Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 7 июня 2021 г. N С01-516/2021 по делу N СИП-689/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2021 г.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2021 г.
Президиум Суда по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего - председателя Суда по интеллектуальным правам Новоселовой Л.А.;
членов президиума: Данилова Г.Ю., Рассомагиной Н.Л., Четвертаковой Е.С.;
судьи-докладчика Сидорской Ю.М. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (ул. 1905 года, д. 35, стр. 245, г. Пермь, 614014, ОГРН 1025901364708) на решение Суда по интеллектуальным правам от 04.02.2021 по делу N СИП-689/2020
по иску военного прокурора Центрального военного округа (ул. Луначарского, д. 215а, г. Екатеринбург, 620026) в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ул. Знаменка, д. 19, Москва, 119019, ОГРН 1037700255284) к публичному акционерному обществу специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" об установлении патентообладателя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200), закрытое акционерное общество "Специальное конструкторское бюро" (ул. 1905 года, д. 35, стр. 2404, оф. 318, г. Пермь, 614014, ОГРН 1025901364026), акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник" (Сормовское ш., д. 1а, г. Нижний Новгород, 603950, ОГРН 1085259003664).
В судебном заседании приняли участие представители:
от военного прокурора Центрального военного округа - Иванов Е.В. (по доверенности от 15.09.2020 N 2/7-8106-20/-20001000);
от Министерства обороны Российской Федерации - Берхамова А.А. (по доверенности от 25.11.2020 N 207/4/334д);
от публичного акционерного общества "Мотовилихинские заводы" - Фомичева Е.В. (по доверенности от 11.01.2021 N б/н).
Президиум Суда по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
военный прокурор Центрального военного округа (далее - военный прокурор) обратился в Суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) к публичному акционерному обществу специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (далее - общество "Мотовилихинские заводы") о признании патента Российской Федерации N 122760 на полезную модель "Система вывешивания самоходного артиллерийского орудия", зарегистрированного в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 10.12.2012, в части указания в качестве патентообладателя ответчика недействительным и указания в качестве патентообладателя Российской Федерации.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Специальное конструкторское бюро" (далее - общество "СКБ"), акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник" (далее - общество "Буревестник"), Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Решением Суда по интеллектуальным правам от 04.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, общество "Мотовилихинские заводы" обратилось в президиум Суда по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на неправильное применение норм материального права просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что патент N 122760 на полезную модель "Система вывешивания самоходного артиллерийского орудия" был оформлен в соответствии с требованиями законодательства, выводы суда об обратном основаны на неприменении норм статей 1370, 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В кассационной жалобе ее заявитель отмечает, что между Российской Федерацией в лице Минобороны России и обществом "Буревестник" (головной исполнитель) заключен государственный контракт от 15.06.2006 N 0617187320892010120000087/62-26 (далее - государственный контракт) на выполнение опытно-конструкторских работ (далее - ОКР). Во исполнение государственного контракта между обществом "Буревестник" и обществом "СКБ" (далее - соисполнитель) был заключен договор от 01.01.2011 N 0617187320892010120000087/38-1030 (далее - договор). В ходе исполнения договора работниками общества "СКБ" был получен подлежащий правовой охране результат интеллектуальной собственности.
Общество "Мотовилихинские заводы" полагает, что при выполнении работ по договору общество "Буревестник" было надлежащим образом уведомлено о создании работниками общества "СКБ" патентоспособных результатов.
Заявитель отмечает, что общество "Буревестник" согласилось с предложенным порядком оформления прав, Минобороны России не представило ответы на уведомления в установленный статьей 1373 ГК РФ шестимесячный срок со дня его уведомления, не направило заявку на выдачу патента. Следовательно, по мнению заявителя, право на получение патента перешло к исполнителю - обществу "СКБ".
Общество "Мотовилихинские заводы" отмечает, что общество "СКБ" отказалось от своего права на получение патента, действуя в соответствии с действующим в группе организаций общества "Мотовилихинские заводы", 100% дочерним обществом которого является общество "СКБ", стандартом организации СТО 07500243 3.07.10-2005 "Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" (далее - корпоративный стандарт).
