Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.А. Стаховича вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Н.А. Стахович оспаривает конституционность:
части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", предоставляющей лицам, которым установлены пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с данным Законом, право на одновременное получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости);
подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, относящего к плательщикам страховых взносов лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;
подпункта 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусматривающего указание в общей части индивидуального лицевого счета суммы начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов, в том числе для лиц 1966 года рождения и старше - суммы страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо;
подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ), которыми, соответственно, к страхователям по данному виду страхования отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой; определен подлежащий применению при исчислении уплачиваемого ими в фиксированном размере страхового взноса тариф, с пропорциональным распределением его солидарной и индивидуальной части в зависимости от варианта пенсионного обеспечения исходя из года рождения застрахованного лица; на названную категорию страхователей возложена обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющих условия назначения страховой пенсии по старости в виде наличия, соответственно, не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8); включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, выполнявшихся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11); исключение из страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, периодов службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, либо периодов службы, работы и (или) иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом; при этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом (часть 4 статьи 13); формулу определения величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 18 статьи 15), а также порядок исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости с 1 января 2015 года (часть 3 статьи 35).
Как следует из представленных материалов, Н.А. Стахович (30 июня 1957 года рождения) имеет статус адвоката и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. В связи с достижением возраста 60 лет он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано, поскольку на момент обращения величина его индивидуального пенсионного коэффициента составила менее 11,4.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 7 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 35 (части 1-3), 39 (часть 1), 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают возможность включения в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, как периода, за который адвокат, получающий пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начислял и не уплачивал в силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О, так и времени обучения в образовательной организации, которое, по его утверждению, было учтено в выслугу лет лишь частично.
Кроме того, нарушение своих прав Н.А. Стахович усматривает в возложении на адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при отсутствии гарантии получения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными Н.А. Стаховичем материалами не подтверждается применение судом в конкретном деле с его участием оспариваемых положений пункта 2 2 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" и подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, данная жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты.
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включал в него адвокатов, в том числе являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывал их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение пенсии (определения от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О, от 25 января 2012 года N 226-О-О, от 24 июня 2014 года N 1471-О и др.).
Для застрахованных лиц, получающих пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", в том числе дополнившим статью 7 названного Закона Российской Федерации частью четвертой, в системе обязательного пенсионного страхования была предоставлена возможность реализации пенсионных прав, формирование которых обеспечивалось уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такое правовое регулирование, установленное с учетом правовых позиций, выраженных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О и от 11 мая 2006 года N 187-О, не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний статьи 35 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 622-О-О, от 18 октября 2012 года N 1948-О, от 24 июня 2014 года N 1471-О, от 20 ноября 2014 года N 2712-О, от 28 марта 2017 года N 519-О и др.).
2.3. В системе обязательного пенсионного страхования право на страховую (до 1 января 2015 года - трудовую) пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", часть первая статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В качестве одного из таких условий законодатель установил наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", абзац третий статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом, по общему правилу, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации не раз отмечал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Установленное в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, также призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете - выплату пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Это гарантируется структурой тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который начиная с 1 января 2012 года включает в себя солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету, в том числе в общей части его индивидуального лицевого счета (подпункт 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Адвокаты, в том числе получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, являясь одновременно страхователями по обязательному пенсионному страхованию и застрахованными лицами, своевременно и в полном объеме уплачивая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, самостоятельно обеспечивают свое право на получение страховой пенсии.
Само по себе признание Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О нормативных положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", утратившими силу и не применяющимися судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующих статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не предполагает безусловного включения лицам, получающим пенсии по государственному пенсионному обеспечению, периода их деятельности в качестве адвокатов, за который они освобождались от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж, дающий право на страховую (до 1 января 2005 года - трудовую) пенсию по старости.
Иной подход приводил бы к тому, что подтверждением страхового (до 1 января 2002 года общего трудового) стажа являлось бы лишь наличие статуса адвоката, что противоречило бы принципам пенсионного страхования, а освобождение их от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и одновременно зачет данных периодов в страховой стаж, дающий право на предоставление обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, означало бы переложение бремени участия в образовании средств этого Фонда на другие категории граждан, что противоречило бы конституционному принципу справедливости, а также требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Закрепленное в части 4 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" правило, исключающее возможность одновременного зачета хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой стаж, в равной мере распространяющееся на всех граждан, получающих пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и осуществляющих трудовую деятельность, также не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права, притом что такие периоды в установленном порядке были учтены при определении размера их пенсии за выслугу лет (инвалидности), носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона.
2.4. В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования с 1 января 2015 года, устанавливая новое правовое регулирование и изменяя механизм исчисления страхового обеспечения, законодатель в качестве условия назначения страховой пенсии по старости - наряду со страховым стажем определенной продолжительности - предусмотрел необходимость наличия величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При этом законодатель в части 3 статьи 35 данного Федерального закона установил переходные положения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2015 года величины индивидуального пенсионного коэффициента, при наличии которой назначается указанная пенсия (от 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30), а также возможность определения величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения страховой пенсии по старости на общих условиях - на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона (до 1 января 2019 года - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).
Таким образом, при переходе к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения в рамках системы обязательного пенсионного страхования обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Следовательно, оспариваемые законоположения являются необходимыми элементами правового механизма пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, в том числе предоставляющего возможность постепенной адаптации граждан к изменению условий и порядка его предоставления, направлены на обеспечение гарантированного исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, достигшего возраста, дающего право на пенсионное обеспечение, до 1 января 2019 года и имеющего возможность реализовать право на страховую пенсию по старости на условиях, действовавших на момент достижения возраста 60 лет.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стаховича Николая Адольфовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. N 792-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стаховича Николая Адольфовича на нарушение его конституционных прав положениями ряда нормативных правовых актов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)