Письмо Банка России от 2 августа 2019 г. N 12-4-5/4983
Вопрос:
Банк просит дать разъяснения по вопросам применения Указания N 4936-У 1 и Правил 2, разработанных в его исполнение.
1. В соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 приложения 1 к Положению N 499-П 3 при идентификации физического лица фиксируется номер миграционной карты и серия и номер документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В соответствии с полями 4-5 таблицы 2.2 1 и полями 2-3 таблицы 2.2 2 Правил необходимо указывать серию (серию бланка) и номер (номер бланка) вышеописанных документов.
Правильно ли Банк полагает, что указанные в скобках значения "серия/номер бланка" описывают частный случай, и у кредитных организаций остаётся право фиксировать и предоставлять в рамках направления ФЭС серию и номер самого документа, а не бланка.
В связи с тем, что у кредитных организаций отсутствует законодательная обязанность хранить документы/копии документов, представленных клиентами в целях идентификации, то Банк может не располагать данными о серии/номере бланка такого документа.
2. Правильно ли Банк полагает, что Банк обязан направлять сведения обо всех представителях лица, участвующих в совершении операции и не являющихся при этом единоличным исполнительным органом, исходя из формулировки в Таблице 3.2 "Блок (строки 27-41 настоящей таблицы) повторяется для всех лиц, участвующих в проведении операции, а также выступающих выгодоприобретателями по операции (сделке)"? Например, платежная инструкция юридического лица была подписана несколькими представителями юридического лица согласно порядку, установленному Соглашением о применении карточки с образцами подписей и оттиска печати. Следует ли Банку направлять сведения об обоих таких представителях?
3. Правильно ли Банк полагает, что если в месте рождения физического лица по документу/переводу документа, удостоверяющем личность (далее - ДУЛ), указано "РИГА" или "Ленинград", т.е. нет указания на страну, район или область, то у Банка не возникает обязанности устанавливать Код страны, Код субъекта РФ по ОКАТО и район, в котором данный населенный пункт находится/находился, и данная информация в соответствии с ДУЛ указывается в поле 6 таблицы 2.3 Правил; а поля 1-5 таблицы 2.3 Правил необходимо заполнять, если в ДУЛ физического лица есть четкое указание на страну, субъект РФ, район и населенный пункт?
4. Поля 5-7 Таблицы 2.4 "адрес" рекомендуется указывать в соответствии с приведенным форматом - начиная заполнение со смысловой части, а затем сокращенное наименование типа показателя. Все адреса в данный момент фиксируются Банком в соответствии с документами, удостоверяющими личность, уставными и другими документами/сведениями, полученными в рамках проведения идентификации. Планируется ли Банком России установление обязательности указанного формата полей адреса в долгосрочной перспективе?
5. В соответствии с полем 14 таблицы 3.2 необходимо указывать точное время транзакции с использованием ЭСП. Какое значение необходимо указывать в данном поле при использовании интернет-банка как ЭСП: точное время, когда транзакция была авторизована клиентом в интернет-банке, или точное время, когда Банком была проведена транзакция в АБС? При этом возможны ситуации, когда клиент авторизует платеж с отложенной датой исполнения (таким образом, дата авторизации может быть ранее даты проведения платежа). Вместе с тем, в поле 8 таблицы 3.2 фиксируется дата фактического проведения банком такой операции в АБС. Соответственно, указание в поле 14 таблицы 3.2 ФЭС точного времени авторизации клиентом транзакции не имеет смысла без указания даты его авторизации. В связи с этим, просьба высказать официальную позицию, какое именно время необходимо отражать в поле 14 таблицы 3.2.
6. Правильно ли Банк полагает, что в поле 24 таблицы 3.2 под "сведениями об основаниях совершения операции" подразумеваются данные документов, содержащих информацию о существенных для совершения конкретной операции/сделки условиях, при этом сведения о рамочном соглашении/договоре (обуславливающих наличие определенного рода отношений) предоставлять не следует? В частном случае, правильно ли Банк понимает, что в рамках направления сведений по коду 4006, при наличии заявки на размещение краткосрочного депозита, являющейся единственным документом, в котором есть условия конкретной депозитной сделки, можно не указывать в поле 24 таблицы 3.2 сведения о генеральном соглашении о порядке совершения депозитных сделок или договоре об общих условиях краткосрочных депозитов, обуславливающих общий порядок размещения депозитов в Банке?
