Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
по культуре и туризму
Калининградской области
от 28 апреля 2021 г. N 100-ОД
Примерное положение
об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений культуры, подведомственных Министерству по культуре и туризму Калининградской области, по видам экономической деятельности: "Деятельность учреждений культуры и искусства", "Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры"
25 июня 2021 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений культуры, подведомственных Министерству по культуре и туризму Калининградской области, по видам экономической деятельности: "Деятельность учреждений культуры и искусства", "Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры" (далее - Примерное положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2009 года N 18 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Калининградской области", приказами Министерства социальной политики Калининградской области от 22 сентября 2017 года N 556 "Об утверждении рекомендаций по разработке исполнительными органами государственной власти Калининградской области положений (примерных положений) об оплате труда работников подведомственных государственных учреждений Калининградской области" и от 04 сентября 2017 года N 509 "Об утверждении перечней видов выплат стимулирующего и компенсационного характера в государственных учреждениях Калининградской области", с учетом приказа Министерства культуры Российской Федерации от 26 августа 2016 года N 1947 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры, искусства, образования и науки, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации", и включает в себя:
- размеры рекомендуемых минимальных окладов (должностных окладов), минимальных ставок заработной платы работников, относящихся к общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, а также общеотраслевым профессиям рабочих государственных бюджетных и автономных учреждений культуры (далее - Учреждения), которые устанавливаются с учетом их дифференциации по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп (далее - КУ ПКГ);
- размеры рекомендуемых минимальных окладов (должностных окладов), минимальных ставок заработной платы работников культуры государственных бюджетных и автономных учреждений культуры (далее - Учреждения), которые устанавливаются на основе отнесения занимаемых должностей к профессиональным квалификационным группам, в случае, если соответствующая профессиональная квалификационная группа не подразделяется на квалификационные уровни (далее - ПКГ);
- рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам);
- перечень (конкретные наименования) и рекомендуемые размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера;
- условия оплаты труда руководителя Учреждения, его заместителей, главного бухгалтера.
Примерное положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников Учреждений на основе применения рекомендуемых минимальных окладов (должностных окладов), минимальных ставок заработной платы работников Учреждений, выплат компенсационного и стимулирующего характера с учетом государственных гарантий по оплате труда и в соответствии с нормативными правовыми актами.
1.2. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда Учреждений.
При этом минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в данном Примерном положении, рекомендуется использовать лишь в качестве ориентиров при установлении Учреждениями фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников Учреждения. Размеры окладов (должностных окладов) не могут быть ниже рекомендуемых минимальных размеров оклада (должностного оклада), предусмотренного в Примерном положении.
В положении об оплате труда работников Учреждения, разрабатываемом Учреждением, не допускается использование терминологии "рекомендуемые минимальные размеры" или "минимальные размеры" окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемой в Примерных положениях.
Не допускается установление по должностям, входящим в один и тот же КУ ПКГ или ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установление диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы либо по должностям работников с равной сложностью труда.
1.3. Месячная заработная плата работника Учреждения не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Калининградской области, в которую также включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности), в рамках реализации правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 11 апреля 2019 года N 17-П и от 16 декабря 2019 года N 40-П.
1.4. Оплата труда работников Учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Определение размеров заработной платы по основной должности и должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.
1.5. Штатное расписание Учреждений включает в себя все должности служащих, профессии рабочих данного Учреждения.
При формировании штатного расписания рекомендуется применять типовые нормы труда с учетом имеющихся организационно-технических условий, а также предусматривать распределение установленной предельной штатной численности для обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).
В целях формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ и установления необходимой штатной численности персонала необходимо руководствоваться следующими приказами Министерства культуры Российской Федерации:
а) от 30 декабря 2014 года N 2477 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках";
б) от 30 декабря 2014 года N 2478 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа";
в) от 30 декабря 2015 года N 3448 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа".
