Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Основные мероприятия, планируемые к реализации для достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Гавриловского района
Реализация Стратегии, достижение целевых индикаторов в соответствующей сфере деятельности, достигается через выполнение целенаправленных мероприятий.
В настоящей главе представлены мероприятия, систематизированные в соответствии с целями и задачами, стоящими перед Гавриловским районом.
5.1. Мероприятия по реализации цели:
"Новое качество жизни и демографическое развитие"
Достижение стратегической цели "Новое качество жизни и демографическое развитие" требует реализации следующих приоритетных направлений:
1. Демографическая политика.
2. Развитие здравоохранения.
3. Развитие образования.
4. Развитие культуры.
5. Развитие физической культуры и спорта.
6. Поддержка семьи.
7. Развитие рынка труда.
8. Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
9. Развитие жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
10. Обеспечение благоприятной окружающей среды.
11. Повышение уровня безопасности населения.
Приоритет направлен на преодоление существующих демографических проблем района: стабилизацию численности населения, снижение темпов естественной убыли населения, обеспечение миграционного притока на территорию района, обеспечение улучшения качества жизни всех жителей района. Решение данной группы проблем лежит преимущественно в поле общих вопросов социально-экономического развития и может быть результатом только комплексной социально-экономической политики по улучшению качества жизни населения, развитию образования, модернизации экономики, развитию рынка труда.
Решение группы проблем по стимулированию рождаемости относится к сфере федеральной политики, и специальные меры принимаемые областью и районом являются лишь дополнительными. Рост ожидаемой продолжительности жизни и решение проблем смертности будет обеспечено за счет комплекса мер по развитию здравоохранения, массовой физической культуры и спорта, обеспечения населения качественным и доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения благоприятной окружающей среды. Проблема обеспечения положительного миграционного прироста решается как в рамках специальной миграционной политики, так и за счет инвестиционной политики по созданию новых рабочих мест на рынке труда.
5.1.1. Демографическая политика.
Для Гавриловского района и Тамбовской области в целом характерны следующие проблемы в сфере рождаемости, требующие специальных мер поддержки со стороны региона и муниципальных образований:
1. Низкий уровень рождаемости в возрасте старше 24 лет, в особенности в возрасте 25 - 34 лет.
2. Низкий уровень рождения вторых и третьих детей, но и низкий уровень рождения первых детей.
Решение этих проблем относится к компетенции федеральных органов власти (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года). В Российской Федерации уже действуют меры стимулирующего характера по увеличению числа вторых и третьих рождений. Помимо общих мер социально-экономической политики по обеспечению занятости, роста уровня и качества жизни населения, в рамках собственной демографической политики Тамбовская область может применять дополнительные меры стимулирующего характера. Эти меры в целом относятся к деятельности институтов поддержки семьи. Среди основных можно назвать:
- региональные меры по улучшению жилищных условий молодых семей, в том числе семей с одним ребенком;
- усиление региональных мер финансовой поддержки молодых родителей, в том числе семей с одним ребенком: выплаты разового характера при рождении первого ребенка, регулярные выплаты молодым родителям, в том числе с одним ребенком;
- создания в городах муниципальных площадок (бирж) товаров для молодых семей с возможностью обмена товарами, покупки товаров, бывших в употреблении (одежда, коляски, мебель и др.);
- предоставление дополнительного месячного отпуска второму родителю при рождении ребенка, в том числе оплачиваемого отпуска для семей муниципальных и региональных служащих;
- развитие услуг по предоставлению вспомогательных репродуктивных технологий жителям области в учреждениях здравоохранения, в том числе за счет бюджетного финансирования.
Снижение роли абортов в регулировании рождаемости является одним из важнейших условий, которое обеспечит увеличение фертильного возраста женщин, позволит повысить уровень рождаемости и улучшить здоровье детей у женщин в возрасте старше 30 лет. Меры по снижению роли абортов для молодых семей относятся, в первую очередь, к компетенции системы образования и здравоохранения:
- создание при медицинских учреждениях центров планирования семьи, предоставляющих бесплатные консультации населению;
- регулярное проведение уроков полового воспитания в школах в старших классах, в том числе с привлечением приглашенных работников медицинских учреждений, психологов;
- развитие системы информации о мерах контрацепции, в том числе в учреждениях профессионального образования.
