Заслушав информацию Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Матвиенко В.И. о развитии и укреплении межпарламентского сотрудничества стран Содружества Независимых Государств (прилагается), Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить проводимую Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств работу по развитию и укреплению межпарламентского сотрудничества государств - участников СНГ.
2. Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ продолжить работу по наблюдению за организацией и проведением выборов и референдумов и совершенствованию нормативно-правой базы, регулирующей электоральные процессы.
3. Поддержать деятельность Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по реализации проектов Молодежной межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ и Международного культурно-образовательного форума "Дети Содружества", направленных на развитие молодежного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств.
От Азербайджанской Республики
И. Алиев
с особым мнением
От Республики Армения
Н. Пашинян
с особым мнением
От Республики Беларусь
А. Лукашенко
От Российской Федерации
В. Путин
От Республики Таджикистан
Э. Рахмон
От Туркменистана
Г. Бердымухамедов
От Республики Казахстан
К.-Ж. Токаев
От Кыргызской Республики
Т. Мамытов
От Республики Молдова
И. Додон
От Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев
От Украины
Информация
о развитии и укреплении межпарламентского сотрудничества стран Содружества Независимых Государств
Межпарламентское сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств реализуется в различных формах двустороннего и многостороннего взаимодействия. С момента своего образования Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ (МПА СНГ, Межпарламентская Ассамблея) последовательно подтверждала свой статус оптимальной площадки для совместной работы парламентариев, обсуждения общих актуальных вопросов и сближения позиций государств СНГ. Наработанная база модельного законодательства и сложившаяся практика организации межпарламентского взаимодействия позволяет парламентам участвовать в интеграционных процессах в наиболее приемлемых для них формах и параметрах. Очередным свидетельством эффективности этих усилий стало присоединение к Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ в 2018 году Республики Узбекистан.
В деятельности, нацеленной на реализацию парламентского измерения интеграционного сотрудничества на пространстве Содружества Независимых Государств, МПА СНГ развивает различные направления работы, способствующие формированию системы устойчивого, постоянного и востребованного парламентского взаимодействия.
Помимо пленарных сессий Межпарламентской Ассамблеи, заседаний Совета МПА СНГ и постоянных комиссий, проводятся межпарламентские слушания, конгрессы, конференции, семинары по вопросам, представляющим интерес для парламентариев, общественных и политических деятелей, ученых и экспертов государств Содружества и других стран. В рамках организации наработан опыт создания отраслевых экспертных органов, в работе которых наряду с депутатами национальных парламентов принимают участие специалисты-практики и ученые: Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, Экспертный совет МПА СНГ и Регионального содружества в области связи, Экспертный совет по здравоохранению при МПА СНГ, Экспертный совет по экономике при МПА СНГ, Экспертный совет при Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам. Активно участвует в подготовке законодательных инициатив Молодежная межпарламентская ассамблея СНГ (ММПА СНГ).
Значимым аспектом межпарламентского сотрудничества является участие представительных групп от МПА СНГ в мониторинге выборов и референдумов в государствах - участниках СНГ, осуществляемое в составе Миссии наблюдателей от СНГ. Межпарламентское взаимодействие в СНГ в этой части дает многочисленные примеры координации позиций парламентариев СНГ на международной арене.
Основное внимание Межпарламентской Ассамблеи сосредоточено на сближении законодательства государств - участников СНГ, обеспечивающем развитие интеграции в экономической, политической, социальной, гуманитарной и иных сферах правового сотрудничества. Реализация этой задачи, в рамках которой за 28 лет работы МПА СНГ приняла более 550 модельных нормативно-правовых актов, рекомендаций и других документов, способствует региональной правовой интеграции и ориентирует национальные законодательства на общепризнанные правовые нормы и лучшие примеры законотворчества. По-прежнему актуальным является повышение законодательного обеспечения достигнутых в рамках СНГ договоренностей и соглашений, в том числе посредством содействия интенсификации ратификационных процедур.
Основополагающими ориентирами для деятельности МПА СНГ в этом направлении в долгосрочной перспективе являются Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, в которых представлена система согласованных взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического прогресса на основе интеграции.