Кроме того, при формировании штатного расписания необходимо использовать разработанные методические рекомендации:
а) по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2014 года N 2479);
б) по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа (письмо Минкультуры России от 3 июля 2015 года N 231-01-39-НМ);
в) по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики (приказ Минкультуры России от 30 декабря 2015 года N 3453);
г) по особенностям введения типовых отраслевых норм труда в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (письмо Минкультуры России от 14 июля 2016 года N 217-01-39-НМ).
Руководители Учреждений устанавливают размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников Учреждений на основе отнесения занимаемых ими должностей (профессий) к КУ ПКГ или ПКГ. По должностям служащих, не включенных в ПКГ, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в зависимости от сложности труда.
Штатное расписание государственных бюджетных учреждений культуры, подведомственных Министерству по культуре и туризму Калининградской области, согласовывается с Министерством по культуре и туризму Калининградской области, и утверждается руководителями Учреждений.
1.6. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры, совершенствования системы оплаты труда работников рекомендуется продолжить работу по сохранению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников, сбалансировав ее таким образом, чтобы на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50 процентов заработной платы.
1.7. Фонд оплаты труда работников Учреждений формируется исходя из объема субсидий, поступающих Учреждению из областного бюджета на обеспечение выполнения государственного задания, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
1.8. Формирование штатного расписания Учреждения осуществляется также с учетом следующих приказов Министерства культуры Российской Федерации:
а) от 03 сентября 2020 года N 1055 "Об утверждении перечня должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации";
б) от 21 октября 2020 года N 1257 "Об утверждении перечня должностей и профессий, относящихся к вспомогательному персоналу федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации".
Предельная доля фонда оплаты труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда Учреждений не должна превышать 40 процентов.
Административно-управленческий персонал Учреждения - работники Учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности Учреждения.
Вспомогательный персонал Учреждения - работники Учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом целей деятельности этого Учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.
Порядок определения примерного перечня должностей административно-управленческого и вспомогательного персонала Учреждений и список приведен в приложении N 1 к данному Примерному положению.
1.9. Ежемесячно не позднее дня выплаты заработной платы работнику выдается расчетный лист, в котором указываются составные части заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеры иных сумм, начисленных работнику, размеры и основания произведенных удержаний, общая денежная сумма, подлежащая выплате.
Заработная плата выплачивается в порядке, определенном статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации не реже, чем каждые полмесяца, путем перечисления на указанный в заявлении работника счет в кредитной организации. При этом окончательный расчет осуществляется до 10 числа включительно месяца, следующего за расчетным месяцем, авансирование - до 25 числа включительно текущего месяца.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
1.10. Система оплаты труда работников Учреждения устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Калининградской области, органов государственной власти Калининградской области, в том числе Министерства по культуре и туризму Калининградской области, с учетом мнения представительного органа работников и настоящим Примерным положением.
II. Условия оплаты труда работников Учреждений
2.1. Рекомендуемые размеры минимальных окладов (должностных окладов) работников Учреждений устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к КУ ПКГ или ПКГ, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе:
2.1.1 от 31 августа 2007 года N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии":
ПКГ должностей работников культуры, искусства и кинематографии | |
Должности, отнесенные к ПКГ "Должности технических исполнителей и артистов вспомогательного состава" |
9 000 рублей |
Должности, отнесенные к ПКГ "Должности работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена" |
10 000 рублей |
Должности, отнесенные к ПКГ "Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена" |
11 500 рублей |
Должности, отнесенные к ПКГ "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии" |
13 000 рублей |
В государственных учреждениях исполнительского искусства, где применяется поспектакльная оплата труда, для артистического и художественного персонала рекомендуется:
а) размер заработной платы рассчитывать исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала к месячной норме выступлений, постановок, установленной учреждением самостоятельно;
б) размер заработной платы, зависимый от нормы выступлений (постановок), при перевыполнении установленной нормы рассчитывать пропорционально ее перевыполнению.
