Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С. И.,
при секретаре Ивановой Д. В.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
административного истца Матвеевой Р. Л.,
представителя административного ответчика Думы Полевского городского округа Гагарина М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матвеева Михаила Викторовича, Матвеевой Риты Леонидовны о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденных решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года N 600 (в действующей редакции),
установил:
решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года N 600 утверждены Правила землепользования и застройки Полевского городского округа (далее - Правила землепользования) (т. 2 л.д. 1-144).
Текст документа опубликован 23 декабря 2016 года в Полевской городской общественно-политической газете "Диалог" N 102 (1800) (т. 2 л.д. 214).
Решениями Думы Полевского городского округа от 27 июля 2017 года N 684, от 01 февраля 2018 года N 56, от 22 марта 2018 года N 66, от 27 сентября 2018 года N 109 (т. 2 л.д. 214) в Правила землепользования внесены изменения, не связанные с изменением территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Матвеев М.В., Матвеева Р. Л, являясь собственниками (по ... доле в праве собственности каждый) вышеназванного земельного участка обратились в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения заявленных требований (т. 3 л.д. 24-28) просят признать не действующей с момента вступления в силу решения суда статью 29.1 "Карта градостроительного зонирования Полевского городского округа. Город Полевской, поселок Зюзельский, поселок Подгорный (приложение N 3) Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденных решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года N 600 (в редакции решения Думы Полевского городского округа от 27 сентября 2018 года N 109) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам и отображению на нем территории общего пользования.
В обоснование требований административного иска указано, что Правила землепользования в оспариваемой части приняты с нарушением части 4 статьи 30, подпункта 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права собственников владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком.
Административный истец Матвеева Р. Л. в судебном заседании требования уточненного административного искового заявления поддержала в полном объеме по предмету и основаниям.
Представитель административного ответчика Думы Полевского городского округа Гагарин М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 154-159), указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках компетенции, с соблюдением процедуры и формы принятия, оспариваемая правовая норма не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, земельный участок с кадастровым номером N в его юридических границах отнесен Правилами землепользования к одной территориальной зоне Ж1 "зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированного типа".
Представитель административного ответчика Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать (т. 2 л.д. 234-238), рассмотреть дело в свое отсутствие (т. 3 л.д. 13).
Административный истец Матвеев М.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 3 л.д. 23).
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения административного истца Матвеева М.В., представителя административного ответчика Администрации Полевского городского округа о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив в пределах доводов административного иска оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей необходимым в удовлетворении требований административного иска отказать, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 80-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования город Полевской и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город Полевской наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 части 1 статьи 8, частью 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован нормами статьи 31 ГрК РФ и включает в себя: разработку проекта правил, проведение публичных слушаний по проекту, доработку проекта с учетом результатов публичных слушаний, направление проекта главой местной администрации в представительный орган местного самоуправления.
Статья 32 ГрК РФ устанавливает, что обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Утверждение правил осуществляется представительным органом местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта и обязательных приложений к нему. Правила подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте городского округа в сети "Интернет".
В силу статьи 24 Устава Полевского городского округа, принятого решением Думы Полевского городского округа от 30 октября 2008 года N 686 (далее - Устав), Дума городского округа, состоящая из 20 депутатов, является представительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; заседание Думы является правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов. Нормативные правовые акты Думой городского округа принимаются в форме решений большинством голосов от установленной численности депутатов (статья 26 Устава).
Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 17 июля 2019 года по административному делу N 3а-308/2019 установлено, что Правила землепользования (в редакции решения от 27 сентября 2018 года N 109) приняты Думой Полевского городского округа в пределах ее полномочий с соблюдением установленной процедуры, формы принятия и порядка опубликования (т. 3 л.д. 18-20).
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, первоначальная редакция Правил землепользования, а также действующая на момент рассмотрения дела судом редакция Правил землепользования, которая создана в результате принятия 27 сентября 2018 года решения N 109, приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
В состав Правил землепользования входит карта градостроительного зонирования территории (статья 29.1) "Карта градостроительного зонирования Полевского городского округа. Город Полевской, поселок Зюзельский, поселок Подгорный (приложение N 3).