Участие в их реализации позволит продолжить совместную деятельность парламентов стран-участниц в рамках Межпарламентской Ассамблеи как одного из органов сотрудничества в работе по развитию нормативно-правовой базы Содружества с учетом современных реалий и совершенствованию национального законодательства в соответствии с заключенными в рамках СНГ договорами.
На приоритетном экономическом направлении будет продолжена работа по принятию модельных правовых актов, усиливающих однородность экономического пространства Содружества за счет сближения национального законодательства государств. Важный вклад в реализацию этой задачи призван внести созданный в 2018 году Экспертный совет по экономике при МПА СНГ. Обновленная экономическая повестка СНГ требует придания самой высокой приоритетности вопросам законодательного обеспечения цифрового развития во всех сферах жизнедеятельности общества. Основная задача при этом видится в выработке общих подходов к правовому регулированию цифрового развития общества и цифровой экономики с учетом международной системы стандартов в этой области и мирового опыта цифровизации. Поэтому неслучайно в Плане первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области цифрового развития общества Межпарламентская Ассамблея указана как один из разработчиков нормативных правовых документов в соответствующей сфере.
Работу по сближению правовых основ регулирования цифрового развития предлагается осуществлять с учетом опыта и потенциала Экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и Регионального содружества в области связи, определив при этом формы взаимодействия и функции ключевых институтов государств - участников СНГ в этом направлении при условии их заинтересованности в совместной деятельности.
Активность МПА СНГ в разработке и принятии модельных законов в области информационно-коммуникационных технологий, развитие которых предшествовало постановке задачи создания цифровой экономики как качественно новой системы экономических правоотношений, отмечалась в Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 28 октября 2016 года. Уже тогда была подчеркнута важная роль в гармонизации нормативно-правовой базы принятых МПА СНГ модельных законов "Об электронной торговле" (25 ноября 2008 года), "Об электронных государственных услугах" (7 апреля 2010 года), "О телемедицинских услугах" (28 октября 2010 года), "О паспортно-визовых документах и иных идентификационных документах нового поколения" (28 октября 2010 года).
Для решения задач правового регулирования в данной сфере были также приняты модельный Информационный кодекс для государств - участников СНГ (23 ноября 2012 года), модельные законы "Об основах регулирования Интернета" (17 мая 2011 года), "О технопарках" (17 мая 2011 года), "Об электронном документе" (29 ноября 2013 года), "Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности" (28 декабря 2014 года), "О межгосударственном обмене отправлениями специальной связи" (27 ноября 2015 года), "О трансграничном информационном обмене электронными документами" (25 ноября 2016 года), "Об электронном правительстве" (25 ноября 2016 года).
Совместная законотворческая деятельность парламентариев в значительной степени связана с реализацией документов Содружества и межгосударственных программ, утверждаемых высшими уставными органами СНГ. Только за период 2016 - 2020 годов МПА СНГ участвовала в реализации шести таких программ, концепций, планов и иных правовых документов межгосударственного характера. Документы, разработанные Межпарламентской Ассамблеей, легли в основу 27 действующих договоров и соглашений, заключенных в рамках СНГ.
Предусмотренные программами сотрудничества и другими документами СНГ мероприятия нашли отражение в перспективных планах модельного законотворчества на 2016 - 2020 годы и на очередной плановый период. Основная часть этих разработок относится к правовому обеспечению безопасности, развития экономического и гуманитарного сотрудничества.
Совершенствование и сближение законодательства в сфере борьбы с преступностью, международным терроризмом, идеями нацизма остается системной задачей Межпарламентской Ассамблеи. Она решается, в частности, в рамках реализации межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью; сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании; в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий; в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
При осуществлении модельного законотворчества Межпарламентская Ассамблея сотрудничает с органами отраслевого сотрудничества СНГ, ведущими научными центрами в странах СНГ, авторитетными партнерами из дальнего зарубежья и специализированными международными организациями. Это сотрудничество позволяет Межпарламентской Ассамблее оказывать содействие развитию современного международного права: выдвигать политические и юридические инициативы, связанные, например, с борьбой с международным терроризмом, противодействием незаконной миграции, совершенствованием избирательного законодательства, представлять принятые МПА СНГ модельные документы вниманию специализированных органов ООН и других международных структур (Контртеррористического управления ООН, Всемирной организации здравоохранения, Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международного комитета Красного Креста, Венецианской комиссии, Европейской экономической комиссии ООН и т. п.). Различные международные организации в свою очередь обращаются к Межпарламентской Ассамблее за получением экспертной оценки разработанных ими документов. Это то направление, где парламентарии стран СНГ могут влиять на формирование мировых стандартов, будь то в области экономики, безопасности, образования, информационно-коммуникационных технологий, социального обеспечения, защиты культурных ценностей или экологии.