2.1.2 от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих":
Должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих первого уровня" | |
1 квалификационный уровень |
9 000 рублей |
2 квалификационный уровень |
9 500 рублей |
Должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих второго уровня" | |
1 квалификационный уровень |
10 000 рублей |
2 квалификационный уровень |
10 100 рублей |
3 квалификационный уровень |
10 200 рублей |
4 квалификационный уровень |
10 300 рублей |
5 квалификационный уровень |
10 400 рублей |
Должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" | |
1 квалификационный уровень |
11 500 рублей |
2 квалификационный уровень |
11 800 рублей |
3 квалификационный уровень |
12 100 рублей |
4 квалификационный уровень |
12 400 рублей |
5 квалификационный уровень |
12 700 рублей |
Должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня" | |
1 квалификационный уровень |
13 000 рублей |
2 квалификационный уровень |
13 500 рублей |
3 квалификационный уровень |
14 000 рублей |
2.1.3 от 03 июля 2008 года N 305н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок":
Должности, отнесенные к ПКГ должностей научных работников и руководителей структурных подразделений | |
1 квалификационный уровень |
11 000 рублей |
2 квалификационный уровень |
11 200 рублей |
3 квалификационный уровень |
11 500 рублей |
4 квалификационный уровень |
11 700 рублей |
5 квалификационный уровень |
12 000 рублей |
2.1.4 от 18 июля 2008 года N 342н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников печатных средств массовой информации":
Должности, отнесенные к ПКГ "Должности работников печатных средств массовой информации третьего уровня | |
1 квалификационный уровень |
11 000 рублей |
2 квалификационный уровень |
11 200 рублей |
3 квалификационный уровень |
11 500 рублей |
4 квалификационный уровень |
11 700 рублей |
Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей структурных подразделений Учреждения рекомендуется устанавливать на 5-10% ниже окладов руководителей соответствующих структурных подразделений.
Работникам, занимающим должности служащих из числа художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, а также работникам, принимаемым на работу для выполнения административных функций или проведения хозяйственных работ, имеющим большой опыт профессиональной работы, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда.
2.2. Рекомендуемые размеры минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников Учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих (далее - рабочие), устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими профессий к КУ в соответствии с действующими ПКГ, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
- от 06 августа 2007 года N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам";
- от 14 марта 2008 года N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии" (далее - приказ 121н);
- от 29 мая 2008 года N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих" (далее - приказ 248н).
Должности, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня" (приказ 248н) | |
1 квалификационный уровень |
9 000 рублей |
2 квалификационный уровень |
9 300 рублей |
Должности, отнесенные к КУ ПКГ "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня" | |
1 квалификационный уровень |
9 600 рублей |
2 квалификационный уровень |
9 800 рублей |
3 квалификационный уровень |
10 000 рублей |
4 квалификационный уровень |
10 500 рублей |
Должности, отнесенные к ПКГ профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии" (приказ 121н) | |
ПКГ "Профессии рабочих культуры, искусства и кинематографии первого уровня" | |
1 квалификационный уровень |
9 000 рублей |
ПКГ "Профессии рабочих культуры, искусства и кинематографии второго уровня" | |
1 квалификационный уровень |
9 600 рублей |
2 квалификационный уровень |
9 800 рублей |
3 квалификационный уровень |
10 000 рублей |
4 квалификационный уровень |
10 500 рублей |
Пункт 2.3 изменен с 1 июля 2021 г. - Приказ Министерства по культуре и туризму Калининградской области от 25 июня 2021 г. N 161-ОД
2.3. С учетом условий труда работникам Учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III настоящего Примерного положения.
2.4. Работникам Учреждения выплачиваются премии и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой IV настоящего Примерного положения.
III. Выплаты компенсационного характера
3.1. Выплаты компенсационного характера (надбавки, доплаты) устанавливаются всем работникам Учреждения при наличии оснований для их выплаты.
3.2. Установление выплат компенсационного характера конкретному работнику производится на основании приказа руководителя Учреждения.
3.3. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Перечнем видов выплат компенсационного характера в государственных Учреждениях, утвержденным приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 04 сентября 2017 года N 509 "Об утверждении перечней видов выплат стимулирующего и компенсационного характера в государственных учреждениях Калининградской области", работникам могут быть осуществлены следующие виды выплат компенсационного характера:
3.3.1. Повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.3.2. Доплата за совмещение профессий (должностей).