5.1.2. Развитие здравоохранения.
Обеспечение приоритетного направления "Развитие здравоохранения" предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения, предупреждение и борьбу с отдельными наиболее значимыми для района группами болезней (сосудистыми заболеваниями мозга и инфарктом миокарда, социально значимыми болезнями, урологическими болезнями), развитие первичной медицинской помощи, поддержание и улучшение работы сети медицинских учреждений в сельской местности, ремонты фельдшерско - акушерских пунктов, проведение водопровода и канализации на каждый ФАП, а также обеспечение горячим водоснабжением.
В рамках реализации данного направления будет реализована государственная программа области "Развитие здравоохранения Тамбовской области". В составе государственной программы предусмотрены следующие направления развития здравоохранения:
- профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи;
- совершенствование оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой и скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации;
- развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения;
- охрана здоровья матери и ребенка;
- развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
- оказание паллиативной помощи, в том числе детям;
- кадровое обеспечение системы здравоохранения;
- экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
- медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.
При реализации всех мероприятий развития здравоохранения делается акцент на таких мерах государственной политики, как: внедрение современных стандартов оказания услуг здравоохранения, подготовка и переподготовка медицинских работников, улучшение материально-технического оснащения учреждений здравоохранения и благосостояния работников.
Приоритетным направлением является сохранение и укрепление здоровья детского населения, совершенствование медицинской помощи при родовспоможении.
Целью снижения осложнений и смертности от социально - значимых заболеваний необходимо внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению этих заболеваний.
Важным направлением является совершенствование медицинской помощи сельскому населению, поэтому работу выездных врачебных бригад необходимо продолжить, сделать более эффективной. Развитие санаторно-курортного лечения с целью оздоровления детей и отдельных категорий больных после стационарного лечения, развитие безвозмездного донорства.
5.1.3. Развитие образования.
Система мероприятий по развитию образования осуществляется в рамках муниципальной программы "Развитие образования".
Образование - один из самых ценных ресурсов для человека, дающий возможность его самореализации. Тот факт, что с самого раннего возраста получаемое ребенком образование закладывает основы культуры, здорового образа жизни, гражданской позиции, делает образование системообразующей отраслью, от результатов деятельности которой зависит формирование личности и ее реализация в различных проявлениях. Сегодняшние дети и подростки - это наиболее социально активная часть общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий.
Району необходима такая система образования, которая позволит осуществлять ранее выявление способностей ребенка, даст ребенку знания в соответствии с его способностями (но не ниже установленного стандарта), совместно с семьей обеспечить воспитание и социализацию ребенка, на основании способностей и психофизических особенностей осуществит его профессиональную ориентацию и затем подготовит специалистов, уровень образования и структурный состав которых будет отвечать потребностям экономики района и общества. Ключевым фактором успеха является подготовка педагогических кадров, способных обеспечить выполнение всех этих требований к образованию.
Основными характеристиками системы образования района к 2035 году должны стать:
Качество образования - достижение стандарта качества общего и дополнительного образования, обеспечиваемого использованием современных технологий обучения и возросшей требовательностью образовательных организаций и самих обучающихся к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Эффективность - высокий уровень образовательных результатов при сравнимом или меньшем материально-техническом, финансовом и квалификационном обеспечении.
В системе образования района будет продолжена работа по улучшению условий обучения школьников; модернизации образовательных технологий и программ. Требует решения в предстоящие годы кадровая проблема, в том числе наличие долгосрочных скрытых педагогических вакансий в общеобразовательных организациях района, медленное обновление преподавательского состава, нарастающая численность учителей пенсионного возраста, сказывающаяся на качестве преподавания и не позволяющая ему достигнуть уровня, соответствующего требованиям изменяющейся культурной, социальной и технологической среды.
Главной целью в области образования района является предоставление каждому человеку возможностей для выявления своих способностей и развития интеллектуального, творческого потенциала в целях максимально полной личностной самореализации и обеспечения наибольшего вклада в развитие общества.
В рамках Стратегии необходимо организовать деятельность по изменению и управлению качеством образования в муниципальной системе образования, предполагающую решение стратегических задач:
- Обеспечение нового качества общего образования, дающего возможность ребенку развить и наиболее полно реализовать свои способности, обеспечить готовность выпускников школ к дальнейшему обучению.
