Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 03-11-11/116866
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
При этом следует отметить, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) вводилась в условиях отсутствия контроля за реальными доходами налогоплательщиков по отдельным видам предпринимательской деятельности и, как следствие, отсутствия возможности расчета документально подтвержденной налогооблагаемой налоговой базы.
С совершенствованием налогового администрирования, а также за счет введения обязанности применения контрольно-кассовой техники при расчетах наличными и безналичными денежными средствами с покупателями товаров (работ, услуг) проблема получения информации о реальных доходах налогоплательщиков фактически решена.
Также при переходе на ЕНВД не учитывалась годовая сумма выручки налогоплательщиков, следовательно, данный специальный налоговый режим на практике могли применять не только представители малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем сообщаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Правительстве Российской Федерации обсуждалось предложение о продлении действия ЕНВД после 1 января 2021 года, которое не было поддержано.
В связи с отменой ЕНВД налогоплательщики вправе перейти на иные режимы налогообложения.
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Так например, на основании пункта 1 статьи 346 20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, Кодексом налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346 20 Кодекса).
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН, следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Также сообщается, что Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Кодекса дополнена пунктом 2 2, исходя из которого налогоплательщики, применявшие ЕНВД до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщики, которые до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли ЕНВД при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
Кроме того, в части вопроса введения маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации сообщаем, что в силу статьи 34 2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом вопросы, связанные с маркировкой товаров контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с законодательством Российской Федерации, не относятся к компетенции Минфина России.
В связи с этим, а также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 791-р "Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации", по вышеуказанному вопросу обращения следует обращаться в Минпромторг России.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 03-11-11/116866
Текст письма опубликован не был