3.3.3. Доплата за расширение зон обслуживания.
3.3.4. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
3.3.5. Повышенная оплата за работу в ночное время.
3.3.6. Повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
3.3.7. Оплата сверхурочной работы.
3.3.8. Повышенная оплата за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.
3.3.9. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
3.4. Оплата труда работников Учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Руководителем Учреждения должны быть приняты меры по проведению специальной оценки условий труда работников с вредными и (или) опасными условиями труда с целью уточнения наличия отклонений уровней вредных производственных факторов от установленных нормативов и оснований применения компенсационных выплат за работу в указанных условиях, а также сокращения рабочих мест, которые не соответствуют требованиям охраны труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента ставки заработной платы, оклада (должностного оклада), установленных для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
3.5. Выплаты компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), устанавливаются с учетом статей 149, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации. Работнику производятся соответствующие выплаты:
3.5.1. Доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику при совмещении им профессий (должностей). Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
3.5.2. Доплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику при расширении зон обслуживания. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
3.5.3. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
3.5.4. Доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время".
Минимальный размер доплаты за работу в ночное время (с 22 до 6 часов) составляет 20 процентов оклада (должностного оклада), рассчитанного за каждый час в ночное время.
Расчет части оклада (должностного оклада) за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
3.5.5. Повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни по приказу руководителя.
3.5.6. Повышенная оплата сверхурочной работы устанавливается за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
3.6. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречивание и рассекречивание, а также за работу с шифрами устанавливается работникам Учреждений, имеющим оформленный допуск к сведениям соответствующей степени секретности, в размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
3.7. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника или в абсолютных размерах без учета повышающих коэффициентов.
IV. Выплаты стимулирующего характера
4.1. Для выполнения уставных задач Учреждения, показателей оценки эффективности его работы, работникам Учреждений, в целях стимулирования к выполнению установленного государственного задания, повышения эффективности деятельности и улучшения качества услуг в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Калининградской области, утвержденным приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 04 сентября 2017 года N 509 "Об утверждении перечней видов выплат стимулирующего и компенсационного характера в государственных учреждениях Калининградской области", могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера:
- надбавка за интенсивность и высокие результаты работы;
- надбавка за качество выполняемых работ;
- надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
4.2. Решение о размерах стимулирующих выплат работникам Учреждения принимает созданная в Учреждении комиссия по определению эффективности деятельности работников Учреждения (далее - Комиссия) на основании протокола показателей и критериев эффективности работы.
Ходатайство на выплаты стимулирующего характера Комиссии представляют:
а) руководитель Учреждения - на заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю Учреждения непосредственно;
б) заместитель руководителя Учреждения - на руководителей структурных подразделений, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителю руководителя Учреждения;
в) руководители структурных подразделений - на остальных работников Учреждения, занятых выполнением уставной деятельности и возложенных на них функций.
Выплаты стимулирующего характера производятся по приказу руководителя Учреждения на основании протокола Комиссии в пределах фонда оплаты труда Учреждения, формируемого на календарный год в пределах бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляемых Учреждением на оплату труда работников, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
В приказе руководителя Учреждения должен быть определен конкретный период, на который работникам устанавливаются выплаты стимулирующего характера.
При увольнении работника до окончания расчетного периода стимулирующие выплаты осуществляются за фактически отработанное время на основании решения Комиссии.
4.3. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников Учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.
В трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору) отражаются размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы по КУ ПКГ или ПКГ без учета выплат компенсационного характера, а также повышающих коэффициентов и надбавок к окладам.
4.4. Стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается работникам Учреждения на основании решения Комиссии в соответствии с главой V Примерного положения, в том числе работникам из числа художественного, артистического персонала учреждений исполнительского искусства в зависимости от их фактической загрузки в репертуаре, участия в подготовке новой программы (выпуске нового спектакля). Иным служащим из числа персонала музеев и библиотек - за организацию и проведение выставок (экспозиций), тематических лекций и других мероприятий. Надбавка устанавливается сроком не более 1 года, по истечении которого может быть сохранена или отменена.