Развитие в данном направлении будет обеспечено за счет:
- создания условий для обеспечения полного охвата детей дошкольным образованием, путем использования вариативных моделей;
- развития материально-технической базы системы общего образования, включая оборудование образовательных учреждений, в соответствии с современными требованиями к условиям и технологиям обучения;
- введения федеральных государственных образовательных стандартов;
- увеличения доли учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе;
- повышения качества преподавания математики, русского языка, естественных наук, при сохранении предоставляемого объема знаний и качества гуманитарного образования;
- обязательное сопровождение процесса образования, развития системы воспитания, включая духовно-нравственное и патриотическое воспитание с опорой на лучшие традиции и формирование новых;
- модернизации муниципальной системы образования через развитие и совершенствование сетевого взаимодействия образовательных организаций и межведомственных структур.
Развитие системы дополнительного образования, путем расширения предоставления услуг дополнительного образования, соответствующих запросам детей и родителей, выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, будет осуществляться путем:
- развития дополнительного образования, предоставляющего возможности для развития способностей и самореализации детей;
- поддержки педагогических работников и школьников, имеющих достижения в работе с одаренными детьми.
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, через создание условий для получения образования, в том числе инклюзивного образования.
Рост компетенций и обновление состава педагогических кадров обеспечиваемый:
- созданием условий для профессионального развития педагогов;
- привлечением и закреплением кадров в учреждениях образования путем целевой подготовки специалистов, обеспечение их жильем.
Ожидаемые результаты реализации приоритетных направлений развития образования к 2035 году:
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составит 100%.
Доля детей дошкольного возраста, получающих дошкольную образовательную услугу увеличится до 90%.
Доля выпускников муниципальных образовательных учреждений, сдавших успешно ЕГЭ составит 100%.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья к 2035 году составит 100%.
Доля детей, получающих услуги дополнительного образования составит 100%.
Доля образовательных организаций, укомплектованных квалифицированными кадрами, увеличится до 100% за счет привлечения молодых специалистов и переподготовки специалистов, работающих в образовательных организациях.
5.1.4. Развитие культуры.
В Гавриловском районе принята муниципальная программа "Развитие культуры и туризма", мероприятия которой направлены на сохранение и развитие культурного наследия района:
обеспечение сохранности объектов культурного (исторического, архитектурного и пр.) наследия;
ремонт домов культуры (культурно-досуговых центров);
повышение доступности и качества библиотечных услуг, широкое использование электронных носителей информации;
увеличение библиотечного фонда;
поддержка творческих инициатив населения района в сфере культуры;
сохранение и развитие традиционной народной культуры;
развитие культурно-досугового обслуживания населения.
5.1.5. Развитие физической культуры и спорта.
Основными направлениями деятельности района по развитию массовой физической культуры и спорта является:
пропаганда и популяризация физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения;
расширение форм занятий физической культурой и спортом, спортивно-массовых мероприятий;
содействие развитию спорта высших достижений;
содействие развитию спортивной инфраструктуры.
Реализация мероприятий, в особенности в части развития детско-юношеского спорта, будет способствовать улучшению здоровья населения и соответственно снижению заболеваемости и смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
5.1.6. Поддержка семьи.
Политика района по поддержке семьи и семейных ценностей направлена на социальную поддержку многодетных семей, социальную поддержку семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов и т.д.
Направление по созданию благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, социальной поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предполагает следующие мероприятия:
- создание условий для выявления одаренных детей, социальной самореализации и профессионального самоопределения;
- развитие системы стимулирования одаренных (талантливых) детей, в том числе воспитывающихся в малообеспеченных семьях;
- оказание социальной поддержки многодетным семьям, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, создание необходимых условий для воспитания в семьях граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация в обществе;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение организации отдыха и оздоровления детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие специализированных видов отдыха.
Одним из приоритетных направлений муниципальной политики в социальной сфере является создание условий для предоставления инвалидам (всех возрастов) равного доступа к объектам транспортной, социальной инфраструктуры, объектам торговли, создание условий и равных возможностей на получение образования, услуг здравоохранения, занятий физической культурой и спортом, доступа к информационным образовательным ресурсам; содействие трудовой занятости инвалидов.
