В целях реализации статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики Министерства территориальной безопасности Пермского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 1 квартал 2020 года.
2. Разместить Обзор в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства территориальной безопасности Пермского края.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края.
И.о. министра |
В.А. Батмазов |
Обзор
правоприменительной практики Министерства территориальной безопасности Пермского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 1 квартал 2020 года
(утв. приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от 27 марта 2020 г. N СЭД-10-04-01-86)
N |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
1 |
Какие типичные нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявляются в ходе контрольно-надзорных мероприятий |
Основными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявленными при проверках субъектов надзора в 1 квартале 2020 года, стали: В нарушение пп. "в", "м" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6, 28 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Приказа МЧС РФ, Минсвязи РФ, Минкультуры РФ от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения": не создается местная автоматизированная система централизованного оповещения информирования населения о чрезвычайных ситуациях. В нарушение пп. "б" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 68-ФЗ "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 28 Положения о РСЧС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 3 Постановления Правительства Пермского края от 23.11.2010 N 937-п "Об утверждении Положения об организации планирования и подготовки к проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера в Пермском крае": не проводится обучение председателей и членов эвакуационных комиссий. В нарушение п. "з" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 4, 5, 6, 7 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2006 N 52-п: не создаются постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В нарушение пункта пп. "ж" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 28 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 19.11.2010 N 921-п "Об утверждении Положения об устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера": не проводится обучение, не разрабатываются функциональные обязанности членов комиссии по повышению устойчивости функционирования. В нарушение п. "а" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пп. 1-4, 6 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240; п. 2, 3-6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613; п. 2, 4, 5, 7, 8, 11, 13-23, 26 приложения N 1, приложения N 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 N 621; п. 3 приложения N 1 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.2003 N 156: отсутствуют утвержденные планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В нарушение п. 2 Типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04.11.2004 N 506: отсутствуют (не согласованы с ГУ МЧС по Пермскому краю) паспорта безопасности. В нарушение пп "а" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794; пп. 45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105: в организациях отсутствуют утвержденные инструкции по действиям персонала организации при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного или техногенного характера. В нарушение п. "г", "з" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; пунктов 4, 11, 19-24, 26 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25.07.2006; п. 47 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: в организациях отсутствует (не поддерживается в постоянной готовности) объектовая система оповещения сотрудников о чрезвычайных ситуациях. В нарушение п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций": в организациях не создаются постоянно действующие органы управления РСЧС, структурные подразделения, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В нарушение п. "е" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": организациями не финансируются мероприятия по защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций. В нарушение п. "б", "е" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": организациями не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях. В нарушение п. "ж" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пп. 2, 3 Порядка создания и использования резервов, пп. 2, 6, 7, 9, 11, 12, 17-19 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2014 N 543: в организациях не создаются резервы средств индивидуальной защиты для работников организации. В нарушение п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ, п. 9-10 Положения о подготовке населения в области ЧС, п. 2-5, 10, 11 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок, п. 54 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: в организациях не проводятся командно-штабные учения продолжительностью 1 раз в год, до 1 суток; тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований) организации продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года, сил постоянной готовности организации - 1 раз в год; комплексные учения продолжительностью до 2 суток с периодичностью 1 раз в 3 года. Возникновение типичных нарушений обязательных требований обусловлено следующими причинами: недостаточными знаниями руководителями требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; отсутствием необходимого уровня подготовки должностных лиц органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также их слабой исполнительской дисциплиной должностных лиц; низкой требовательностью руководителей к подчиненным должностным лицам по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отсутствие или низкий уровень подготовки распорядительных документов затрудняет управление силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, приводит к нарушению работы по ликвидации чрезвычайной ситуации, может привести к возникновению паники и увеличению количества пострадавших среди населения |
2 |
Привлечение лиц к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении надзорных функций, в том числе оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо |
В ходе проведения плановых проверок органов местного самоуправления и юридических лиц за 1 квартал 2020 года было составлено 6 протоколов об административных правонарушениях. Материалы были направлены на рассмотрение в мировые суды г. Перми и Пермского края для привлечения должностных лиц к административной ответственности. В 1 квартале 2020 г. мировыми судьями г. Перми и Пермского края постановления в отношении привлекаемых лиц не выносились |
3 |
Изменения в законодательстве регионального надзора в области защиты от ЧС |
Приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от 26.02.2020 N СЭД-10-04-01-48 были внесены изменения в приказ от 02.11.2018 N СЭД-10-03.2-02-133 "Об утверждении форм проверочных листов (списка контрольных вопросов), используемых при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и органов местного самоуправления". Таким образом, все проводимые плановые проверки, начиная с даты вступления в силу данного приказа, проводятся с применением данных проверочных листов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства территориальной безопасности Пермского края от 27 марта 2020 г. N СЭД-10-04-01-86 "Об утверждении Обзора правоприменительной практики Министерства территориальной безопасности Пермского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 1 квартал 2020 года"
Вступает в силу с 10 июля 2020 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства территориальной безопасности Пермского края (http://mtb.permkrai.ru) 9 июля 2020 г.