По мнению заявителя кассационной жалобы, в результате право на получение патента возвратилось к создавшим полезную модель работникам, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 1357 ГК РФ и корпоративным стандартом уступили свое право на получение патента обществу "Мотовилихинские заводы". Заявитель кассационной жалобы отмечает, что воля авторов на уступку права на получение патента выражена в заявлении о выдаче патента Российской Федерации на изобретение.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции не содержит оценки приведенным выше доводам.
Как полагает общество "Мотовилихинские заводы", тот факт, что общество "Буревестник" не уведомило государственного заказчика о получении охраноспособного результата, правового значения не имеет.
В президиум Суда по интеллектуальным правам от военного прокурора на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило возражение на кассационную жалобу общества "Мотовилихинские заводы".
В представленном возражении военный прокурор просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, кассационную жалобу общества "Мотовилихинские заводы" - без удовлетворения. По мнению военного прокурора, оспариваемое судебное решение является законным и обоснованным, в решении дана надлежащая правовая оценка исследованным в судебном заседании доказательствам.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Минобороны России в президиум Суда по интеллектуальным правам поступил отзыв на кассационную жалобу общества "Мотовилихинские заводы".
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, кассационную жалобу общества "Мотовилихинские заводы" - без удовлетворения, поскольку суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение.
Роспатент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направил, заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании президиума Суда по интеллектуальным правам представитель общества "Мотовилихинские заводы" настаивает на доводах кассационной жалобы.
Представители военного прокурора и Минобороны России возражают против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена президиумом Суда по интеллектуальным правам в порядке, предусмотренном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также на предмет наличия безусловных оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, патент Российской Федерации N 122760 на полезную модель "Система вывешивания самоходного артиллерийского орудия" выдан по заявке N 2012123543 с приоритетом от 06.06.2012, установленным по дате ее подачи, с указанием в качестве патентообладателя открытого акционерного общества специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" (в настоящее время - общество "Мотовилихинские заводы").
Полагая, что право на получение патента на данную полезную модель принадлежало Российской Федерации в силу положений законодательства и заключенных договоров, военный прокурор обратился в Суд по интеллектуальным правам с иском в интересах Российской Федерации в лице Минобороны России.
Суд первой инстанции установил, что между Российской Федерацией в лице Минобороны России (государственный заказчик) и обществом "Буревестник" (головной исполнитель) заключен государственный контракт на выполнение ОКР "Создание перспективного межвидового 152-мм артиллерийского комплекса".
В своем решении суд первой инстанции проанализировал положения государственного контракта и указал, что согласно его пункту 66 финансирование работы ведется за счет средств государственного бюджета.
Суд также отметил, что в пунктах 24-27 Раздела 4 "Права на результаты опытно-конструкторской работы" государственного контракта указано следующее:
результаты ОКР, полученные головным исполнителем в ходе выполнения контракта, подлежат отражению в отчетной документации, являются федеральной собственностью и находятся на оперативном ведении государственного заказника;
право на получение патента на изобретение, промышленный образец, на селекционное изобретение, свидетельство на полезную модель, исключительное право на использование программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, создаваемых в настоящем контракте, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, от имени которой выступает государственный заказчик;
порядок использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), определяется отдельным соглашением сторон, которое с момента его подписания является неотъемлемой частью контракта.
При этом суд первой инстанции отметил, что указанные в пунктах 24, 25 государственного контракта положения (условия) в полном объеме подлежат обязательному включению головным исполнителем в контракты (договоры) с соисполнителями.
Использование головным исполнителем результатов работы, полученных им в ходе выполнения контракта, а также переуступка головным исполнителем прав на использование этих результатов осуществляется только с письменного разрешения государственного заказчика и после заключения предусмотренных законодательством договоров.