Муниципальной программой Гавриловского района "Доступная среда" предусмотрен ряд мероприятий, направленных на повышение качества жизни инвалидов, социальной адаптации и интеграции их в общество:
- организация культурно-досуговых мероприятий, посвященных Дню инвалида;
- проведение досуговых и оздоровительных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оборудование входных групп (пандусы, поручни) объектов социальной инфраструктуры.
5.1.7. Развитие рынка труда и содействие занятости населения.
Очевидно, что на первом месте по значимости для развития и регулирования рынка труда района годы стоит задача повышения "качества рабочей силы" и развития профессиональной мобильности населения, путем дальнейшего совершенствования системы профориентации и профессиональной подготовки.
В свою очередь, для эффективного содействия в трудоустройстве граждан, необходимы меры по повышению гибкости рынка труда. Этому будут способствовать мероприятия по стимулированию занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, по созданию условий для полноценной интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, по организации временной занятости для граждан, испытывающих трудности в поисках подходящей работы, проведение курсов по социальной адаптации безработных граждан.
К мероприятиям, которые также будут способствовать содействию занятости трудоспособного населения можно отнести:
- осуществление мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на территориальном (районном) рынке труда;
- обеспечение доступности информации о состоянии рынка труда;
- проведение "ярмарок вакансий" учебных и рабочих мест (выездных, специализированных) для различных категорий граждан;
- проведение мониторинга закрепляемости на рабочих местах (трудоустройства) безработных граждан после окончания профессионального обучения;
- проведение работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории района.
Мероприятия планируется проводить силами специалистов районного центра занятости населения и структурных подразделений администрации района.
Положительным экономическим результатом, которого можно добиться при реализации указанных и других мероприятий, можно считать перераспределение рабочей силы, с учетом сложившейся потребности в кадрах, организация профессиональной подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда, приобщение к труду подростков и закрепление на первых рабочих местах выпускников профессиональных учреждений, социальной интеграции инвалидов.
Кроме того, в период реализации Стратегии особое внимание будет уделяться созданию новых качественных рабочих мест, преимущественно, в рамках инвестиционных (инновационных) проектов, реализуемых в районе. Акцент желательно сделать на создание высокопроизводительных и достойно оплачиваемых рабочих мест.
Предполагается, что наибольшее число новых рабочих мест будет создано в сфере агропромышленного комплекса.
Также, администрацией района планируется дальнейшее осуществление мер дополнительной поддержки выпускников образовательных организаций, молодых специалистов в сфере образования путем компенсации выплат за коммунальные расходы, материальной поддержки молодым специалистам, проживающим в сельской местности на улучшение жилищных условий.
Работа в этом направлении будет осуществляться совместно с районным центром занятости населения, другими заинтересованными структурами.
5.1.8. Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Имеющиеся прогнозы развития демографической ситуации в Гавриловском районе показывают, что основным источником ее оптимизации является наряду с обеспечением снижения оттока рабочей силы (прежде всего квалифицированной) стимулирование трудовой миграции. Это требует разработки мероприятий, имеющих своей целью создание сбалансированной системы привлечения и удержания миграционного потока, отвечающего заданным характеристикам: квалификационным, образовательным, половозрастным, социокультурным.
В целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, увеличения числа квалифицированных специалистов, оптимизации системы расселения, увеличения миграционного притока населения в район, в 2013 году была принята муниципальная программа Гавриловского района "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом". Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, граждан бывшего СССР, проживающих за рубежом, с потребностями социально-экономического развития района.
В рамках программы запланированы мероприятия по содействию жилищному обустройству участников программы, оказанию им помощи в подборе места работы, учебы, социальной и информационной поддержки.
5.1.9. Развитие жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Создание современных и комфортных жилищных условий для населения, обеспечение жителей качественным и одновременно доступным жильем является необходимым условием для роста качества жизни и уровня благополучия населения, развития значительного числа отраслей экономики, в т.ч. индустрии строительных материалов, снижения социальной напряженности, творческой и инновационной среды, притока в район граждан из других субъектов Российской Федерации, соотечественников, трудовых мигрантов.
