ФПСР - 15 июня, предварительных 15 марта), доступных на 1 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 2.9.22 ФПСР итоговое значение показателя будет доступно после 1 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о реализации плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2020 год (утв. Министерством просвещения РФ 26 февраля 2021 г.)
Тtкст Доклада опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", апрель 2021 г., N 11, N 12