Межпарламентская Ассамблея вносит вклад в сотрудничество стран СНГ в гуманитарной сфере, реализуя различные инициативы и проводя значимые мероприятия. Так, именно МПА СНГ предложила в свое время учредить Международный день парламентаризма, который был впоследствии утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и отмечается 30 июня каждого года.
МПА СНГ своевременно оценила готовность наиболее активных молодых представителей стран СНГ участвовать в реализации объединительных тенденций на пространстве Содружества, предложив в качестве ответа на запрос молодых граждан о создании условий для их реального участия в принятии государственных/межгосударственных решений идею создания молодежной парламентской структуры СНГ. Стремление к сотрудничеству в сфере работы с молодежью - а это 60 миллионов человек в возрасте 15-29 лет - выразили парламентарии всех государств, входящих в МПА СНГ.
Цели образованной в ноябре 2012 года Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ соответствуют задаче консолидации молодежи стран Содружества, популяризации идей интеграции в молодежной среде, поддержки интересов молодежи на международном уровне, объединения существующих и создающихся национальных молодежных парламентских организаций в международную общественную структуру.
Как перспективная коммуникационная площадка ММПА СНГ стремится стать эффективной системой представительства интересов молодежи стран СНГ, поскольку здесь отрабатываются механизмы участия молодых парламентариев в подготовке и экспертизе проектов по вопросам молодежной политики. Обладая возможностью предоставления своих рекомендаций "старшей" Межпарламентской Ассамблее для последующего рассмотрения, ММПА СНГ оказывает ей содействие в области нормативного регулирования прав и законных интересов молодежи.
К основным задачам ММПА СНГ также относится создание условий для эффективного участия молодежи в социально-экономических и общественно-политических процессах на пространстве Содружества, для диалога молодых парламентариев и представителей молодежных организаций, обмена опытом, приобщения представителей молодежи к парламентской дипломатии, формирования у них полного и ясного понимания факторов интеграционного прогресса.
Председательство в ММПА СНГ осуществляется на ротационной основе; с момента ее основания функции Координатора выполняли поочередно депутаты, представляющие парламенты Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Налажено сотрудничество с Советом по делам молодежи государств - участников СНГ, созданным в соответствии с Соглашением государств - участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25 ноября 2005 года.
Межпарламентской Ассамблеей принят ряд модельных законодательных актов и других документов, направленных на сближение национального законодательства в области молодежной политики. Среди них - модельные законы "О государственной молодежной политике" (23 ноября 2012 года), "О добровольчестве (волонтерстве)" (16 апреля 2015 года), "О патриотическом воспитании" (16 апреля 2015 года), "О деятельности студенческих отрядов" (13 апреля 2018 года), Рекомендации по установлению и соблюдению стандартов требований к программам в сфере первичной профилактики социально опасных явлений в молодежной среде (20 мая 2016 года), рекомендации "О сотрудничестве между молодыми учеными государств - участников СНГ" (27 марта 2017 года), Рекомендации по созданию и развитию молодежных парламентских структур в государствах - участниках СНГ (19 апреля 2019 года).
В Стратегии международного молодежного сотрудничества государств - участников СНГ на 2021 - 2030 годы, принятой Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2019 года, создание Советом МПА СНГ ММПА СНГ и принятие модельных законов в сфере молодежной политики определяются как факторы углубления взаимодействия молодых людей, проживающих в государствах - участниках СНГ.