7. В случае, если при направлении сведений в уполномоченный орган, Банк обладает сведениями о двух разных адресах участника операции, не являющегося клиентом Банка: адресе из платежного документа и адресе на основании договора между клиентом и вторым участником операции, - какой адрес необходимо включать в графу 9 таблицы 2.9 как адрес юридического лица (филиала), не являющимся клиентом кредитной организации, представляющей сведения в уполномоченный орган?
8. Правильно ли Банк трактует требования Правил, полагая, что поля 12 и 13 таблицы 3.2 заполняются лишь в случае проведения операции с помощью платежной карты?
9. Правильно ли полагать, что поле 54 таблицы 3.2 заполняется лишь в случае проведения операции с помощью платежной карты?
10. Правильно ли полагать, что под идентификатором ЭСП плательщика/получателя (поля 45 и 50 таблицы 3.2) при использовании интернет-банка подразумевается номер учетной записи клиента в интернет-банке?
11. Просьба высказать официальную позицию Банка России относительно наличия/отсутствия обязанности у кредитных организаций запрашивать договоры займов в случае, когда Банк не располагает договором займа, и при этом на основании назначения платежа невозможно однозначно утверждать является ли заем беспроцентным.
Правомерно ли применить аналогичный подход, указанный в Информационном письме Банка России от 01.09.2009 N 16 в отношении рекомендации осуществления контроля платежей по договорам займа нарастающим итогом в случаях, когда "кредитная организация располагает такой информацией об общей сумме договора" к данной ситуации и направлять сведения по коду 5007 в случаях, когда из содержания операции следует, что заем является беспроцентным или в случаях, когда Банк располагает договором займа. Ранее, при проведении инспекционных проверок и дистанционного надзора, сотрудники Банка России придерживались мнения, что у кредитных организаций отсутствует обязанность запрашивать такие договоры.
------------------------------
1Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
------------------------------
Ответ:
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) рассмотрел обращение Банка от 01.07.2019 N 2019/0721 и сообщает следующее.
По вопросу 1.
В случае отсутствия в документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и в миграционной карте серии и номера, в показателях 4 "Серия документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации", 5 "Номер документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации" таблицы 2.2 1 Правил 1 и в показателях 2 "Серия миграционной карты", 3 "Номер миграционной карты" таблицы 2.2. 2 Правил следует указывать серию и номер бланка соответствующего документа.
По вопросу 2.
Ответ содержится в письме Департамента от 11.07.2019 N 12-4-5/4572, размещенном на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рубрике "Банк России сегодня", раздел "Методологическая поддержка участников финансового рынка по вопросам применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля", закладка "По вопросам ПОД/ФТ" 2.
По вопросу 3.
В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ 3 и порядка формирования ФЭС и заполнения отдельных показателей ФЭС, определенного Указанием N 4936-У 4, включаемые в состав ФЭС сведения об участнике операции должны соответствовать данным, установленным кредитной организацией при его идентификации или обновлении сведений, на основании соответствующих подтверждающих документов и сведений.
В отношении показателя 6 "Место рождения (в одной строке)" таблицы 2.3 Правил отмечаем, что на практике встречаются случаи, когда разнесение сведений о месте рождения участника операции по показателям 1 "Код страны", 2 "Наименование страны", 3 "Код субъекта Российской Федерации по ОКАТО", 4 "Район", 5 "Населенный пункт" таблицы 2.3 Правил не представляется возможным по объективным причинам (например, населенный пункт находится в государстве, прекратившем существование). В таком случае данные сведения подлежат отражению в показателе 6 "Место рождения (в одной строке)" таблицы 2.3 Правил.
В случае отражения сведений о месте рождения участника операции в показателе 6 "Место рождения (в одной строке)" таблицы 2.3 Правил, показатели, приведенные в строках 1-5 таблицы 2.3 Правил, не заполняются (при представлении в уполномоченный орган сведений об участнике операции, являющемся клиентом кредитной организации, теги указанных показателей должны обязательно присутствовать в электронном документе, в то время как значения показателя может и не быть).