Суд также исследовал Соглашение о порядке использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (приложение N 3 к государственного контракту; далее - Соглашение), заключенное между государственным заказчиком и головным исполнителем. Пунктами 7 и 9 Соглашения установлено, что при создании в ходе выполнения государственного контракта результатов, способных к правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, в заявлениях на получение охранного документа в качестве правообладателя указываются совместно исполнитель и Российская Федерация в лице Минобороны России.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, во исполнение государственного контракта между обществом "Буревестник" (головной исполнитель по государственному контракту, заказчик по договору соисполнения) и обществом "СКБ" (исполнитель по договору соисполнения) заключен договор на выполнение составной части ОКР "Создание перспективного межвидового 152-мм артиллерийского комплекса" (шифр "Коалиция-СВ") (далее - СЧ ОКР).
Судом первой инстанции были исследованы положения договора и установлено, что в соответствии с пунктом 20 договора результаты СЧ ОКР, полученные исполнителем - обществом "СКБ", подлежат отражению в отчетной документации, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном ведении Российской Федерации в лице Минобороны России. Право на получение патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и исключительное право на использование программ для ЭВМ, баз данных, топологий, интегральных схем, создаваемых при выполнении СЧ ОКР, принадлежат совместно Российской Федерации в лице Минобороны России и организации, создавшей охраноспособный результат.
Суд первой инстанции также отметил, что из пунктов 24-27 государственного контракта, а также пунктов 7 и 9 Соглашения следует, что в субъектный состав потенциальных патентообладателей на объекты интеллектуальной собственности, разработанные в рамках государственного контракта ОКР, входят только Российская Федерация и головной исполнитель.
Суд первой инстанции обратил внимание на то, что общество "Буревестник" не включило в договор с соисполнителем (обществом "СКБ") обязательное условие, закрепляющее право на получение патента совместно Российской Федерации и головного исполнителя.
Суд первой инстанции отметил, что в договор, напротив, включено условие, противоречащее государственному контракту, что привело к незаконному расширению субъектного состава потенциальных патентообладателей на объекты интеллектуальной собственности, разработанные в рамках ОКР, из-за включения в него общества "СКБ". Расширение субъектного состава потенциальных патентообладателей, в том числе в форме уступки ответчику (обществу "Мотовилихинские заводы") права на получение патента, ни условиями государственного контракта, ни условиями договора не предусмотрено, с учетом обязательств головного исполнителя и исполнителя по договору соисполнения о полном соблюдении конфиденциальности в отношении любых результатов работ и прямого запрета на передачу данных результатов третьим лицам или на их использование каким-либо иным способом с участием третьих лиц.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, общество "Мотовилихинские заводы" - патентообладатель спорного результата интеллектуальной деятельности не являлось головным исполнителем по государственному контракту и не было исполнителем по договору соисполнения, а следовательно, никаких прав на спорный результат интеллектуальной деятельности, разработанный за счет средств федерального бюджета, в рамках выполнения государственного оборонного заказа получить не могло.
Суд первой инстанции рассмотрел довод общества "СКБ" о том, что:
Минобороны России не представило ответ на уведомления в шестимесячный срок и не направило заявку на выдачу патента, поэтому право на получение патента перешло к исполнителю - обществу "СКБ";
при этом общество "СКБ", руководствуясь стандартом СТО 07500243 3.07.10-2005 "Патентные исследования. Содержание и порядок проведения", отказалось от права на получение патента и уступило его обществу "Мотовилихинские заводы" без оформления соответствующего договора об отчуждении права на получение патента (статья 1357 ГК РФ).
Суд первой инстанции не согласился с указанными доводами общества "СКБ", указав, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1373 ГК РФ, если право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец на основании государственного или муниципального контракта принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, авторы спорной полезной модели (сотрудники общества "СКБ") в 2012 году направили директору общества "СКБ" Домбровскому И.В. уведомление о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве объекта интеллектуальной собственности; в уведомлении указано, что спорная полезная модель разработана в рамках выполнения составной части ОКР по теме "Коалиция-СВ-КШ" по заказу Минобороны России, относится к военной технике, степень влияния изобретения на технический уровень объекта техники, технологии (потребительские) свойства: средняя, с указанием в качестве правообладателя Российской Федерации.