Решение данной задачи включает следующие направления деятельности:
- увеличения объемов жилищного строительства, в т.ч. индивидуального;
- выполнение плановых (по году) показателей по вводу жилья на территории района;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (многодетные семьи, ветераны ВОВ, боевых действий, инвалиды, сироты и др.);
- подбор земельных участков в границах района для комплексной жилищной застройки;
- обустройство участков всей необходимой инженерной инфраструктурой;
- дальнейшее развитие индустрии строительных материалов и конструкций;
- организация новых производств.
В рамках направления по строительству нового жилья на территории района в период действия Стратегии предполагается освоение территории под индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии со Стратегией предполагается, что среднегодовые значения по объемам ввода жилья в районе планируются на уровне 5 тыс. кв.м с незначительным отклонением в обе стороны.
Важной задачей становится сокращение сроков получения разрешений на строительство жилых объектов, сроков строительства самого жилья, широкое использование в процессе строительства функциональных, долговечных, ресурсосберегающих, экологичных материалов и технологий. Строительство зданий должно вестись как по типовым, так и по индивидуальным проектам, в т.ч. с учетом уже имеющейся (сложившейся) архитектуры строений.
В рамках развития жилищно-коммунального хозяйства предполагается реализация мероприятий по улучшению качества предоставления услуг населению в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, сбор и утилизации твердых бытовых отходов, поддержание надлежащего санитарно-гигиенического состояния жилья, проведение мероприятий в сфере энергосбережения, повышение конкуренции на рынке данных услуг. Важной задачей становится самоорганизация граждан при решении проблем жилищно-коммунальной сферы. Это особенно актуально для тех из них, кто проживает в многоквартирных жилых домах. Необходимо стимулировать процесс создания товариществ собственников жилья, эффективных управляющих компаний.
Решение названных задач в Гавриловском районе обусловлено развитием совместных действий муниципалитета, предприятий ЖКХ по структурному изменению деятельности, решением организационных вопросов, развитием предпринимательства в сфере ЖКХ.
Мероприятия, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления, обеспечение финансовой поддержки мероприятий по модернизации объектов ЖКХ, а также привлечение инвестиций, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой новые и модернизируемые жилищные объекты, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.
Реализация мероприятий в данном направлении должна проводиться в рамках муниципальных программ Гавриловского района.
Ключевой целью является выработка положений по совершенствованию системы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне для повышения эффективности его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить особенности управления в коммунальной сфере;
- выявить резервы повышения эффективности функционирования ЖКХ на основе развития различных форм собственности, предпринимательства, конкуренции;
- проанализировать организационно-экономическую ситуацию, складывающуюся в ЖКХ в настоящее время на муниципальном уровне.
Целью совершенствования управления ЖКХ является создание условий для приведения жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания гражданам.
5.1.10. Обеспечение благоприятной окружающей среды.
Достижение цели сохранения благоприятной окружающей среды реализуется через несколько приоритетных направлений:
- регулирование качества окружающей среды;
- улучшение обращения с твердыми бытовыми отходами в Гавриловском районе;
- развитие водохозяйственного комплекса района.
В рамках направления по регулированию качества окружающей среды реализуется комплекс мер, включающий:
- меры по охране земельных ресурсов (обращение с отходами производства и потребления);
- меры по охране атмосферного воздуха (снижение загрязнения атмосферного воздуха);
- повышение уровня экологических знаний и экологической культуры всех категорий населения Бондарского района.
В рамках приоритета по улучшению обращения с твердыми бытовыми отходами в районе предполагается проведение следующих групп мероприятий:
- санитарного оздоровления территории, ликвидация стихийных свалок и вывоз отходов на полигон по захоронению ТБО;
- совершенствование инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, увеличить охват организованным сбором и вывозом отходов, в общей численности населения до 100%;
- развитие системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов в сельских населенных пунктах района.
Приоритет развития водохозяйственного комплекса направлен на обеспечение населения и предприятий района качественными водными ресурсами на долгосрочную перспективу. Реализация приоритета включает следующие группы мероприятий:
- осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия;
- обеспечение мониторинга водных объектов на территории района.
Достижение намеченных целей в ходе выполнения мероприятий позволит снизить отрицательное влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду, улучшить экологическую обстановку, создать более комфортные условия для проживания населения.
5.1.11. Повышение уровня безопасности населения.