Пункт 4.5 изменен с 1 июля 2021 г. - Приказ Министерства по культуре и туризму Калининградской области от 25 июня 2021 г. N 161-ОД
4.5. Стимулирующая выплата за качество выполняемых работ устанавливается работникам Учреждения с учетом выполнения показателей эффективности работы, позволяющих оценить результативность и качество работы. При разработке показателей и критериев эффективности работы рекомендуется учитывать Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Минкультуры России от 28 июня 2013 года N 920.
В целях стимулирования работников Учреждений к повышению квалификации и компетентности, инновационной деятельности, в том числе артистического и художественного персонала, к раскрытию их творческого потенциала, профессиональному росту, в рамках выплат за качество выполняемых работ в Учреждениях рекомендуется устанавливать надбавку к окладу (должностному оклада), ставке заработной платы за квалификационную категорию, в том числе путем применения повышающего коэффициента за квалификационную категорию.
Работникам Учреждения за квалификационную категорию в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование могут устанавливаться повышающие коэффициенты за квалификационную категорию в зависимости от имеющейся категории (основание: пункт 6 приложения к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 марта 2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии").
Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента за квалификационную категорию могут устанавливаться работникам Учреждения, которым определены оклады (должностные оклады) на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии" с учетом требований приказа N 251н в размерах:
- при наличии высшей квалификационной категории - до 0,20;
- при наличии первой квалификационной категории - до 0,15;
- при наличии второй квалификационной категории - до 0,10.
Дополнительно по решению руководителя Учреждения повышающий коэффициент к окладу (должностному оклада), ставке заработной платы за квалификационную категорию работникам, которым присвоена ученая степень кандидата, доктора, профессора или присвоено почетное звание "Заслуженный", "Народный", может быть увеличен. Рекомендуемый диапазон увеличения - от 0,10 до 0,20.
При наличии двух почетных званий - "Заслуженный" и "Народный" - используется один из коэффициентов.
Применение повышающего коэффициента не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
4.6. Стимулирующая надбавка за выслугу лет может устанавливаться работникам из числа служащих в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях культуры (государственных и муниципальных учреждениях).
Рекомендуемые размеры надбавки за выслугу лет (в процентах от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника) составляют:
при выслуге лет от 1 года до 3 лет - до 5%;
при выслуге лет от 3 до 5 лет - до 10%;
при выслуге лет свыше 5 лет - до 15%.
В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, сохраняются периоды работы, которые были включены ранее в установленном порядке в стаж для выплаты надбавки к должностному окладу за выслугу лет до вступления в силу настоящего Примерного положения.
Надбавка к должностному окладу за выслугу лет выплачивается ежемесячно в процентах от должностного оклада.
4.7. В целях поощрения работников Учреждения по итогам работы могут устанавливаться следующие премиальные выплаты:
- премия по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год);
- единовременные премиальные выплаты за выполнение особо важных и срочных работ.
Период, за который выплачиваются премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, полугодие, год), конкретизируется в положении об оплате труда Учреждения. В Учреждении допускается одновременно введение нескольких видов премий за разные периоды работы. Например, премия по итогам работы за месяц и премия по итогам работы за год.
4.7.1 При премировании по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год) рекомендуется учитывать следующие критерии:
а) выполнение плановых показателей работы, утвержденных государственным заданием за соответствующий период;
б) удовлетворенность показателей качеством предоставляемых услуг и сервисов за соответствующий период;
в) выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности Учреждений;
г) инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
д) качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
е) достижение высоких результатов в работе в соответствующий период;
ж) качественная подготовка и соблюдение сроков предоставления документов и отчетности, регулярной и разовой информации;
з) участие в инновационной деятельности;
и) участие и личный вклад работника при выполнении важных мероприятий (работ) в соответствующем периоде;
к) отсутствие у работника нарушений трудовой и производственной дисциплины, письменных жалоб со стороны пользователей и сотрудников учреждений.
Максимальным размером премиальные выплаты по итогам работы не ограничены.
