Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2020 г. N 1340н "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования"

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2020, N 17, ст. 2725), пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2018 г. N 780 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 28, ст. 4240), и подпунктом 5.2.137.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2020, N 48, ст. 7768), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.

 

Министр

М.А. Мурашко

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 мая 2021 г.

Регистрационный N 63371

 

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 18 декабря 2020 г. N 1340н

 

Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

 

I. Общие положения

 

Цели и предмет осуществления контроля за переданными полномочиями, включая состав переданных полномочий, в отношении которых осуществляется такой контроль

 

1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство) контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования (далее соответственно - контроль, переданные полномочия).

2. Целями контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

3. Предметом контроля являются осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданные им полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации 1, в том числе:

1) утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2) утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее - дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования 2 для страховых медицинских организаций;

3) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;

4) администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации;

5) контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий;

6) финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования 3, за исключением медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2020, N 50, ст. 8075);

7) обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;

8) ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

9) ведение отчетности в сфере обязательного медицинского страхования.

 

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление переданных полномочий, исполнение и соблюдение требований которых подлежит проверке

 

4. Проверке подлежит исполнение следующих нормативных правовых актов:

1) Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2020, N 50, ст. 8075) (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ);

2) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7032; 2018, N 49, ст. 7510) (далее - Федеральный закон N 354-ФЗ);

3) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2021, N 1, ст. 63) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ);

4) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2020, N 50, ст. 8075) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);

5) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2018, N 53, ст. 8454);

6) постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2559; 2020, N 42, ст. 6598);

7) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2019 г., регистрационный N 54643) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 299н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2020 г., регистрационный N 58074), от 25 сентября 2020 г. N 1024н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2020 г., регистрационный N 60369), от 10 февраля 2021 г. N 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2021 г., регистрационный N 62797);

8) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2019 г. N 25н "Об утверждении порядка и сроков рассмотрения тарифных соглашений, заключаемых в соответствий с частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", подготовки заключения Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования и его типовой формы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 г., регистрационный N 54145).

 

Наименование федерального органа исполнительной власти, на который возложено проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия

 

5. Проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется должностными лицами Министерства (далее соответственно - проверки, должностные лица).

 

Формы проверок, применяемые при осуществлении контроля за переданными полномочиями

 

6. Контроль за переданными полномочиями осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, применяются следующие формы проверок:

1) документарные проверки, которые предусматриваются для изучения отчетности об осуществлении переданных полномочий и иных документов, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иной официальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах, без посещения таких органов;

2) выездные проверки, которые проводятся, в том числе в случаях, если по результатам документарной проверки невозможно удостовериться в полноте и достоверности полученных в рамках документарной проверки выводов либо мероприятия по контролю за переданными полномочиями требуется проводить по месту нахождения органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц.

 

II. Права и обязанности должностных лиц федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля за переданными полномочиями

 

Права и обязанности должностных лиц федерального органа исполнительной власти по осуществлению контроля за переданными полномочиями

 

7. При осуществлении контроля должностные лица имеют право:

1) запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень 4, от должностных лиц проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации и иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации 5;

2) привлекать при организации и осуществлении контроля экспертов, аттестованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятии по контролю" 6, и экспертные организации, аккредитованные в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" 7, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и не являющихся аффилированными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) беспрепятственно получать доступ на территории, здания, помещения и сооружения, используемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности;

4) снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля за переданными полномочиями, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;

5) применять, предусмотренные законодательством Российской Федерации, меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе направлять высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;

6) направлять высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания об устранении выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному исполнению в тридцатидневный срок;

7) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации), представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, которые подлежат исполнению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок.

8. При осуществлении контроля за переданными полномочиями должностные лица обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органа государственной власти субъекта Российской Федерации, проверка которого проводится;

3) проводить проверку на основании приказа Министерства о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министерства о ее проведении, а в случаях, когда проведение проверки необходимо согласовать с органами прокуратуры, с предъявлением копии документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу органа государственной власти субъекта Российской Федерации присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иное должностного лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации с результатами проверки;

8) знакомить руководителя, иное должностное лицо органа государственной власти субъекта Российской Федерации с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) не требовать от органа государственной власти субъекта Российской Федерации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

11) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации ознакомить их с положениями настоящего Порядка, в соответствии с которым проводится проверка;

12) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;

13) вносить в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в соответствии с правилами формирования и ведения "Единого реестра проверок", утвержденными Правительством Российской Федерации 8 информацию о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

14) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан;

15) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

16) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ.