Приоритетным направлением деятельности по обеспечению безопасности населения в условиях роста природных и техногенных рисков становится комплекс мероприятий по совершенствованию организации сил ликвидации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров, обеспечения безопасности на водных объектах в соответствии с муниципальной программой "Обеспечение безопасности населения Гавриловского района, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности".
Группа мероприятий включает работу по модернизации материально-технического обеспечения систем ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствованию системы подготовки лиц, действующих в условиях чрезвычайных ситуаций, развитие систем оповещения, проведение информационной и разъяснительной работы по предотвращению негативных последствий чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, к данному направлению относится комплекс профилактических мер по предотвращению правонарушений, терроризма и экстремизма на территории муниципального района, меры по повышению безопасности дорожного движения.
5.2. Мероприятия по реализации цели:
"Инновационное развитие и модернизация экономики"
Достижение стратегической цели "Инновационное развитие и модернизация экономики" требует реализации нескольких приоритетных мероприятий:
1. Формирование благоприятного инвестиционного климата.
2. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности.
3. Эффективное и устойчивое развитие агропромышленного комплекса.
4. Развитие туризма.
5. Развитие малого и среднего предпринимательства.
6. Развитие информационного общества.
7. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
5.2.1. Формирование благоприятного инвестиционного климата.
Достижение поставленной задачи возможно только путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объемы и темпы роста инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования), состояние инженерно-коммунальной инфраструктуры района являются важными индикаторами инвестиционной привлекательности муниципального образования. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономического росту, увеличению количества рабочих мест и повышению качества жизни населения.
Основными мероприятиями по повышению инвестиционной привлекательности Гавриловского района на среднесрочную перспективу являются:
грамотное и рациональное использование конкурентных преимуществ муниципального района в качестве инструментов привлечения инвестиций (транспортная доступность, географическое положение, наличие плодородных почв, человеческий потенциал и пр.);
устранение административных барьеров для "вхождения" в бизнес (организации нового дела) путем формирования эффективной законодательной базы (различного уровня), обеспечивающей поддержку и права инвесторов, в соответствии с которой на региональном уровне предоставляются налоговые льготы, субсидии и другие меры государственной поддержки;
поддержание низкого уровня риска инвестирования;
привлечение инвестиций в строительный сектор за счет роста объемов жилищного строительства, в т.ч. в рамках мероприятий муниципальных, региональных программ поддержки многодетных семей и отдельных категорий граждан (выделение бесплатных земельных участков в целях жилищного строительства, льготное кредитование);
дальнейшее развитие муниципально-частного партнерства, организация его новых форм;
составление и актуализация инвестиционного паспорта Гавриловского района;
формирование и ведение реестра земельных участков (с указанием точек возможного подключения к объектам инфраструктуры) для реализации потенциальных инвестиционных проектов в различных отраслях деятельности;
информационная и консультационная поддержка инвестиционной деятельности, размещение информации по данному вопросу на официальном сайте администрации района;
формирование и поддержание в актуализированном состоянии "базы" инвестиционных проектов;
сопровождение проектов в рамках полномочий и ресурсов района;
оказание содействия предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям района в участии в мероприятиях областных программ, касающихся развития малого и среднего предпринимательства;
организация семинаров, рабочих встреч, конференций, "круглых столов" и т.п. с участием представителей бизнес-структур района, кредитно-финансовых организаций, органов исполнительной власти регионального и федерального уровней, общественных организаций, "институтов развития".
Инвестиционный Паспорт и реестр инвестиционных площадок муниципального образования размещены на официальном сайте администрации Гавриловского района: http://r51.tmbreg.ru/ (актуализация информации осуществляется не реже 2 раз в год).
В целях прямой связи потенциальных инвесторов и руководства администрации района на официальном сайте администрации Гавриловского района размещена необходимая контактная информация. Кроме того, можно обратиться к главе района с вопросом об организации того или иного нового производства.
В районе определен "инвестиционный уполномоченный" - должностное лицо на уровне заместителя главы администрации района. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с потенциальными инвесторами по вопросам оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов; принимает участие в переговорах с потенциальными инвесторами.
Следует отметить, что вопрос формирования благоприятного "инвестиционного климата" на территории Гавриловского района является комплексным и в значительной степени зависит, как от действия региональных властей (в т.ч. нормативно-правовой базы, развитой инженерной, транспортной инфраструктуры), так и от общего "инвестиционного имиджа" (рейтинга) субъекта Российской Федерации в масштабах страны.
