Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 03-15-05/109008
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу о снижении тарифов страховых взносов, уплачиваемых работодателями с заработной платы работников, сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В настоящее время, исходя из положений статьи 419 Налогового кодекса, основными плательщиками страховых взносов в отношении выплат физическим лицам, в частности, по трудовым договорам, т.е. с сумм заработной платы работников, признаются организации-работодатели, т.е. нагрузка по формированию доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов в основном лежит на работодателях.
Объем прав застрахованных лиц на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию зависит от полноты и своевременности уплаты страховых взносов, а также размера уплаченных страховых взносов. Так, размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, вопрос о снижении действующих в настоящее время тарифов страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Одновременно сообщаем, что Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в обращении к населению 25 марта 2020 года в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, в качестве одной из мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства было озвучено решение по снижению для них тарифов страховых взносов с 30% до 15% в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей в течение месяца минимальный размер оплаты труда, в связи с чем был принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают и дополнительное увеличение нагрузки на федеральный бюджет представляется крайне обременительным, то предложения о дополнительном снижении тарифов страховых взносов для плательщиков, являющихся работодателями, не рассматриваются.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 декабря 2020 г. N 03-15-05/109008
Текст письма опубликован не был