Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 03-11-11/116833
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, одобренными в целом Правительством Российской Федерации, продление действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) не предусмотрено.
В связи с отменой ЕНВД налогоплательщики вправе перейти на иные режимы налогообложения.
Одновременно сообщаем, что 23.11.2020 принят Федеральный закон N 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26 2 и 26 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", которым, в том числе предусматривается расширение области применения патентной системы налогообложения (далее - ПСН), в частности, расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, приведение ограничений по размерам площадей торгового зала объекта стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания, используемых в целях применения ПСН, аналогично действующим ограничениям для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД (до 150 квадратных метров), с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права на снижение размера таких ограничений, и предоставление налогоплательщикам, применяющим ПСН, права уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия по аналогии с имеющимся правом у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 2 2, исходя из которого налогоплательщики, применявшие систему налогообложения в виде ЕНВД до перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщики, которые до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли ЕНВД при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
По вопросу снижения налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН, сообщаем, что Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Так, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 1 статьи 346 20 Кодекса).
На основании пункта 2 статьи 346 20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
В связи с тем, что предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации, то для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН, следует обращаться в указанные органы власти, в компетенции которых находится решение такого вопроса.
Одновременно сообщаем, что в Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по законодательному обеспечению поддержки малого предпринимательства, в том числе по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.
В связи с этим благодарим за внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и сообщаем, что обращения граждан внимательно рассматриваются при подготовке соответствующих изменений.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 декабря 2020 г. N 03-11-11/116833
Текст письма опубликован не был