Из материалов дела следует, что Матвееву М.В. и Матвеевой Р. Л. на праве общей долевой собственности (по ... доле) принадлежит земельный участок площадью ... кв. м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д. 16,17, 122-124).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 146-147) земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 28 ноября 2013 года на основании представленных в орган кадастрового учета заявления и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
В фактическом пользовании административных истцов также находится часть земель со стороны ... общей площадью ... кв. м., относящихся к территории общего пользования, что препятствует ее оформлению в собственность административных истцов.
Административные истцы оспаривают карту градостроительного зонирования (статья 29.1) Правил землепользования в части территориального зонирования принадлежащего им земельного участка, ссылаясь на отнесение данного земельного участка к двум территориальным зонам и отображению на нем территории общего пользования.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
На основании части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.
В силу подпункта 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.
Картой функциональных зон Генерального плана Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 04 декабря 2012 года N 601 (в редакции решения Думы Полевского округа от 17 февраля 2020 года N 249) (далее - Генеральный план) определено, что вышеуказанный земельный участок находится в одной функциональной зоне - "зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированного типа" (т. 1 л.д. 163).
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования данный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж1 "зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированного типа" (т. 1 л.д. 164).
Сведений, что на принадлежащем административным истцам на праве собственности земельном участке площадью ... кв. м. с кадастровым номером N отображена территория общего пользования, в материалах дела не имеется.
При этом из письма Главы Полевского городского округа от 15 марта 2019 года N 01-01-06/449 (т. 1 л.д. 162) следует, что Матвеев М.В. и Матвеева Р. Л. в 2019 году обращались в Администрацию Полевского городского округа с заявлением о рассмотрении вопроса по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования применительно к городу Полевской относительно земельного участка, расположенного по ... рядом с земельным участком с кадастровым номером N с ТОП "территория общего пользования" на зону Ж1 "зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированного типа".
Заявление Матвеевых было рассмотрено в установленном порядке на заседании Комиссии по землепользованию и застройке Полевского городского округа 28 февраля 2019 года, Главе Полевского городского округа рекомендовано отказать в изменении территориальной зоны (т. 1 л.д. 165-168).
Правовая оценка обоснованности принятия Главой Полевского городского решения об отказе внести изменения в Генеральный план и Правила землепользованиями являлась предметом проверки судебными органами.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 01 ноября 2019 года, вступившим в законную силу на основании определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 февраля 2020 года Матвееву М.В. и Матвеевой Р. Л. отказано в удовлетворении исковых требований к Главе Полевского городского округа о признании незаконным отказа внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования (т. 1 л.д. 173-176, 177-178).
Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что на соответствующем фрагменте карты градостроительного зонирования Правил землепользования земельный участок с кадастровым номером N отнесен к одной территориальной зоне Ж1, градостроительный регламент которой полностью соответствует функциональной зоне, установленной Генеральным планом "зона застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированного типа", суд приходит к выводу об учете органом местного самоуправления требований пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, части 4 статьи 30 ГрК РФ, а также статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в оспариваемой части применительно к названному земельному участку Правила землепользования нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
При этом имеющиеся у административных истцов материально-правовые требования, связанные с установлением факта наличия (отсутствия) реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади принадлежащего им на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N находятся за пределами разрешения спора в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд не находит оснований для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части, следовательно, и для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Матвеева Михаила Викторовича, Матвеевой Риты Леонидовны о признании не действующей с момента вступления в силу решения суда статьи 29.1 "Карта градостроительного зонирования Полевского городского округа. Город Полевской, поселок Зюзельский, поселок Подгорный (приложение N 3) Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденных решением Думы Полевского городского округа от 16 декабря 2016 года N 600 (в действующей редакции) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам и отображению на нем территории общего пользования - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий: |
Жейнова С. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 28 сентября 2020 г. N 3а-354/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей статьи 29.1 "Карта градостроительного зонирования Полевского городского округа. Город Полевской, поселок Зюзельский, поселок Подгорный" (приложение N 3) Правил землепользования и застройки Полевского городского округа, утв. Решением Думы Полевского городского округа от 16.12.2016 N 600"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)