9. При осуществлении контроля за переданными полномочиями должностные лица не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не относящихся к полномочиям Министерства, от имени которых действуют эти должностные лица, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2) превышать установленные сроки проведения проверки;

3) требовать от органа государственной власти субъекта Российской Федерации представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

4) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

 

Права и обязанности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществляется контроль за переданными полномочиями

 

10. При осуществлении контроля должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученной должностными лицами в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

4) представлять должностным лицам по собственной инициативе документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;

6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав органа государственной власти субъекта Российской Федерации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. При осуществлении контроля должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:

1) предоставить должностным лицам, осуществляющим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;

2) обеспечить доступ должностных лиц, проводящих выездную проверку, и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и не являющиеся аффилированными лицами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территорию органа государственной власти Российской Федерации;

3) представить должностным лицам отчетность об осуществлении переданных полномочий (представляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

 

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, а также требования к порядку их выполнения

 

Подготовка ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации

 

12. Министерство разрабатывает проекты ежегодных планов проверок с учетом:

1) соблюдения условий, установленных пунктом 4 статьи 29.2 Федерального закона N 184-ФЗ;

2) оценки результатов проведенных за последние два года внеплановых проверок;

3) анализа исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также соответствия правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

4) необходимости согласования с другими заинтересованными органами государственного контроля проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае, если плановые проверки будут проводиться органами государственного контроля совместно;

5) предложений Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд).

13. Проект ежегодного плана проверок подготавливается Министерством в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 1106 "О подготовке государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласовании внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 45, ст. 6270), и направляется на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) для согласования в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок.

14. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

15. Утвержденный Министром здравоохранения Российской Федерации ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Министерства в телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Организация и проведение проверок, в том числе плановых, деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий

 

16. Предметом плановой проверки (документарной и (или) выездной) является проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и оценка эффективности и качества осуществления переданных полномочий.

17. Основанием для. проведения плановой проверки является приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, изданный в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.

18. В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации о плановой или внеплановой проверке (далее - приказ Министерства о проверке) указываются:

1) наименование органа государственного контроля;

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), наименование должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (в случае их привлечения);

3) сведения об органе государственной власти субъекта Российской Федерации (наименование, местонахождение);

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень нормативных правовых актов по осуществлению контроля;

8) перечень документов, представление которых органом государственной власти субъекта Российской Федерации необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

19. Проведение проверки вправе осуществлять указанные в приказе Министерства о проверке должностные лица Министерства, а также привлекаемые к проведению проверки эксперты и представители экспертных организаций.

20. Копия приказа Министерства о проверке направляется органу государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью по адресу электронной почты органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

21. Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

22. В случае необходимости при проведении плановой проверки, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено Министром здравоохранения Российской Федерации или его заместителем на срок необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

23. В ходе проверки должностные лица осуществляют:

1) сбор и анализ сведений о эффективности и качестве реализации переданных полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) анализ организационно-распорядительных документов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, характеризующих осуществление переданных полномочий;

3) анализ организаций субъектом Российской Федерации работы с обращением граждан по вопросам эффективности и качества осуществления переданных полномочий.

24. Состав отчетности об осуществлении переданных полномочий, представляемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается в соответствии с требованиями части 2 статьи 7 Федерального закона N 326-ФЗ нормативными актами Федерального фонда.

25. При проведении проверки должностными лицами истребуются документы, относящиеся к осуществлению переданных полномочий:

1) положение об органе государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающее его полномочия по осуществлению переданных полномочий;

2) нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, регламентирующие проведение ведомственного контроля органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) документы, методические и информационные письма, регламентирующие порядок взаимодействия участников отношений при осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий;

4) документы, регламентирующие порядок работы программного обеспечения по сопровождению реализации переданных полномочий;

5) документы, регламентирующие организацию и порядок проведения в субъекте Российской Федерации просветительской и разъяснительной работы с населением по вопросам обязательного медицинского страхования, информация о доступности данной информации для населения;

6) отчеты, аналитические материалы, справки об исполнении переданных полномочий.

26. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами рассматриваются документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе акты предыдущих проверок, предписания об устранении выявленных нарушений.

27. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностных лиц, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить эффективность и качество осуществления переданных полномочий, Министерством направляется в адрес органа государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

28. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан направить в Министерство указанные в запросе документы. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации 9.

29. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых должностным лицам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

30. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в документах органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства и Федерального фонда документах и (или) полученным в ходе осуществления контроля, информация об этом направляется органу государственной власти субъекта Российской Федерации с требованием представить в течение десяти рабочих дней в Министерство необходимые пояснения в письменной форме.

31. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представляющий в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия содержащихся в документах сведений, вправе представить дополнительно в Министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

32. Должностные лица при документарной проверке, обязаны рассмотреть представленные руководителем органа, государственной власти субъекта Российской Федерации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений, должностные лица вправе провести выездную проверку.

33. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах органа государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющихся в распоряжении Министерства;

2) оценить эффективность и качество осуществления органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

 

Особенности организации и проведения внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий

 

34. Предметом внеплановой документарной и (или) выездной проверки является проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, оценка эффективности и качества осуществления переданных полномочий, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.

35. Основанием для проведения внеплановой проверки является приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, основаниями для которого являются:

1) решение Министра здравоохранения Российской Федерации или его заместителя, принимаемого на основании поступивших в Министерство обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации).

2) поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требование Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований (без согласования с органами прокуратуры).

36. Согласование Министерством с органами прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля 10.

37. В заявлении Министерства о согласовании проведения внеплановой проверки указываются основания принятия Министром здравоохранения Российской Федерации или его заместителем решения о проведении внеплановой проверки, а также сведения об органе государственной власти субъекта Российской Федерации, должностном лице органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении которых будет проводиться внеплановая проверка, включающие наименование, местонахождение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, фамилию, имя, отчество должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации и наименование занимаемой им должности.

38. Заявление о согласовании проведения внеплановой проверки и прилагаемые к нему документы направляются Министерством в прокуратуру субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее трех рабочих дней до дня предполагаемой внеплановой проверки.

 

Порядок оформления результатов проверки, в том числе выводов об эффективности и о качестве осуществления переданных полномочий, и ознакомления с ними должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации

 

39. По результатам проверки должностными лицами, осуществлявшими проведение проверки, составляется акт проверки по установленной форме в двух экземплярах.

40. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля;

3) дата и номер приказа Министерства о проверке;

4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, осуществлявших проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов и представителей экспертных организаций в соответствии с приказом Министерства о проверке;

5) наименование органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях при осуществлении переданных полномочий, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого лица указанного журнала;

9) подписи должностных лиц, осуществлявших проведение проверки.

41. К акту проверки прилагаются объяснения должностных лиц, работников органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или копии.

42. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

43. В случае отсутствия руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в Министерстве. При наличии согласия органа государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление взаимодействия в электронной форме, акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, органу государственной власти субъекта Российской Федерации способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

44. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю органа государственной власти субъекта Российской Федерации под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Министерства.

45. Копия акта внеплановой проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

 

Устранение нарушений, выявленных при проведении проверки, включая вынесение высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, а в необходимых случаях - по внесению представления (предложения) об изъятии переданных полномочий

 

46. В случае выявления при проведении проверки нарушений, должностные лица, осуществлявшие проведение проверки, в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 326-ФЗ обязаны:

1) направляют высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

47. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, Министерством, в случаях, установленных федеральными законами, готовятся и вносятся для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Внесение информации о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок"

 

48. Информация о плановых проверках вносится должностным лицом Министерства в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" не позднее трех рабочих дней со дня издания приказа Министерства о проверке.

49. Информация о внеплановых проверках вносится должностным лицом Министерства в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" не позднее пяти рабочих дней со дня начала проведения проверки.

50. Информация о результатах проверки вносится должностным лицом Министерства в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" не позднее десяти рабочих дней со дня окончания проверки.

51. Информация о мерах, принятых по результатам проверки, вносится должностным лицом Министерства в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" не позднее пяти рабочих дней со дня поступления такой информации в Министерство.

52. Методика оценки эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, включая показатели (критерии) и формулы их расчета, применяемые при осуществлении контроля за переданными полномочиями, приведена в приложении к настоящему Порядку.

 

IV. Порядок внутреннего контроля за осуществлением контроля за переданными полномочиями и административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями

 

Порядок внутреннего контроля за осуществлением контроля за переданными полномочиями

 

53. Внутренний контроль за осуществлением контроля за переданными полномочиями проводится должностными лицами Министерства, ответственными за организацию проведения проверок.

54. Контроль за подготовкой, проведением и оформлением результатов проверок должностными лицами осуществляют:

1) директор департамента Министерства (его заместитель) в соответствии с должностными обязанностями;

2) начальник отдела Министерства, в полномочия которого входят общие вопросы организации, обеспечения и проведения проверок.

55. Внутренний контроль осуществляется в форме текущего контроля и по обращениям заинтересованных лиц.

56. Текущий контроль осуществляется путем проведения заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации, на которого возложено указанное полномочие в соответствии с распределением полномочий между заместителями Министра здравоохранения Российской Федерации, проверок соблюдения и исполнения должностными лицами положений настоящего Порядка, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

57. По обращениям заинтересованных лиц контроль осуществляется в форме проведения проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц.