4.7.2 Премия за выполнение особо важных и срочных работ выплачивается работникам Учреждения единовременно по итогам выполнения особо важных и срочных работ с целью поощрения работников за оперативность и качественный результат труда.
При премировании за выполнение важных и срочных работ рекомендуется учитывать:
- особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения Учреждения);
- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа Учреждения среди населения;
- непосредственное участие в реализации региональных программ, подготовке и проведении международных, российских, региональных мероприятий научно-методического, культурного и другого характера, а также смотров, конкурсов, фестивалей.
4.8. За несоблюдение сроков предоставления документов, нарушение служебной дисциплины размер премиальных выплат по итогам работы может быть уменьшен на 5 и более процентов за каждый выявленный факт нарушения.
Допускается снижение размера премиальных выплат по итогам работы в случаях:
- невыполнения подразделением двух и более основных плановых показателей;
- поступивших обоснованных письменных жалоб на работника в данный период.
В случае совершения дисциплинарного проступка премиальные выплаты за тот период, в котором совершен дисциплинарный проступок, не производятся.
4.9. Положением об оплате и стимулировании труда работников Учреждения работникам Учреждения может быть предусмотрено установление персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.
Решение о введении повышающих коэффициентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы принимается руководителем Учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.
Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы может быть установлен отдельным работникам с учетом уровня их профессиональной подготовленности, сложности выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов в целях:
- обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части оплаты труда работников бюджетной сферы), положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р;
- выполнения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Калининградской области;
- недопущения снижения уровня средней заработной платы (без учета премий) работнику Учреждения при изменении существующей системы оплаты труда при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы и его размере принимается руководителем Учреждения персонально в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
4.10. Премирование работников Учреждения осуществляется в соответствии с положением о премировании работников, которое является локальным актом Учреждения.
V. Показатели и критерии эффективности работы
5.1. При определении показателей и критериев эффективности деятельности работников Учреждений из числа основного персонала должны учитываться:
а) соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей;
б) соблюдение положений кодекса профессиональной этики;
в) освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки;
г) использование новых эффективных технологий в процессе обслуживания граждан;
д) удовлетворенность граждан качеством и количеством предоставленных услуг (отсутствие обоснованных жалоб на качество их предоставления).
5.2. Конкретный размер выплат стимулирующего характера (надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ) работникам Учреждения рассчитывается на основе показателей оценки эффективности деятельности работников Учреждения и критериев их оценки в соответствии с приложением N 2 к данному Примерному положению.
5.3. При разработке конкретных показателей эффективности деятельности работников Учреждений учитывать методические рекомендации, утвержденные приказом Минкультуры России от 28 июня 2013 г. N 920.
VI. Условия оплаты труда руководителя Учреждения, его заместителей, главного бухгалтера
6.1. Заработная плата руководителя Учреждения, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Размер должностного оклада руководителя Учреждения определяется трудовым договором, заключаемым с Министерством по культуре и туризму Калининградской области, в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
Должностные оклады устанавливаются руководителям Учреждений в зависимости от факторов сложности их труда, в том числе связанных с масштабом управления, особенностями деятельности и значимости Учреждения.
6.2 Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливаются руководителем Учреждения на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя данного Учреждения.
Аналогичный порядок применяется при установлении должностного оклада художественному руководителю при выполнении им функций руководителя Учреждения.
6.3. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей Учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этих Учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) устанавливается в кратности до 4.
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителя Учреждений, главного бухгалтера, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников Учреждения (без учета заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) устанавливается в кратности до 3,9.
Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителей, главного бухгалтера Учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого Учреждения. Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
6.4. Выплаты компенсационного характера руководителю Учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру производятся в соответствии с главой III Примерного положения.
6.5. Условия стимулирующих выплат руководителю Учреждения устанавливаются приказами Министерства по культуре и туризму Калининградской области с учетом выполнения показателей эффективности и результативности деятельности руководителя.
6.6. Премирование руководителя Учреждения осуществляется в пределах фонда оплаты труда.
Размеры премирования руководителя Учреждения, порядок и критерии его выплаты устанавливаются Министерством по культуре и туризму Калининградской области в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем Учреждения.
