Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общая характеристика обращений к Уполномоченному по правам человека в Московской области и результаты их рассмотрения, количество восстановленных нарушенных прав
Жалобы и обращения граждан являются одним из основных источников информации, позволяющей Уполномоченному по правам человека в Московской области определять наиболее острые проблемы в сфере реализации прав граждан. Полный и всесторонний анализ поступивших обращений позволяет выявить проблемные вопросы и системные нарушения прав и свобод, а также предложить возможные пути их решения. Кроме того, результаты такой аналитической работы позволяют в целом дать оценку состоянию соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Подмосковья.
Введенные в 2020 году в период пандемии ограничительные и санитарно-противоэпидемические мероприятия, безусловно, повлияли на возможность граждан реализовывать свои конституционные права и свободы, что отразилось на структуре поступивших в адрес Уполномоченного жалоб и обращений и их количестве.
В минувшем году было зарегистрировано 9535 жалоб и обращений. Динамика обращений в сравнении с предыдущими годами представлена на рисунке 1.
Рисунок 1
Как видно из диаграммы, на фоне общего снижения числа обращений, поступивших к Уполномоченному в 2020 году, возросло количество письменных обращений, что явилось следствием введения режима самоизоляции и отмены очных приемов и встреч с гражданами. Среди всех письменных обращений коллективных - 46.
Также необходимо отметить и возросшее число оказанных устных консультаций по телефону - 1695 (АППГ 2 - 1575).
К представителям Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях Московской области (далее - представители Уполномоченного) в отчетном году поступило 5779 жалоб и обращений. Среди них коллективных - 93.
При анализе письменных обращений (1972) по видам доставки обращает на себя внимание факт ежегодного роста числа обращений, поступивших по электронной почте и через Портал Правительства Московской области - 1277 (АППГ - 833), что еще раз подчеркивает возросшую роль и эффективность онлайн-технологий.
Рисунок 2
Структура полученных в 2020 году обращений по категориям заявителей представлена на рисунке 3.
Сопоставление полученных данных в сравнении с 2019 годом показывает следующие изменения: незначительно выросла доля обращений от пенсионеров - до 37,2% (АППГ - 36%); уменьшилась от инвалидов - 5,2% (АППГ - 7,7%); возросла доля поступивших обращений от многодетных семей - 2,8% (АППГ - 2,2%). Обращает на себя факт снижения количества обращений от "дольщиков" - 0,7% (АППГ - 2,7%) и выделение новой категории заявителей - "военнослужащие и члены их семей" - 0,1% обращений.
Рисунок 3
Распределение обращений по группам конституционных прав представлено на рисунке 4.
Рисунок 4
Распределение обращений по группам конституционных прав в зависимости от формы подачи обращения представлено на рисунке 5.
Рисунок 5
Из представленных на рисунках 4 и 5 диаграммах видно, что по-прежнему, наибольшую долю составляют обращения о нарушении социальных прав - 55,4% (39,1% письм. и 60,7% уст.) 3, далее следуют гражданские (личные) права - 22,1% (42,3% письм. и 15,3% уст.), экономические - 14,5% (10,3% письм. и 15,9% уст.), политические - 3% (1% письм. и 3,7% уст.), экологические права - 2,6% (3,9% письм. и 2,2% уст.) и культурные - 2,5% (3,4% письм. и 2,2% уст.).
Динамика поступивших за три года обращений с распределением по группам прав представлена на рисунке 6.
Рисунок 6
Визуальный анализ диаграммы позволяет увидеть дальнейший рост обращений по социальной тематике. Здесь необходимо отметить возросшее число обращений о защите прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, их доля составила 18,2% (АППГ - 7,7%), что, безусловно, связано с пандемией коронавируса и ее последствиями.
Число обращений в группе гражданских прав изменилось незначительно, но по сравнению с прошлым годом видоизменилась тематика обращений. Так, увеличилась доля обращений о защите права на свободу, личную неприкосновенность и достоинство 12,8% (АППГ - 10,7%) и права на гражданство, свободное передвижение 12% (АППГ - 8,9%). Это, связано с предпринятыми мерами по недопущению распространения коронавирусной инфекции, начиная от закрытия границ и прекращения пассажирского сообщения до введения тотальных локдаунов - закрытия магазинов, мест досуга, остановки транспорта, перевода сотрудников на удаленную работу и ограничение передвижения, что и вызвало такой рост обращений по данной тематике.
Снижение количества обращений в группе экономических прав и свобод, как уже упоминалось ранее, объясняется снижением количества обращений от участников долевого строительства. Начавшиеся в 2019 году изменения в сфере долевого строительства, внесли свои положительные коррективы. Несмотря на то, что нерешенные вопросы остаются, и 2020 год лишь добавил проблем данной отрасли, предпринятые государством меры поддержки позволили как избежать краха со стороны застройщиков, так и снизить финансовую нагрузку на участников долевого строительства.