Межпарламентской Ассамблеей также ведется законотворческая деятельность, связанная с реализацией социальной политики в отношении детей. К числу принятых МПА СНГ документов, направленных на сближение национального законодательства по осуществлению заботы о подрастающем поколении, в частности, относятся: модельные законы "О воспитании детей и молодежи" (14 мая 2009 года), "Об основных гарантиях прав ребенка в государстве" (3 декабря 2009 года), "О физической культуре и спорте" (3 декабря 2009 года), "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (3 декабря 2009 года), "О дошкольном образовании" (13 апреля 2018 года), рекомендации "О статусе учащегося" (18 ноября 2005 года) и др.
Практической формой деятельности Межпарламентской Ассамблеи в этой области начиная с 2013 года стала организация Международного культурно-образовательного форума государств - участников СНГ "Дети Содружества", учрежденного по инициативе кыргызского парламента и ежегодно проходившего на побережье озера Иссык-Куль под эгидой Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Межпарламентской Ассамблеи.
Главная идея мероприятия - создание площадки для неформального общения школьников, родителей и педагогов, направленного на укрепление связей между образовательными учреждениями стран Содружества, разработку программ по развитию диалога культур, дружбы и добрососедства.
Доказав свою жизнеспособность и став профильным форумом МПА СНГ, этот информационно-просветительский проект в настоящее время меняет формат и, расширяя свою географию, будет проходить в разных государствах - участниках СНГ. Его регулярное проведение наряду с участием ММПА СНГ в реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств - участников СНГ предоставляет новые возможности для раскрытия потенциала молодежи и детей, повышения правовой культуры, социальной и гражданской активности юного поколения стран Содружества. При этом ставится задача создания адекватных организационно-финансовых условий обеспечения рассматриваемого направления деятельности Межпарламентской Ассамблеи.
Объемным и важным направлением гуманитарного сотрудничества является дальнейшее развитие контактов в сфере туризма, затрагивающих непосредственно интересы граждан наших государств. Как отмечено в Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021 - 2030 годы, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года, принятие Межпарламентской Ассамблеей новых редакций модельных законов "О туристской деятельности" (16 апреля 2015 года), "О детском и юношеском туризме" (29 ноября 2018 года) и других документов способствовало углублению сотрудничества государств - участников СНГ в этой сфере. Указанной Стратегией определен комплекс мер по вопросам сближения, координации и совершенствования национального законодательства, регулирующего туристскую деятельность. В этой связи Секретариату Совета МПА СНГ поручена проработка перспектив проведения практических мероприятий в данном направлении, одним из которых могла бы стать поддержка проекта Travel Hub "Содружество".
В сфере внешнеполитического взаимодействия продолжается работа по продвижению согласованных позиций парламентов государств - участников Содружества по актуальным вопросам, рассматриваемым в международных парламентских организациях, в том числе электоральной тематики. Тема наблюдения за подготовкой и проведением президентских и парламентских выборов, а также референдумов в странах Содружества является одной из самых востребованных.
Это важнейшее направление работы созданного в 2006 году Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ. Деятельность института не только позволила разрушить существовавшее ранее доминирование Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, практически монополизировавшего право оценивать степень демократичности выборов в суверенных государствах, но и повысила роль Межпарламентской Ассамблеи как авторитетной структуры, занимающейся мониторингом электоральных процессов. Объективность выводов наблюдателей от стран Содружества обеспечивается эффективным взаимодействием Межпарламентской Ассамблеи и Исполнительного комитета СНГ.
Перспективным направлением деятельности института представляется экспертиза национальных законопроектов по запросу заинтересованных государств, в том числе в области избирательного права, регулирования деятельности политических партий и общественных организаций, защиты прав человека. Межпарламентская Ассамблея, подтвердив свое влияние в этой сфере, в том числе в рамках сотрудничества с ведущими европейскими институтами на данном направлении - Венецианской комиссией, Ассоциацией организаторов выборов стран Европы, вполне может выступить в качестве авторитетного эксперта в области избирательного законодательства на пространстве Содружества.
Деятельность на "электоральном" направлении, которую МПА СНГ ведет, в том числе в рамках работы Миссии наблюдателей от СНГ, нуждается в дальнейшем совершенствовании, и в настоящее время осуществляется подготовка предложений по развитию института наблюдения на основе анализа долгосрочного и краткосрочного мониторинга избирательных кампаний, в том числе по обновлению нормативно-правовой базы в этой области. Необходимость именно такой работы была подчеркнута на совете координаторов Миссии наблюдателей от СНГ на парламентских выборах в Республике Таджикистан в марте 2020 года.
