Межгосударственный стандарт ГОСТ 34691-2020
"Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ, выделяющихся из материалов интерьера салона (пассажирского помещения). Методы испытаний"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 1009-ст)
Motor vehicles. Content of pollutants emitted from interior materials of the passenger compartment (salon). Test methods
МКС 13.040.30
Дата введения - 1 июня 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 1009-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34691-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства (далее - ТС) категории М 1 в соответствии со Сводной резолюцией [1] и устанавливает методы испытаний и измерений летучих органических соединений и альдегидов, выделяемых материалами внутренней отделки в воздух салона (пассажирского помещения) ТС.
Настоящий стандарт разработан в соответствии с [2].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ISO 16000-3 Воздух замкнутых помещений. Часть 3. Определение содержания формальдегида и других карбонильных соединений в воздухе замкнутых помещений и воздухе испытательной камеры. Метод активного отбора проб
ГОСТ ISO 16000-6 Воздух замкнутых помещений. Часть 6. Определение летучих органических соединений в воздухе замкнутых помещений и испытательной камеры путем активного отбора проб на сорбент Tenax ТА с последующей термической десорбцией и газохроматографическим анализом с использованием МСД/ПИД
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 испытуемое ТС: Новое ТС, на котором проводятся испытания.
Примечание - Возраст ТС при испытании должен составлять 28 5 дней с даты производства.
3.1.2 дата производства: Дата выхода нового ТС с производственной линии.
3.1.3 кузов: Часть конструкции ТС, предназначенная для размещения и защиты пассажиров, груза или спецоборудования.
3.1.4 салон (пассажирское помещение): Основное внутреннее помещение ТС, предназначенное только для пассажиров и водителя.
3.1.5 система климат-контроля: Совокупность устройств для поддержания в автоматическом режиме заданных тепловых условий внутри салона ТС.
3.1.6 средство измерений; СИ: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и/или хранящее единицу физической величины, размер которой считают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
3.1.7 летучие органические соединения; ЛОС: Органические соединения с температурами кипения в диапазоне от 50 °С - 100 °С до 240 °С - 260 °С.
Примечание - В настоящем стандарте к этим соединениям отнесены органические соединения класса аренов (ароматические углеводороды): бензол, толуол, ксилол, этилбензол и стирол 1) с температурами кипения в диапазоне от 80 °С до 150 °С.
------------------------------
1)В настоящем стандарте приведены тривиальные названия соединений вместо их наименований по номенклатуре ИЮПАК, приведенных в скобках: формальдегид (метаналь), ацетальдегид (этаналь), акролеин (пропеналь), толуол (метилбензол), ксилол (диметилбензол), стирол (винилбензол).
------------------------------
3.1.8 тестируемые вещества, аналиты: Загрязняющие вещества, подлежащие измерению в воздухе.
Примечания
1 К измеряемым веществам относятся ЛОС и карбонильные соединения (альдегиды).
2 В рамках процедуры испытания тестируемые вещества сгруппированы и обозначены терминами "ЛОС" и "альдегиды", поскольку для измерения тестируемых веществ в каждой из этих групп требуется применение двух различных активных методов отбора проб и количественного анализа.
3.1.9 карбонильные соединения (альдегиды) 1): Органические соединения, содержащие функциональную группу .
Примечание - В настоящем стандарте к этим соединениям отнесены формальдегид, ацетальдегид, акролеин.
3.1.10 фоновая концентрация: Концентрации загрязняющих веществ в испытательной камере, когда испытуемое ТС находится внутри нее.
3.1.11 режим "атмосферного воздуха": Режим испытания, при котором отбор проб воздуха в салоне ТС, установленного в испытательной камере, производят при температуре воздуха в камере в диапазоне от 23 °С до 25 °С, но как можно ближе к 25 °С.
3.1.12 режим "парковки": Режим испытания, при котором отбор проб воздуха в салоне ТС, установленного в испытательной камере, производят при повышенной температуре воздуха внутри салона, созданной в результате воздействия теплового излучения заданной величины на внешнюю поверхность кузова испытуемого ТС.
3.1.13 режим "вождения": Режим испытания, имитирующий движение ТС после окончания режима "парковки".
Примечание - Испытания проводятся в испытательной камере в следующей последовательности: запуск двигателя, его работа на холостом ходу, включение систем климат-контроля или кондиционирования испытуемого ТС, отбор проб воздуха сразу после запуска двигателя в салоне испытуемого ТС и в воздухе испытательной камеры.