По вопросу 4.
В настоящее время не планируется установление обязательности формата заполнения показателей 5 - 7 таблицы 2.4 Правил, приведенного в структуре показателя и дополнительной информации указанных показателей.
По вопросу 5.
В показателе 14 "Время совершения транзакции с использованием ЭСП" таблицы 3.2 Правил указывается фактическое время совершения клиентом операции с использованием ЭСП.
По вопросу 6.
Согласно структуре показателя и дополнительной информации в показателе 24 "Основание совершения операции" таблицы 3.2 Правил указываются данные обо всех документах, являющихся основанием (подтверждением) совершения операции.
По вопросу 7.
Согласно структуре показателя и дополнительной информации показатель 9 "Адрес юридического лица (филиала (представительства) юридического лица)" таблицы 2.9 Правил заполняется на основании сопровождающих операцию расчетных и (или) иных документов, которыми располагает кредитная организация (филиал кредитной организации) в случае если юридическое лицо (филиал (представительство) юридического лица) не является клиентом кредитной организации (филиала кредитной организации), представляющей (представляющего) сведения в уполномоченный орган (Росфинмониторинг).
Правилами не регламентирован порядок заполнения указанного показателя в случае, когда в сопровождающих операцию расчетных и иных документах указаны разные адреса участника операции, не являющегося клиентом кредитной организации. Полагаем, что в данном случае кредитная организация вправе самостоятельно определить какой из адресов указывать в рассматриваемом показателе, при этом второй адрес кредитная организация вправе указать в показателе 41 "Дополнительная информация об участнике операции (сделки)" таблицы 3.2 Правил.
По вопросу 8.
Показатели 12 "Наименование платежной системы на стороне лица, совершающего операцию" и 13 "Наименование платежной системы на стороне получателя по операции" таблицы 3.2 Правил заполняются в случае, если операция, сведения о которой представляются в уполномоченный орган, совершена с использованием электронного средства платежа.
По вопросу 9.
Структура показателя и дополнительная информация, определяющая порядок заполнения показателя 54 "Сведения о месте выдачи наличных денежных средств" таблицы 3.2 Правил, не содержит изъятий в отношении способов выдачи денежных средств, при которых показатель должен быть заполнен.
По вопросу 10.
В целях определения понятия "идентификатор ЭСП плательщика" и "идентификатор ЭСП получателя" (показатели 45 и 50 таблицы 3.2 Правил) полагаем целесообразным исходить из положений нормативных актов, определяющих порядок проведения данных операций, в частности, Положения N 383-П 5 (пункты 2.3, 4.9), а также правил, установленных платежными системами.
Например, при представлении сведений об операции с использованием платежной (банковской) карты, совершенной через банкомат, в показателе 45 "Идентификатор ЭСП плательщика" (в показателе 50 "Идентификатор ЭСП получателя") указывается номер соответствующей банковской карты плательщика (получателя); при представлении сведений об операции с использованием платежной (банковской) карты, совершенной с использованием технологии бесконтактной оплаты PayPass, PayWay, ApplePay, AndroidPay (или иных аналогичных) - номер, присвоенный платежной (банковской) карте соответствующей системой.
Следует также отметить, что терминология, используемая в показателях 45 "Идентификатор ЭСП плательщика" и 50 "Идентификатор ЭСП получателя" таблицы 3.2 Правил, не является для кредитных организаций новой, так как ранее применялась в таблице 2.4 приложения 2 к Положению N 407-П 6.
По вопросу 11.
Вопрос не связан с применение Указания N 4936-У.
Кредитным организациям необходимо руководствоваться ранее действовавшими подходами к порядку выявления операций, подлежащих обязательному контролю.
------------------------------
1Правила составления в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2 Доступно по ссылке http://www.cbr.ru/today/pcod/?tab.current=t2
3Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
4Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
5Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
6Положение Банка России от 02.09.2013 N 407-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 2 августа 2019 г. N 12-4-5/4983
Текст письма опубликован не был