Развитие и укрепление межпарламентского сотрудничества стран Содружества, безусловно, не исчерпывается их совместной работой в рамках Межпарламентской Ассамблеи. Однако МПА СНГ в значительной степени способствует реализации и иных возможностей и измерений парламентской дипломатии. Площадка Межпарламентской Ассамблеи востребована для проведения как двусторонних, так и многосторонних встреч; ее формат активно используют руководители парламентов государств - участников МПА СНГ, а также приглашенных международных организаций. Неофициальный характер таких встреч позволяет рассматривать их в качестве механизма предварительного обсуждения широкого спектра вопросов межпарламентских и межгосударственных отношений.
Этому способствует и статус МПА СНГ как признанной международной организации, обладающей международной правосубъектностью. В активе Межпарламентской Ассамблеи более 70 документов о сотрудничестве с международными организациями, она является наблюдателем в основных региональных парламентских ассамблеях, ассоциированным членом Межпарламентского союза. Таким образом, МПА СНГ предоставляет широкие возможности для взаимодействия депутатов стран СНГ с парламентариями из других государств и международных организаций. Это взаимодействие строится прежде всего в рамках различных конференций, которые традиционно организуются совместно с партнерами МПА СНГ - парламентскими ассамблеями Совета Европы, ОБСЕ, Средиземноморья, Межпарламентским союзом, другими международными, в том числе отраслевыми, организациями.
Так, МПА СНГ, стремясь укреплять свои позиции в качестве площадки для диалога между организациями, призванными обеспечивать безопасность на евразийском пространстве, и учитывая собственный опыт в организации крупных мероприятий в этой области - например, Санкт-Петербургского межпарламентского форума по борьбе с терроризмом в 2002 году, - регулярно проводит конференции по противодействию международному терроризму. В их организации активное участие принимают не только парламентские ассамблеи, но и профильные структуры ООН. Принимая во внимание сохраняющуюся актуальность данной тематики, очередное такое совместное мероприятие Ассамблея планирует провести со своими партнерами весной 2021 года.
МПА СНГ также продолжает совершенствовать свою конгрессную деятельность. Начало этому направлению дал Петербургский международный экономический форум, который был задуман и осуществлен в 1996 году в Межпарламентской Ассамблее и первые девять лет проходил под ее эгидой в штаб-квартире МПА СНГ - в Таврическом дворце. Сегодня, помимо организации Невского международного экологического конгресса и Евразийского женского форума, Межпарламентская Ассамблея изучает возможности дальнейшего развития данного вида деятельности, прорабатывает новые формы его реализации. Важно, что такие международные мероприятия, помимо прочего, открывают возможности для формирования скоординированной позиции стран СНГ в вопросах совершенствования законодательной базы, разработки и выполнения национальных программ по соответствующим отраслевым направлениям.
МПА СНГ также выражает готовность содействовать парламентскими средствами дальнейшему сопряжению интеграционных процессов на основе развития нынешнего формата СНГ при активном использовании элементов разноскоростной и разноуровневой интеграции. В качестве первого шага видится создание предпосылок для учреждения парламентского форума Евразийского экономического союза, в том числе путем проведения тематических конференций (семинаров), составления и реализации перечня соответствующих законодательных инициатив.
Межпарламентская Ассамблея готова и дальше способствовать развитию и укреплению межпарламентского сотрудничества стран СНГ, совершенствуя свою работу по вышеуказанным направлениям, в том числе в рамках рассмотрения вопросов и подготовки рекомендаций в соответствии с поручениями Совета глав государств или Совета глав правительств СНГ, как это предусмотрено статьей 4 Конвенции о МПА СНГ.
Особое мнение
Азербайджанской Республики
С учетом Особого мнения Азербайджанской Республики к Решению Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года "О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации".
Президент |
И. Алиев |
Особое мнение
Республики Армения
С учетом Особого мнения Республики Армения к Решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 года "О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации".
Премьер-министр |
Н. Пашинян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 г. "О развитии и укреплении межпарламентского сотрудничества стран Содружества Независимых Государств"
Текст решения опубликован не был