Количество обращений о защите политических, культурных и экологических прав и свобод значительных изменений не претерпело.
Распределение жалоб и обращений по основным группам прав в 2020 году представлено на рисунке 7.
Анализ тематики обращений показывает, что по-прежнему в структуре социальных прав (55,4%, АППГ - 47,4%) наибольшую долю составляют обращения по вопросам защиты права на жилище - 35,2% (АППГ - 49,8%) и по вопросам социального обеспечения - 35,2% (АППГ - 32,7%).
Снизилось количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав, их доля составила 7,7% (АППГ - 9,6%). И, как уже отмечалось ранее, на общем фоне выделяется значительный рост обращений по вопросам охраны здоровья и медицинской помощи, они составили 18,2% от общего числа обращений по социальной тематике (АППГ - 7,2%). Вызвано это в первую очередь всплеском заболеваемости коронавирусной инфекцией. Заявители в своих обращениях сообщали об отсутствии свободных мест в больницах, отказах в плановом обследовании, о нехватке врачей, невозможности сделать КТ-исследование, об отсутствии лекарств, необходимых для лечения COVID-19 и других подобных проблемах.
В структуре гражданских прав (22,1%, АППГ - 22,6%), как и в прошлые годы, наибольшее количество обращений поступило о нарушении права на государственную и судебную защиту, их доля составила - 51,4% (АППГ - 52,5%), снизилась доля обращений в сфере семейного права - 16,1% (АППГ - 21,4%).
Рисунок 7
Незначительно выросло число обращений о защите права на свободу и личную неприкосновенность - 12,7% (АППГ - 11,9%). Доля обращений по вопросам гражданства, свободного передвижения и выбора места жительства составила 12% (АППГ - 9,2%).
На прежнем уровне осталась доля поступивших обращений по вопросам защиты права на свободу мысли и слова, права на информацию - 3,5%. Анализ тематики обращений в структуре экономических прав (14,5%, АППГ - 20,9%) показывает, что снизилась доля обращений о защите права частной собственности - 71,5% (АППГ - 77,4%). Среди других вопросов в тематике экономических прав наиболее актуальными остаются вопросы защиты прав потребителей, кредитования/ипотеки, а также начисления налогов и взносов садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ). В рассматриваемом периоде доля таких обращений выросла до 27,4% (АППГ - 22,6 %).
Доля обращений по экологическим правам сохраняет уровень прошлого года и составляет от общего количества обращений 2,6% (АППГ - 2,5%). При этом наблюдается рост в тематике обращений о защите права на благоприятную среду в жилище - 63,7% (АППГ - 56,8%) и снижение обращений о защите от негативного воздействия экологически вредных объектов - 20,9% (АППГ - 26,8%).
В группе культурных прав при сравнении с прошлыми периодами в целом наблюдается тенденция снижения - 2,5% (АППГ - 3,2%), но при этом, в доле обращений о защите права на образование идет стабильное увеличение - 88% (АППГ - 82,5%), где основную массу составляют жалобы на непредоставление мест в дошкольных учреждениях и на отказ в зачислении в образовательную организацию.
Анализ структуры обращений в группе политических прав (3%, АППГ - 3,4%) показывает рост доли обращений по вопросам реализации прав на обращение в органы власти и местного самоуправления - 88,8% (АППГ - 77%), что связано с действовавшим в период начала пандемии режимом самоизоляции и предпринятыми ограничительными мероприятиями. В данной группе прав также необходимо отметить снижение числа обращений о защите права на объединение и проведение публичных мероприятий, они составили - 5,6% (АППГ - 15,2%), что также связано с отменой массовых мероприятий и другими введенными ограничениями, действовавшими практически в течение всего года.
Необходимо сказать, что обращения, связанные с COVID-19 находились на особом контроле Уполномоченного. С началом введения режима повышенной готовности в аппарате Уполномоченного проводился анализ данных обращений по отдельным классификаторам.
За период с 12 марта по 31 декабря 2020 года в аппарат Уполномоченного поступило 2174 таких обращения: устных - 1951 (90%), письменных - 223 (10%). При этом, период с марта по май был наиболее сложным как для органов власти и работодателей, так и рядовых граждан. Именно в это время было получено максимальное количество обращений (1643), так или иначе связанных с коронавирусом.
Итоговая диаграмма распределения полученных обращений по тематикам представлена на рисунке 8.