3.1.14 зона дыхания: Зона перед лицом водителя в форме полусферы с радиусом 50 см.
3.1.15 линия отбора проб: Система отбора проб воздуха внутри испытательной камеры и в салоне испытуемого ТС.
Примечание - Система состоит из пульта управления, подводящих трубок, насосов, пробоотборных устройств (сорбционные трубки, картриджи), расходомера, вакуумного насоса.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
ДНФГ - динитрофенилгидразин;
ЗВ - загрязняющие вещества;
МСД - масс-спектрометрический детектор;
ОВКВ - отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха;
ПИД - пламенно-ионизационный детектор;
Tenax ТА - сорбент для адсорбции ЛОС.
3.3 Химические обозначения:
СН 2О - формальдегид [CAS N: 50-00-0];
С 2Н 4О - ацетальдегид [СAS N: 75-07-0];
С 3Н 4О - акролеин, акриловый альдегид [CAS N: 107-02-8];
С 6Н 6 - бензол [СAS N: 71-43-2];
С 7Н 8 - толуол [CAS N: 108-88-3];
С 8Н 10 - этилбензол [СAS N: 100-41-4];
С 8Н 8 - стирол [CAS N: 100-42-5];
С 8Н 10 - ксилол [СAS N: 1330-20-7].
4 Требования к испытуемому транспортному средству
4.1 Испытания проводят на новых ТС серийного производства, не находившихся в эксплуатации, с пробегом не более 80 км, не позднее 28+5 суток после выпуска образца с конвейера.
4.1.1 Испытание образцов ТС, объединенных в семейства
Основаниями группирования ТС в семейства является одинаковый набор материалов для отделки салона, его исполнение и объем салона. Результаты испытаний, полученные для одного из представителей семейства, могут быть распространены на оставшуюся часть ТС, принадлежащих к этому же семейству.
4.1.2 Требования к качеству внешнего и внутреннего исполнения испытуемого ТС:
- внешнее покрытие кузова ТС должно, по возможности, иметь темные цветовые оттенки (черный, мокрый асфальт, темно-синий и др.);
- внутренняя отделка салона должна, по возможности, иметь темные цветовые оттенки (черный, темно-серый и др.).
4.2 Условия транспортировки транспортного средства к месту проведения испытаний
4.2.1 Окна, двери, выпускные отверстия системы ОВКВ должны быть закрыты.
4.2.2 Следует исключить возможность перевозки ТС совместно с материалами, выделяющими ЗВ в окружающую среду. Внешнее температурное влияние на ТС необходимо сводить к минимуму на всех этапах перевозки. Все отклонения от нормального процесса перевозки должны быть указаны в протоколе испытаний.
4.2.3 Воздействие на ТС со стороны водителя должно быть сведено к минимуму. Все лица, совершающие какие-либо операции с испытуемым ТС, должны воздерживаться от курения, приема пищи, перевозки посторонних предметов и использования парфюмерных средств внутри салона или вблизи него.
4.2.4 Для защиты испытуемого ТС используются те же защитные чехлы, что и при перевозке остальных ТС этой серии. Использование защитных материалов, поглощающих различные запахи, допускается только в том случае, если они применяются при обычной перевозке.
4.3 Условия хранения транспортного средства
4.3.1 Все окна, двери и выпускные отверстия системы ОВКВ должны быть закрыты для предотвращения внешнего загрязнения; следует избегать воздействия прямых солнечных лучей на испытуемое ТС.
4.3.2 Не допускается использование химических чистящих средств для удаления остаточного загрязнения как снаружи, так и внутри испытуемого ТС. Допускается наружная и внутренняя чистка с использованием пылесоса и влажная уборка с использованием чистой воды.
4.3.3 Не допускается дополнительная заправка ТС топливом, используется только топливо, заправленное на заводе-производителе.
4.3.4 Обслуживающий персонал не должен допускать внешних загрязнений испытуемого ТС.
4.3.5 Все защитные чехлы, пленку, бумагу, наклейки и поглотители с испытуемого ТС удаляют не менее чем за 24 ч до начала испытаний.
5 Требования к оборудованию и средствам измерения
5.1 Испытательная камера должна иметь размеры, достаточные для размещения в ней испытуемого ТС, оснащена системами нагрева воздуха, охлаждения, вентиляции, поддержания влажности, и фильтрации воздуха. Схема испытательной камеры приведена в приложении А.