В ответе 23.05.2012 директор общества "СКБ" Домбровский И.В. сообщил, что согласно договору право на получение патента принадлежит совместно Российской Федерации и обществу "СКБ". Общество "СКБ" отказывается от своего права на получения патента и уведомит заказчика о полученном результате, способном к правовой охране.
Из письма от 24.05.2012 N 107-1258 следует, что общество "СКБ" направило в общество "Буревестник" уведомление, в котором сообщило о создании охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, при этом указало в качестве единственного правообладателя Российскую Федерацию.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, установил, что Российская Федерация не получила информацию о создании объекта интеллектуальной собственности, способного к правовой охране, поскольку уведомление о создании такого объекта ни головным исполнителем, ни исполнителем по договору соисполнения в адрес Минобороны России направлено не было.
Суд первой инстанции также обратил внимание на письменные пояснения общества "Буревестник" о том, что уведомление в адрес Минобороны России им направлено не было. Помимо этого, суд первой инстанции отметил, что в письме от 22.07.2020 N 1420 общество "Мотовилихинские заводы" признало отсутствие направления уведомлений о получении результатов интеллектуальной деятельности (в том числе спорного патента) в адрес Минобороны России (его структурных подразделений).
Исходя из указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел выводу о том, что ни один из участников фактически сложившихся правоотношений не стремился уведомить государственного заказчика о создании охраноспособного объекта интеллектуальной собственности.
По мнению суда первой инстанции, невыполнение обязательств как со стороны головного исполнителя (общества "Буревестник"), так со стороны исполнителя по договору соисполнения (общества "СКБ") привели к необоснованному расширению субъектного состава потенциальных патентообладателей на объекты интеллектуальной собственности, разработанные в рамках ОКР, и к разглашению конфиденциальной информации, что повлекло за собой незаконное получение спорного патента сторонним по отношению к государственному контракту лицом - обществом "Мотовилихинские заводы".
Суд первой инстанции отметил, что на основании пункта 9 Соглашения, если одна из сторон не заинтересована в правовой охране полученного результата, она обязана в месячный срок известить об этом другую сторону. В подобном случае другая сторона имеет право после получения такого извещения оформить охранные документы на свое имя.
Между тем, как отмечается судом первой инстанции, Минобороны России, не будучи извещенным о создании в процессе исполнения государственного контракта охраноспособного результата, не выражало свою волю на отказ от патентования спорного технического решения.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости обязать Роспатент аннулировать патент Российской Федерации N 122760 и выдать новый патент с указанием в нем в качестве патентообладателя Российской Федерации.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства президиум Суда по интеллектуальным правам на основании части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, нарушение которых является в соответствии с частью 4 статьи 288 названного Кодекса основанием для отмены судебного акта в любом случае, и таких нарушений не выявил.
Президиум Суда по интеллектуальным правам, изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и в отзыве на нее, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам пришел к следующим выводам.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1398 ГК РФ патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть признан недействительным полностью или частично в случае выдачи патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющегося таковым в соответствии с данным Кодексом, или без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым в соответствии с ГК РФ.
На основании статьи 773 ГК РФ в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель обязан:
выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Согласно пункту 3 статьи 772 ГК РФ права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами раздела VII этого Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 1373 ГК РФ право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю), если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.
Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Если в течение указанного срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, право на получение патента принадлежит исполнителю (пункт 2 статьи 1373 ГК РФ).
Президиум Суда по интеллектуальным правам соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действия общества "Буревестник" повлекли незаконное расширение субъектного состава потенциальных патентообладателей на результаты интеллектуальной деятельности, разработанные в рамках ОКР.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1373 ГК РФ условие государственного контракта о том, что право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, является существенным, поскольку прямо определяет надлежащего правообладателя. Данное положение государственного контракта определяет также действия исполнителя в случае получения в результате проведения ОКР охраняемого результата интеллектуальной деятельности и возлагает на исполнителя обязанность об обязательном письменном уведомлении заказчика (пункт 2 статьи 1373 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 25 государственного контракта право на получение патента принадлежит совместно исполнителю (обществу "Буревестник") и Российской Федерации, от имени которой выступает государственный заказчик (Минобороны России). При этом указанное положение в полном объеме подлежит обязательному включению головным исполнителем (обществом "Буревестник") в контракты (договоры) с соисполнителями (пункт 26 государственного контракта).
