Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки З.С. Фасгиевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка З.С. Фасгиева оспаривает конституционность статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой предусматривают право плательщика налога на доходы физических лиц на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет (подпункт 1 пункта 1).
Данное законоположение оспаривается заявительницей во взаимосвязи с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой право на предоставление инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется к доходам, полученным при реализации (погашении) ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 года.
Кроме того, заявительница оспаривает конституционность статей 88 "Камеральная налоговая проверка", 100 "Оформление результатов налоговой проверки" и 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, налоговый орган по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации отказал З.С. Фасгиевой в праве на получение инвестиционного налогового вычета в отношении дохода от реализации в 2017 году ценных бумаг, поскольку данные ценные бумаги были приобретены ею до 1 января 2014 года. Решением районного суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении требования заявительницы о признании незаконным решения налогового органа было отказано. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации З.С. Фасгиевой также было отказано.
Неконституционность положений статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ заявительница усматривает в том, что данное регулирование ставит возможность получения инвестиционного налогового вычета в зависимость от периода приобретения ценных бумаг, реализованных впоследствии налогоплательщиком; при этом оспариваемые статьи 88, 100 и 101 названного Кодекса позволяют произвольно инициировать мероприятия налогового контроля. С учетом этого указанные законоположения, по мнению З.С. Фасгиевой, не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 7 (часть 1), 8 (часть 2), 15 (части 2 и 3), 17 (часть 1), 18 и 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 52-54 и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, будучи связан при осуществлении налогового регулирования требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом и судом, соразмерности в сфере налоговых отношений, вместе с тем обладает достаточно широкой свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, порядок исчисления налога, круг лиц, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (определения от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 16 ноября 2006 года N 465-О, от 3 апреля 2009 года N 480-О-О, от 24 февраля 2011 года N 152-О-О и др.).
Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая федеральный налог на доходы физических лиц, предусматривает, что объектом налогообложения являются доходы, полученные налогоплательщиком, и указывает их основные виды (статьи 208 и 209). По смыслу статей 208-210 данного Кодекса налогообложению подлежат все доходы, получаемые физическим лицом в течение налогового периода, независимо от формы - денежной, натуральной, в виде материальной выгоды.
Вместе с тем в Налоговом кодексе Российской Федерации закреплен и ряд льгот по данному налогу, включая право на получение налоговых вычетов при определении налоговой базы (статьи 218-221). Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ была введена статья 219.1 данного Кодекса, предусматривающая инвестиционные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
В силу данного регулирования право на предоставление инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется к доходам, полученным при реализации ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 года. Такое налоговое регулирование, принимая во внимание названные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласуется с широкими дискреционными полномочиями федерального законодателя по предоставлению налогоплательщикам льгот, в том числе в части уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Следовательно, оспариваемые положения статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 420-ФЗ сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте, учитывая среди прочего то обстоятельство, что налогоплательщики, реализовавшие ценные бумаги (в том числе приобретенные до 1 января 2014 года), вправе учесть для целей налогообложения документально подтвержденные и фактически осуществленные расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг (пункты 10 и 12 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Что касается оспариваемых З.С. Фасгиевой статей 88, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, то данные законоположения, регулирующие процедурные вопросы налогового контроля и тем самым выступая в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, не предполагают их произвольного применения и сами по себе также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фасгиевой Земфиры Сабитовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. N 609-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фасгиевой Земфиры Сабитовны на нарушение ее конституционных прав статьями 88, 100, 101 и 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)