Письмо Банка России от 26 ноября 2019 г. N 12-4-5/7387
Вопрос
Кредитная организация просит дать разъяснения по следующим вопросам применения Указания N 4936-У 1 и Правил 2, разработанных в его исполнение.
1. В настоящее время на организованных торгах в соответствии с частью 1.1 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" центральный контрагент без подачи им заявки может заключить один или несколько договоров репо с одним или несколькими участниками торгов, подавшими заявки на заключение указанных договоров, если другим или другими участниками торгов поданы заявки на размещение денежных средств (заключение договоров банковского вклада (депозита) с центральным контрагентом). По итогам организованных торгов заключаются депозитные договоры с центральным контрагентом на условиях, указанных в заявках на заключение депозитных договоров.
Размещение депозитов, возврат денежных средств и выплата процентов осуществляется с использованием отдельных лицевых счетов балансового счета N 30420 "Средства для исполнения обязательств, допущенных к клирингу, для индивидуального клирингового и иного обеспечения", открываемых для каждого участника клиринга, на которых отражается индивидуальное клиринговое обеспечение участника клиринга.
Учитывая изложенное, просим разъяснить, какое значение должен принимать показатель "Вид перевода денежных средств" при формировании формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) по операции зачисления денежных средств в депозит /возврата суммы депозита и процентов?
2. По операции размещения депозита и возврата депозита получателем по операции и лицом, совершающим операцию, является один и тот же клиент. Учитывая позицию Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, изложенную в письме от 11.07.2019 N 12-4-5/4572 3, просим разъяснить, необходимо ли информацию о клиенте по операциям размещения средств в депозит и возврата депозита включать в ФЭС однократно?
3. В таблице 3.2 Правил приведены правила определения статуса участника операции при совершении отдельных операций, подлежащих обязательному контролю, в которые не включен порядок определения лица, совершающего операцию и получателя по операции для подлежащей обязательному контролю операции с кодом вида 5005.
Просим подтвердить правильность подхода, согласно которому для определения лица, совершающего операцию, и получателя по операции с кодом вида операции 5005 следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в Информационном письме Департамента от 19.12.2008 N 15 "Вопросы применения Положения Банка России от 29 августа 2008 года N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
4. Просим подтвердить правильность подхода, согласно которому при составлении ФЭС о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ 4 в показателе "Дата проведения предыдущей проверки" указывается дата предыдущей проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, а при составлении ФЭС о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ в показателе "Дата проведения предыдущей проверки" указывается дата проведения предыдущей проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, при этом данные "Сведения о количестве клиентов" в ФЭС по каждому виду проверки заполняются данными по обоим видам проверок за проверяемый период.
5. Правильно ли кредитная организация полагает, что ФЭС о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и (или) физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, может быть направлено только в случае если даты проведения текущих проверок и даты проведения предыдущих проверок по обоим видам проверок совпадают?
------------------------------
1Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", установленные Указанием N 4936-У.
3 Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рубрике "Банк России сегодня", раздел "Методологическая поддержка участников финансового рынка по вопросам применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля", закладка "По вопросам ПОД/ФТ".
4Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
------------------------------
Ответ
По первому и второму вопросам.
Показатель 42 "Вид перевода денежных средств" таблицы 3.2 Правил 1 включен в блок сведений, относящихся к сведениям о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств. Порядок отражения информации в данном показателе определен в графе "Структура показателя и дополнительная информация".
В случае если операции по зачислению денежных средств в депозит / возврату депозита осуществляются посредством перевода денежных средств, подходы, изложенные в письме Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России 2 от 11.07.2019 N 12-4-5/4572 (вопрос 7) в части отражения информации об участнике операции, когда клиент кредитной организации одновременно является лицом, совершающим операцию, и получателем по данной операции, применимы и для рассматриваемой ситуации. При этом, если статус участника операции определить невозможно, то сведения о клиенте по операциям размещения денежных средств в депозит и возврата депозита, следует указывать либо как о лице, совершающем операцию, либо как о получателе по операции.
Обращаем внимание, что с учетом положений пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ 3 если рассматриваемые операции осуществляются посредством внесения клиентом наличных денежных средств в депозит / выдаче клиенту наличных денежных средств с депозита, то такие операции не являются переводом денежных средств.
Дополнительно отмечаем, что формирование сообщения в уполномоченный орган осуществляется кредитной организацией в соответствии с Правилами, исходя из критериев подлежащей обязательному контролю операции либо критериев (признаков), на основании которых конкретная операция была признана кредитной организацией "подозрительной", от экономической сути такой операции, и не зависит от способа отражения указанной операции в бухгалтерском учете.
По третьему вопросу.
Подходы к определению статуса участников операции, подлежащей обязательному контролю с кодом вида операции 5005, изложены в информационном письме от 19.12.2008 N 15 4 (вопрос 2) и не претерпели изменений в связи с вступлением в силу Указания N 4936-У 5.
По четвертому и пятому вопросам.
Согласно абзацу 6 пункта 1 Указания N 4936-У кредитная организация должна сформировать электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС), включающий информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ 6, о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Указания N 4936-У ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, должно направляться кредитной организацией в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения каждой из этих проверок.
Таким образом, кредитная организация вправе как объединить результаты обеих проверок в одно ФЭС, так и сформировать отдельные ФЭС по результатам каждой из вышеуказанных проверок (в зависимости от дат окончания таких проверок и совпадения сроков для направления соответствующих сведений в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 Указания N 4936-У).
В случае несовпадения дат проведения вышеуказанных проверок следует направить в уполномоченный орган отдельные ФЭС, указав в показателе 6 "Дата проведения предыдущей проверки" таблицы 3.4 Правил дату проведения предыдущей проверки по каждому виду сведений.
------------------------------
1 Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", установленные Указанием N 4936-У.
2 Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рубрике "Банк России сегодня", раздел "Методологическая поддержка участников финансового рынка по вопросам применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля", закладка "По вопросам ПОД/ФТ".
3 Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
4 Информационное письмо от 19.12.2008 N 15 "Вопросы применения Положения Банка России от 29 августа 2008 года N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", размещено в правовых информационно-справочных системах "Гарант" и "Консультант плюс".
5 Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
6 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 26 ноября 2019 г. N 12-4-5/7387
Текст письма опубликован не был