5.1.1 Параметры испытательной камеры:
- температурный режим во время испытаний должен быть 23 °С - 25 °С, должно быть обеспечено поддержание температуры воздуха в камере в заданных пределах и ее текущая регистрация;
- уровень относительной влажности воздуха в камере должен быть 50 % 10 %, должно быть обеспечено ее поддержание в заданных пределах и текущая регистрация;
- максимальное фоновое значение концентрации каждого отдельного тестируемого вещества (согласно 3.7, 3.9) не должно превышать 20 мкг/м 3 или не более 10 % от его установленного предельного значения (в зависимости от того, какое из этих значений меньше). Если это требование не выполняется, то источник загрязнения должен быть идентифицирован и удален или закрыт, с тем чтобы его можно было исключить из результата испытания;
- кратность воздухообмена в испытательной камере должна быть не менее двух раз в час.
5.1.2 Внутреннее оснащение камеры:
- тележка или стол для размещения оборудования для отбора проб;
- СИ для регистрации данных и непрерывной записи сигналов (температуры воздуха, относительной влажности, фоновых концентраций ЛОС);
- входная дверь для въезда и выезда испытуемого ТС;
- система сигнализации превышения взрывоопасной концентрации фонового содержания ЛОС и альдегидов в воздухе камеры;
- система вытяжной вентиляции для удаления отработавших газов испытуемого ТС за пределы камеры, переходное устройство для подсоединения выпускной трубы испытуемого ТС к вентиляционному трубопроводу.
5.2 Излучающее устройство в испытательной камере
5.2.1 Для нагрева внешней и внутренней поверхности кузова испытуемого ТС используют инфракрасные, галогеновые излучатели с длиной волны не менее 300 нм или излучатели другого типа, имитирующие нагрев кузова испытуемого ТС под воздействием солнечной радиации. Используемые излучающие устройства должны обладать мощностью, обеспечивающей поверхностное излучение с плотностью (400 50) Вт/м 2 в контрольной точке измерений - в середине поверхности крыши кузова испытуемого ТС.
5.2.2 В процессе испытаний в зоне нагрева должна находиться вся внешняя поверхность испытуемого ТС и дополнительно - по 0,5 м с каждой стороны от нижней части остекления (см. приложение Б). Излучающие устройства устанавливают над крышей кузова таким образом, чтобы излучение было направлено под углом 90° к нагреваемой поверхности. Этот угол может быть несколько изменен для обеспечения единообразия тепловой нагрузки от излучения.
5.2.3 Наружный нагрев боковых сторон кузова ТС не допускается. Площадь нагрева условно делят на квадраты со стороной 25 см и плотностью излучения (400 50) Вт/м 2. Требуемая плотность излучения должна достигаться в течение нескольких минут после включения ламп. Плотность излучения измеряют в соответствии с [3].
5.2.4 Расстояние между нагревательным устройством и нагреваемой поверхностью испытуемого ТС должно быть оптимальным во избежание зон перегрева и должно быть уточнено в процессе подготовки испытательной камеры к испытаниям.
5.3 Оборудование для отбора проб тестируемых веществ (ЛОС и альдегидов)
5.3.1 Линии отбора проб предназначены для отбора проб воздуха в воздухе салона испытуемого ТС и испытательной камеры с целью последующего измерения ЛОС и альдегидов в отобранных пробах.
5.3.2 Отбор проб воздуха в салоне испытуемого ТС
Для отбора проб воздуха в салоне испытуемого ТС используют четыре отдельных линии, либо один общий коллектор с разветвлениями на четыре параллельных линии. Две параллельные линии предназначены для измерения ЛОС, две другие - для измерения альдегидов. Одна из параллельных линий отбора как для измерения ЛОС, так и для измерения альдегидов, являются резервной. Образец, взятый с помощью второй параллельной линии, используется только в качестве резервного.
5.3.3 Отбор проб воздуха в воздухе испытательной камеры
Для отбора проб воздуха в воздухе испытательной камеры используются четыре отдельных линии, либо один общий коллектор с разветвлениями на четыре параллельных линии. Две параллельные линии предназначены для измерения ЛОС, две другие - для измерения альдегидов.
5.3.4 Линия для отбора проб в салоне испытуемого ТС состоит из пробоотборных трубок (подогреваемых в случае необходимости), сорбционной трубки с Tenax TA для улавливания ЛОС, картриджа с ДНФГ для улавливания альдегидов, газового расходомера, электрического аспиратора (побудителя расхода), вакуум насоса.
