Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия ходатайства Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своем ходатайстве Общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз", которая принимала участие в слушании дела о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и которой Конституционным Судом Российской Федерации было направлено принятое по этому делу Постановление от 25 июня 2015 года N 17-П, просит дать разъяснение относительно объема прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, продолжающих пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии, в части возможности реализации ими, наравне с лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, права пользования охотничьими ресурсами, в отношении которых устанавливаются лимиты и квоты их добычи.
2. Согласно статье 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановление, заключение Конституционного Суда Российской Федерации могут быть официально разъяснены только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству стороны дела, по которому вынесено постановление, а также по ходатайству Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, других органов и лиц, которым направлено постановление или заключение. По смыслу приведенного законоположения разъяснение Конституционным Судом Российской Федерации вынесенного им постановления или заключения дается только в рамках предмета данного решения и лишь по тем требующим дополнительного истолкования вопросам, которые были предметом рассмотрения в заседании Конституционного Суда Российской Федерации и нашли отражение в принятом им решении.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 июня 2015 года N 17-П признал часть 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, - не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 34 (часть 1), поскольку в силу неопределенности своего нормативного содержания она порождает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения содержащихся в ней положений.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя незамедлительно принять - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, - надлежащие меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 названного Федерального закона.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ данное законоположение было изложено в редакции, согласно которой юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Что же касается поставленного в ходатайстве Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" вопроса о допустимости ограничений в доступе охотпользователей, имеющих долгосрочные лицензии, к объектам животного мира, в отношении которых устанавливаются лимиты и квоты их добычи, то данный вопрос не являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25 июня 2015 года N 17-П.
Следовательно, данное ходатайство не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Вместе с тем аналогичный вопрос ранее затрагивался Конституционным Судом Российской Федерации, который в Определении от 23 апреля 2020 года N 863-О указал следующее: установление лимитов добычи охотничьих ресурсов и определение квоты их добычи осуществляется в целях устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов; при этом действующее правовое регулирование предусматривает для лиц, имеющих долгосрочные лицензии на право пользования животным миром, особый (льготный) порядок заключения охотхозяйственных соглашений, что позволяет им в установленной процедуре получить доступ к охотничьим ресурсам, в том числе в отношении которых устанавливаются лимиты и квоты их добычи.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 17-П.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 1131-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 17-П"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)