Письмо Банка России от 25 декабря 2020 г. N 12-4-4/5644
Вопрос:
Банковская ассоциация просит дать разъяснение по следующему вопросу.
В настоящее время одной из услуг, предлагаемой кредитными организациями клиентам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, является услуга пополнения их расчетных счетов наличными денежными средствами с использованием эмитированных данной кредитной организацией корпоративных карт в банкоматах сторонних кредитных организаций.
Являются ли операции в рамках данной услуги операциями, подлежащими обязательному контролю по основанию, предусмотренному абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 1 (как зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме), принимая во внимание, что для внесения наличных денег используются банкоматы сторонних кредитных организаций, а деньги поступают на расчетные счета клиента, открытые в кредитной организации - эмитенте корпоративной карты в безналичной форме посредством перевода с применением банковского ордера?
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля").
------------------------------
Ответ:
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России в связи с письмом Банковской ассоциации от 04.08.2020 N 02-05/558 с учетом информации, полученной от Федеральной службы по финансовому мониторингу, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 808 1 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 2 (здесь и далее по тексту - в редакции Федерального закона N 208-ФЗ 3) обязательному контролю подлежит операция по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
В случае, когда операция по снятию со счета / зачислению на счет юридического лица наличных денежных средств осуществляется в сторонней кредитной организации (через кассу посредством объявления на взнос наличными либо с использованием банкоматов/терминалов), при рассмотрении вопроса об отнесении / не отнесении операции к подлежащей обязательному контролю по вышеприведенному основанию, необходимо исходить из конечной цели и назначения совершаемой операции со стороны юридического лица - а именно, зачисление на свой счет (или снятие с этого счета) наличных денежных средств.
Соответственно, любое зачисление наличных денежных средств на банковский счет юридического лица или их снятие с данного счета в сумме, равной или превышающей 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте, вне зависимости от способа совершения такой операции, необходимо квалифицировать в качестве операции, подлежащей обязательному контролю.
При этом представляется, что формулировка "непосредственно в указанных организациях", используемая в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, относится к конечной кредитной организации, в которой открыт счет юридического лица. Учитывая изложенное, обязанность по контролю операции клиента в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ возникает только у кредитной организации, в которой открыт банковский счет клиента - юридического лица.
Дополнительно сообщаем, что при определении даты совершения рассматриваемой подлежащей обязательному контролю операции, совершенной через стороннюю кредитную организацию, необходимо исходить из способа их совершения - с использованием либо без использования электронного средства платежа (далее - ЭСП). В случае, если операция совершена с использованием ЭСП, в показателе 8 "Дата совершения (приостановления) операции" таблицы 3.2 Правил 4 фиксируется дата совершения клиентом указанной операции; если операция совершена без использования ЭСП - дата отражения денежных средств по счету клиента.
------------------------------
1 Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу").
2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3 Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля".
4 Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", установленные Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 25 декабря 2020 г. N 12-4-4/5644
Текст письма опубликован не был