Рисунок 8
Наибольшее число обращений (626 (28,8%)) было получено по вопросам доступности медицинской помощи, отсутствия лекарств, средств профилактики и личной гигиены. Граждане затрагивали такие вопросы, как невозможность записаться на прием к врачам, отсутствие лекарственных препаратов в аптеках, невыезд скорой помощи, невыдача бесплатных лекарственных препаратов. Острая ситуация наблюдалась в городском округе Балашиха, откуда поступило 91 обращение по данной тематике, далее следуют городские округа Королев (61), Сергиево-Посадский (51), Истра (43) и Одинцовский (33).
По вопросам доступности мер социальной поддержки поступило 368 обращений (16,9%). Здесь частыми вопросами были: получение дополнительных выплат на детей и пенсионеров, восстановление льготы на проезд в общественном транспорте, оформление мер социальной поддержки через Портал государственных услуг в сети "Интернет" и др. Наибольшее количество обращений по данной тематике поступило из городских округов Балашиха (60), Сергиево-Посадский (45) Одинцовский (35), Ступино (27) и Рузский (23).
Среди вопросов по тематике информированности граждан о принимаемых мерах и ограничениях (281(12,9%)) наиболее частыми были жалобы на работу "горячих линий" и колл-центров. Граждане также обращались за разъяснениями о возобновлении приемов в МФЦ и территориальных подразделениях органов государственной власти Московской области. Здесь в лидерах по числу поступивших обращений городские округа: Сергиево-Посадский (44), Балашиха (38), Одинцовский (25), Рузский (24), Волоколамский (17).
Вопросы соблюдения режима самоизоляции и карантина поднимались в 235 обращениях (10,8%), где граждане сообщали о трудностях при оформлении цифровых пропусков, привлечении к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции, масочного режима, а также о нарушениях санитарных правил в период карантина. По данной тематике лидируют городские округа Рузский (33), Одинцовский (31), Красногорск (29), Краснознаменск (15).
Вопросам сферы занятости и труда было посвящено 179 обращений (8,2%). В части муниципалитетов сложно разрешались вопросы регистрации в качестве безработного. Помимо этого, граждане сообщали о понуждении со стороны работодателя к увольнению по собственному желанию, об уходе в отпуск за свой счет, об отказе работодателей выплачивать заработную плату во время карантина. По данной тематике наибольшее количество обращений поступило из городских округов Клин (24), Сергиево-Посадский (21), Люберцы (15).
Вопросы жилищно-коммунальной сферы были затронуты в 174 обращениях (8%). Чаще всего они касались бездействия управляющих организаций по уборке и дезинфекции подъездов домов, а также отключения от коммунальных услуг за долги и начисления оплаты за коммунальные услуги. Наибольшее количество в городских округах: Сергиев-Посад (33), Люберцы (26) и Ивантеевка (24).
По вопросам в финансово-кредитной сфере в общей сложности поступило 149 обращений (6,9%). Самым проблемным вопросом был возврат денежных средств за турпутевки и авиабилеты. Также граждане сообщали о возникновении проблем со снятием и переводом денежных средств, оплатой кредитов и предъявляли нарекания к организации работы кредитных организаций. Наибольшее число таких обращений - из городских округов Рузский (33), Ивантеевка (22) и Балашиха (19).
Иные поступившие (162 (7,5%)) обращения касались работы отделений связи Почты России, отмены автобусных рейсов в связи ситуацией пандемии, невозможности получения различных справок в связи с закрытием МФЦ и т.п.
Далее на рисунке 9 представлен рейтинг муниципальных образований Московской области по числу поступивших из них обращений 4.
Рисунок 9
Распределение письменных обращений в зависимости от уровня власти, к компетенции которого относится рассмотрение соответствующих обращений, в сравнении за три года представлено на рисунке 10. На диаграмме видно, что в 2020 году увеличилось число обращений по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов власти. Такой рост объясняется возросшим в период пандемии интересом граждан к мерам социальной поддержки, декларируемым на федеральном уровне, а также возросшим числом обращений, связанным с реализацией права на государственную и судебную защиту.
Сократилось число обращений по вопросам компетенции органов местного самоуправления. Здесь, как и прежде, благодаря эффективно выстроенному взаимодействию представителей Уполномоченного с местными органами большинство вопросов носит устный характер и их удается решить на месте.
Рисунок 10
Возросло число обращений по вопросам компетенции органов государственной власти Московской области, где наиболее существенный рост обращений наблюдается по вопросам социальной защиты и защиты прав на охрану здоровья.
Распределение обращений по вопросам компетенции органов государственной власти Московской области представлено на рисунке 11.