Положения государственного контракта сформулированы таким образом, что не допускают уступку права на получение третьим лицам, субъектный состав патентообладателей на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, разработанные в рамках ОКР, ограничен Российской Федерацией и головным исполнителем (обществом "Буревестник").
Как следует из материалов дела и правильно установил суд первой инстанции, общество "Буревестник" не включило в договор с обществом "СКБ" обязательное условие, закрепляющее право на получение патента совместно Российской Федерации в лице Минобороны России и обществом "Буревестник".
Президиум Суда по интеллектуальным правам не соглашается с доводом кассационной жалобы о том, что право на получение патента перешло к исполнителю (обществу "СКБ"), так как Минобороны России не представило ответ на уведомление в установленный статьей 1373 ГК РФ шестимесячный срок, не направило заявку на выдачу патента, в силу нижеследующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1373 ГК РФ, если право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец на основании государственного или муниципального контракта принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию.
При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.
Как было установлено судом первой инстанции, общество "СКБ" направило обществу "Буревестник" уведомление, в котором сообщило о создании охраноспособного результата интеллектуальной деятельности, указав при этом в качестве единственного правообладателя Российскую Федерацию.
Суд первой инстанции установил и это не оспаривается в кассационной жалобе, что ни общество "Буревестник", ни общество "Мотовилихинские заводы" не направили соответствующие уведомления в адрес государственного заказчика.
Суд первой инстанции также отметил, что общество "Мотовилихинские заводы" подало в Роспатент заявку на получение патента через 13 дней после уведомления обществом "СКБ" головного исполнителя - общества "Буревестник" о создании охраноспособного результата интеллектуальной деятельности (уведомление от 24.05.2012, дата подачи в Роспатент заявки на получения патента - 06.06.2012).
Президиум Суда по интеллектуальным правам соглашается с теми выводами суда первой инстанции, что указанные обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что ни один из участников фактически сложившихся правоотношений не стремился уведомить государственного заказчика о создании охраноспособного результата интеллектуальной деятельности. В результате Минобороны России, не будучи извещенным о создании в процессе исполнения государственного контракта охраноспособного результата, не имело возможности выразить свою волю в отношении патентования полученного технического решения.
Мнение общества "Мотовилихинские заводы" о том, что отсутствие уведомления государственного заказчика не имеет правового значения, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, из обжалуемого решения усматривается, что суд первой инстанции дал оценку тому, что общество "Мотовилихинские заводы" приобрело право на получение патента в связи с отказом общества "СКБ" от права на получение патента и с уступкой права на получение патента работниками, создавшим полезную модель в соответствии с корпоративными стандартами группы организаций общества "Мотовилихинские заводы".
Президиум Суда по интеллектуальным правам отмечает, что суд первой инстанции правомерно сослался на положения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1998 N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, военного, специального и двойного назначения" и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности", согласно которым права на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полученных за счет федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации.
Наряду с изложенным президиум Суда по интеллектуальным правам соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что созданное во исполнение государственного контракта техническое решение является объектом военного назначения, разработанным за счет средств федерального бюджета, что также исключает возникновение права на него у ответчика по делу.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, президиум Суда по интеллектуальным правам приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Суда по интеллектуальным правам
ПОСТАНОВИЛ:
решение Суда по интеллектуальным правам от 04.02.2021 по делу N СИП-689/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества специального машиностроения и металлургии "Мотовилихинские заводы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.А. Новоселова |
Члены президиума |
Г.Ю. Данилов |
|
Н.Л. Рассомагина |
|
Е.С. Четвертакова |
|
Ю.М. Сидорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 7 июня 2021 г. N С01-516/2021 по делу N СИП-689/2020
Текст постановления опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2021 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-516/2021
27.04.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-516/2021
19.03.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-516/2021
04.02.2021 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-689/2020
23.12.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-689/2020
28.10.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-689/2020
28.09.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-689/2020
02.09.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-689/2020