 

Порядок административного (ведомственного) обжалования результатов контроля за переданными полномочиями

 

58. Предметом административного (ведомственного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц и принятые (осуществляемые) ими решения, выразившиеся в нарушении состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, совершения действий за пределами предоставленных полномочий.

59. Должностные лица, ответственные за рассмотрение соответствующих обращений органов власти субъектов Российской Федерации или должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) директор департамента Министерства (его заместитель) в соответствии с должностными обязанностями - обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц;

2) Министр здравоохранения Российской Федерации - обжалование решений и действий (бездействия) директора департамента Министерства (его заместителя) в соответствии с должностными обязанностями).

60. Жалоба рассматривается в течение тридцати дней со дня ее регистрации в Министерстве.

61. Сведения об обжаловании решений и действий (бездействия) должностных лиц и о результатах такого обжалования вносятся должностным лицом Министерства в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок".

 

Приложение
к Порядку осуществления контроля
за эффективностью и качеством
осуществления органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
переданных полномочий
Российской Федерации
в сфере обязательного медицинского
страхования, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 18 декабря 2020 г. N 1340н

 

Методика оценки эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

 

1. Оценка эффективности и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования на основании анализа достижения субъектом Российской Федерации целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программах обязательного медицинского страхования, установленных в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (смертность населения в трудоспособном возрасте; младенческая смертность; материнская смертность; доля пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, в общем числе пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете; доля впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях (I и II стадии) в общем количестве выявленных случаев онкологических заболеваний в течение года; доля охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей и др.), а также удовлетворенности граждан оказываемыми услугами в системе обязательного медицинского страхования.

Анализ достижения указанных показателей производится в рамках осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" мониторинга формирования, экономического обоснования и реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2. Для проведения оценки эффективности и качества используются сведения, представляемые ежегодно органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья посредством автоматизированной системы "Система мониторинга ресурсного обеспечения здравоохранения", размещенной на портале Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее -Министерство) по адресу: http://62.rosminzdrav.ru, а также на бумажном носителе (подписанные уполномоченным лицом в субъекте Российской Федерации) - по запросу Министерства в соответствии с пунктом 8 Порядка.

3. При расчете эффективности используется метод балльной оценки: каждый критерий оценивается в один балл в случае достижения целевого значения или позитивной динамики показателя.

4. Показатель эффективности (Э) определяется по следующей формуле:

 

,

 

где:

ОБ - отношение суммы балов по результатам оценки достижения целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программах обязательного медицинского страхования, установленных в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, к количеству целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальных программах обязательного медицинского страхования, установленных в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в %;

Жу - отношение количества удовлетворенных (признанных обоснованными) жалоб к общему количеству жалоб, поступивших от граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, в связи с невыполнением (ненадлежащим исполнением) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или его должностным лицом (должностными лицами) переданных полномочий Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования граждан, за отчетный период, в %.

При этом показатель эффективности должен стремиться к 100%.

5. Эффективность выполнения переданных полномочий оценивается по следующим критериям:

1) эффективно;

2) недостаточно эффективно;

3) неэффективно.

6. Границы критериев эффективности (где Э - показатель эффективности, рассчитанный по формуле, указанной в пункте 4 настоящей Методики):

1) эффективно, при:

Э > 80%,

2) недостаточно эффективно, при:

80% <= Э >= 60%,

3) неэффективно, при:

Э<60%.

 

------------------------------

1Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2020, N 50, ст. 8075).

2 Утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2019 г., регистрационный N 54643) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 299н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2020 г., регистрационный N 58074), от 25 сентября 2020 г. N 1024н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2020 г., регистрационный N 60369), от 10 февраля 2021 г. N 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2021 г., регистрационный N 62797).

3Статья 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2020, N 50, ст. 8075).

4Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; 2020, N 41, ст. 6411).

5Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведений проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 17, ст. 2418).

6Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142; 2018, N 1, ст. 381).

7Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2020, N 50, ст. 8074).

8Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2019, N 45, ст. 6351).

9Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4903; 2017, N 44, ст. 6523).

10Статья 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2018, N 32, ст. 5109).

 

 

Минздрав контролирует, насколько эффективно и качественно региональные власти реализуют переданные полномочия Российской Федерации в сфере ОМС. Это касается утверждения территориальных программ ОМС, установления дифференцированных подушевых нормативов, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан, ведения отчетности и др.

Проводятся документарные и выездные проверки на плановой (не чаще 1 раза в 3 года) и внеплановой основе.

Определены права и обязанности участников проверок. Прописана процедура подведения итогов.


Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2020 г. N 1340н "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 мая 2021 г.

Регистрационный N 63371


Вступает в силу с 22 мая 2021 г.


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 мая 2021 г. N 0001202105110025