В качестве показателей эффективности работы руководителя Учреждения учитываются:
1) обеспечение соотношения средней заработной платы работников, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по Калининградской области с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда для отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
2) выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
3) повышение качества и эффективности оказания государственных услуг и выполнения работ (соблюдение стандартов качества оказания государственных услуг);
4) увеличение доли высококвалифицированных работников;
5) оптимизация деятельности Учреждения и другие показатели.
Перечень показателей оценки эффективности деятельности Учреждения, руководителя Учреждения и критерии их оценки устанавливаются приказами Министерства по культуре и туризму Калининградской области.
6.7. Решение об оказании руководителю Учреждения материальной помощи в соответствии с главой VIII Примерного положения и ее конкретных размерах, включая материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного должностного оклада, принимает министр по культуре и туризму Калининградской области на основании письменного заявления руководителя Учреждения.
6.8. Заместителю руководителя, главному бухгалтеру Учреждения выплаты стимулирующего характера производятся в соответствии с главой IV Примерного положения, материальная помощь выплачивается в соответствии с главой VIII Примерного положения.
VII. Индивидуальные условия оплаты труда отдельных работников
7.1. По решению руководителя Учреждения на срок до 1 года работникам, занимающим должности служащих из числа художественного и артистического персонала, имеющим большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда.
7.2. Индивидуальные условия оплаты труда (размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также условия их применения) определяются по соглашению сторон трудового договора.
7.3. Индивидуальные условия оплаты труда отдельных работников не должны быть хуже, чем условия оплаты труда работников по занимаемой ими должности (профессии рабочих), предусмотренные настоящим Примерным положением.
VIII. Другие вопросы оплаты труда
8.1. В случае задержки выплаты работникам заработной платы и других нарушений оплаты труда руководитель Учреждения несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
8.2. При наличии экономии средств по фонду оплаты труда на основании заявления работника Учреждения может осуществляться выплата материальной помощи в размере до одного должностного оклада в порядке, установленном Учреждением.
8.3. При наличии экономии средств по фонду оплаты труда на основании заявления работника Учреждения также может оказываться материальная помощь в следующих случаях:
а) смерти (гибели) близкого родственника (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) на основании свидетельства о смерти, копия которого прилагается к заявлению.
В случае смерти (гибели) работника Учреждения в период его работы материальная помощь выплачивается близким родственникам умершего по их заявлению при предъявлении соответствующих документов;
б) утраты или повреждения имущества в результате пожара или стихийного бедствия и иных непредвиденных обстоятельств (квартирная кража, авария систем водоснабжения, отопления и др.) на основании справок из соответствующих органов (местного самоуправления, внутренних дел, противопожарной службы и др.), копии которых прилагаются к заявлениям;
в) тяжелого материального положения в семье в связи с необходимостью проведения специализированного лечения (дорогостоящего) при представлении документов, подтверждающих соответствующие расходы;
г) особой нуждаемости в лечении и восстановлении здоровья в связи с полученными при исполнении служебных обязанностей увечьем (ранением, травмой, контузией), заболеванием, несчастным случаем, аварией, длительной болезнью, а также в иных исключительных случаях (при представлении соответствующих медицинских справок, заключений и других подтверждающих документов);
д) в связи с рождением ребенка. При рождении (одновременно) двух и более детей материальная помощь выплачивается на каждого ребенка.
Размеры и выплата материальной помощи при обстоятельствах, изложенных в данном пункте, не зависят от стажа работы работника в Учреждении, результатов исполнения обязанностей по замещаемой им должности, наличия у работника Учреждения дисциплинарных взысканий. При расчете среднего заработка данную материальную помощь не учитывают, так как она не относится к действующей в организации системе оплаты труда, а является выплатой социального характера.
8.4. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель Учреждения в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения или коллективным договором, ее выплата производится в соответствии с приказом руководителя Учреждения.
8.5. При формировании системы оплаты труда работников Учреждения учесть особенности формирования систем оплаты труда, установленных разделом XI "Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры" Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.