5.3.5 Линия для отбора проб в испытательной камере состоит из неподогреваемых пробоотборных трубок и пробоотборных элементов, аналогичных 5.3.3.
5.3.6 Пробоотборные трубки соединяют сорбционные трубки или картриджи с электроаспиратором (побудителем расхода) в салоне испытуемого ТС и в испытательной камере, в точках отбора проб воздуха (см. приложение А).
5.3.7 Требования к пробоотборным трубкам:
- длина - не более 5 м, внутренний диаметр - (4 1) мм;
- должны быть изготовлены из инертного материала, не выделяющего и не адсорбирующего тестируемые вещества, например, из нержавеющей стали, политетрафторэтилена;
- должны быть очищены от внутренних загрязнений;
- в линиях отбора проб, устанавливаемых в салоне ТС, должно быть предусмотрено устройство наружного подогрева подводящих трубок для предотвращения конденсации и осаждения влаги на внутренней поверхности их стенок; температура внешней поверхности подводящих трубок должна быть на 20 °С 2 °С выше температуры воздуха в салоне испытуемого ТС.
5.3.8 Пробоотборные трубки должны быть введены внутрь салона ТС через проем между дверью и кузовом или дверным проемом и сдвижным стеклом окон двери, и не должны быть пережаты.
5.3.9 Систему отбора проб воздуха в испытательной камере устанавливают в непосредственной близости с испытуемым ТС. Наружный подогрев пробоотборных трубок для линий отбора, устанавливаемых в испытательной камере, не предусмотрен. Вторая линия отбора проб предназначена для контроля фонового содержания тестируемых веществ в испытательной камере.
5.4 Система измерений для определения ЛОС и альдегидов в пробах воздуха
5.4.1 Измерение массовых концентраций ЛОС и альдегидов в воздухе салона испытуемого ТС и испытательной камеры проводят в соответствии со стандартами - ГОСТ ISO 16000-6 (для ЛОС), ГОСТ ISO 16000-3 (для альдегидов).
5.4.2 Метрологические требования к системе измерений
Количественные измерения ЛОС и альдегидов в воздухе салона ТС и испытательной камеры проводят с помощью СИ утвержденного типа, внесенных в Государственный реестр СИ, прошедших государственную поверку, и работающих на основе методов, согласно аттестованным методикам или ГОСТ ISO 16000-3, ГОСТ ISO 16000-6.
5.5 Другие приборы
При проведении испытаний используют СИ для определения температуры воздуха, относительной влажности, атмосферного давления. Пределы допустимых основных погрешностей рабочих СИ не должны превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1 - Пределы допустимой основной абсолютной погрешности рабочих СИ, применяемых для измерения дополнительных параметров
Измеряемый параметр |
Пределы допустимой основной абсолютной погрешности |
Температура |
1 °С |
Относительная влажность |
2,5 % |
Атмосферное давление |
0,1 кПа |
6 Требования безопасности при проведении испытаний
6.1 При проведении испытаний следует соблюдать требования и инструкции по охране труда, действующие в организации, проводящей испытания, а также установленные компетентными органами нормы и правила в области промышленной безопасности.
6.2 При проведении испытаний в испытательной камере должны быть соблюдены правила и инструкции по технике безопасности, специально подготовленные и официально утвержденные руководством предприятия.
7 Методы испытаний
7.1 Испытания по определению массовых концентраций ЛОС и альдегидов, выделяемых материалами внутренней отделки в воздухе салона ТС в процессе нагрева внутренних и внешних поверхностей испытуемого ТС, проводят в соответствии с приложением Б.
7.2 Количественные измерения ЛОС и альдегидов проводят в соответствии с приложением В.
7.3 Критерии эффективности и контроль качества результатов количественных измерений ЛОС и альдегидов приведены в приложении Г
7.4 Схема расположения точек отбора пробы в воздухе салона испытуемого ТС и схема термостатированной камеры приведены в приложениях Д и А.
7.5 Результаты испытаний оформляют в виде протокола, форма которого приведена в приложении Е.
7.6 График испытаний и общие сведения о количестве отбираемых проб приведены в приложении Ж.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 34691-2020 "Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ, выделяющихся из материалов интерьера салона (пассажирского помещения). Методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 1009-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 июня 2021 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2021 г., N 5