Рисунок 11
Диаграмма наглядно показывает, что наибольшее количество обращений поступило по вопросам компетенции Министерства социального развития Московской области - 40,1% (АППГ - 29,1%). Такой скачок обращений, как уже отмечалось ранее, связан прежде всего с возникшими в период пандемии вопросами социальной поддержки и социальной защиты, где наиболее актуальными были вопросы социального обслуживания и выплаты различных компенсаций, в том числе и дополнительно установленных в данный период.
Выросла и доля обращений в рамках компетенции Министерства здравоохранения Московской области - 28% (АППГ - 14,7%), что также объясняется обострившимися в период пандемии проблемами в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи.
Обращает на себя внимание факт снижения обращений по вопросам компетенции органов в сфере ЖКХ - 18% (АППГ - 25,8%) и строительства - 1,6% (АППГ - 18,9%). Такое перераспределение также явилось следствием объявленной пандемии COVID-19 и введенным режимом повышенной готовности.
Необходимо отметить и рост количества обращений в сфере экологии. Если в 2019 году их доля составляла менее 1%, то в 2020 увеличилась до 1,3%.
Динамика обращений за три года по органам власти Московской области представлена на рисунке 12.
Рисунок 12
Более подробный анализ и причины роста/снижения количества обращений по каждой группе прав изложены далее, в соответствующих разделах настоящего Доклада.
В 2020 году в адрес Уполномоченного поступило 139 коллективных обращений (46 письменных и 93 устных).
Аналитический разбор коллективных обращений (рис. 13) позволяет выявить системные проблемы, с которыми граждане сталкиваются в повседневной жизни. Также, такая работа позволяет установить причину нарушений и предложить дальнейшие пути разрешения наиболее острых ситуаций.
Анализ коллективных обращений за минувший период позволяет сделать следующие выводы.
В группе социальных прав возросло количество обращений о нарушении права на жилище, их доля составила 35,3% (АППГ-27,3%), где наиболее острыми по-прежнему остаются вопросы получения жилья, качества и стоимости услуг ЖКХ. Также были зарегистрированы коллективные обращения о нарушении права на труд - 6,5%. Доля обращений о нарушении права на охрану здоровья и медпомощь увеличились с 4,7% до 7,2%.
В экономических правах продолжился рост доли коллективных обращений в защиту права частной собственности - до 16,5% (АППГ - 15,2%), где по-прежнему наибольшее число составляют обращения по земельным вопросам и проблемам новостроек (качество сданных жилых домов, неустранение недостатков, выявленных при сдаче жилья и т.п.).
Рисунок 13
В группе гражданских прав необходимо отметить рост доли коллективных обращений по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства, которая составила - 7,2% (АППГ - 1,6%).
Среди коллективных обращений в группе экологических прав наблюдается рост обращений о защите права на благоприятную окружающую среду, их доля составила 9,4% (АППГ - 4,7%).
Анализ обращений в разрезе муниципальных образований (рис. 14) проводился на основании индекса обращений - количества поступивших обращений из муниципального образования в расчете на 10,0 тыс. населения. Таблица показывает, что, несмотря на общее снижение числа поступивших обращений, лидерами по индексу обращений по-прежнему остаются все те же муниципальные образования.
Рисунок 14
Результаты рассмотрения письменных жалоб и обращений (1972) в 2020 году представлены на рисунке 15:
в 72,4% права не нарушены;
в 27,6% усмотрено возможное нарушение прав и свобод, в связи с чем проводились проверки, по результатам которых в 35,5% случаев права были восстановлены, в 63,2% нарушения не подтвердились и 1,3% обращений перешли на рассмотрение в следующий период;
0,2% - отказано в принятии к рассмотрению.
Рисунок 15
Анализ восстановленных прав и свобод за три последние года позволяет сделать следующие выводы.
В среднем, приблизительно в одной трети из всех полученных жалоб и обращений усматривается возможное нарушение прав (с проведением проверок). При этом, среди них восстановленные права составляют от 20% до 35% в разные периоды. Количественные данные за три года представлены в таблице на рисунке 16.
Рисунок 16
Анализ поступивших устных обращений (6460) показал следующие результаты (рис. 17):
обращений, не связанных с фактом нарушения прав, поступило в аппарат Уполномоченного 63,9%;
обращений о нарушении прав и свобод поступило 36,1%. В 82,4% случаев были даны разъяснения, в том числе и о необходимости подачи письменного обращения для дальнейшего рассмотрения, в 17,6% случаев право было восстановлено.
Рисунок 17
Количество восстановленных в 2020 году прав и свобод по группам прав представлено на диаграмме рисунка 18:
Рисунок 18
<< Назад |
Глава 2. >> Реализация прав граждан в Московской области в 2020 году |
|
Содержание Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2020 году (31 марта 2021 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.