5.2.2. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности.
Важнейшая задача, стоящая перед администрацией Гавриловского района - это достижение устойчивой стабильности и последующего развития промышленного производства, улучшение на этой основе социально-экономических условий жизни населения района. Для ее решения на уровне муниципального образования нужна активная "промышленная политика", направленная на взаимодействие всех уровней управления, промышленных предприятий, финансовых структур, научных и общественных организаций по эффективному использованию промышленного, научно-технического и ресурсного потенциала, обеспечивающая экономическую поддержку товаропроизводителей. Именно промышленный комплекс наряду с сельским хозяйством должен являться ядром экономики района, обеспечивающим стабильное функционирование всего районного хозяйства.
В целях содействия развитию промышленного комплекса района и повышения его конкурентоспособности необходимо:
обеспечить эксплуатацию (содержание) инженерной инфраструктуры района в надлежащем виде;
иметь перспективное видение ее (инфраструктуры) развития;
содействовать модернизации и расширению мощностей действующих производств путем включения хозяйствующих субъектов в региональные программы (программные мероприятия);
в рамках имеющихся полномочий оказывать содействие в реализации и продвижении основной (добавочной) продукции организаций;
содействовать внедрению в производство новых эффективных технологий, процессов, методов ведения производства, освоению конкурентоспособных видов продукции, повышению производительности труда, мероприятий по снижению энерго- и материалоемкости производимой продукции;
содействовать привлечению финансовых ресурсов в производственно-хозяйственную деятельность предприятий (организаций).
Расширение производства - это планомерный ежегодный процесс обновления основных фондов, вложения инвестиций в материальные и нематериальные активы, ввод новых производственных мощностей, процесс замены и усовершенствования технологического оборудования, повышение качества выпускаемой продукции.
Немаловажную роль в развитии промышленного комплекса района имеют различные формы государственной поддержки на областном и муниципальном уровнях: поддержка инвестиционной деятельности, предоставление государственных гарантий, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по привлекаемым кредитам (краткосрочным, инвестиционным и т.п.), предоставление поручительств по обязательствам, субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования и т.п.
Необходимо не только прилагать усилия к развитию и расширению действующих видов производства, но и осваивать новые перспективные направления, рынки. Для этого необходимо проводить консультации с бизнес-сообществом, учреждениями высшего профессионального образования, научно-исследовательскими институтами; готовить кадры под будущие направления, специальности и профессии; выделять земельные участки для целей перевода их в категорию "земель промышленного назначения".
Особую роль необходимо отводить практической реализации тех или иных инвестиционных проектов, реализуемых в районе. Оказывать всяческое содействие этому процессу. Именно здесь создаются новые рабочие места, используются современные технологии и оборудование, производится новая или с улучшенными качественными, техническими характеристиками продукция.
Перечень реализованных и реализуемых инвестиционных проектов, а также планируемых в краткосрочной перспективе к реализации на территории Гавриловского района приведен в Приложении N 3 Стратегии.
5.2.3. Эффективное и устойчивое развитие агропромышленного комплекса.
Для достижения цели: упрочнение позиций района, как одного из лидирующих муниципальных образований области в сфере сельского хозяйства, необходимо решение комплекса задач и осуществление ряда системных мероприятий, направленных на модернизацию и развитие аграрно-промышленного комплекса в целом, а также его отдельных звеньев - сельскохозяйственного производства и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию.
В рамках реализации основных направлений развития агропромышленного комплекса (АПК) утверждена и реализуется муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Гавриловского района". Одновременно хотелось подчеркнуть, что финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств федерального и регионального бюджетов осуществляется по линии управления сельского хозяйства Тамбовской области.
Приоритетное направление включает несколько групп мероприятий, связанных с решением основных проблем в отрасли:
бережное и одновременно эффективное ведение сельскохозяйственного производства;
поддержание (повышение) плодородия почв;
повышение эффективности функционирования отраслей сельского хозяйства; доходов организаций АПК;
повышение числа прибыльных организаций АПК района от их общего числа;
развитие логистических функций (составляющей), связанных с начальной переработкой, хранением и транспортировкой сельскохозяйственной продукции;
глубокая переработка сельскохозяйственной продукции на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности;
формирование большей добавленной стоимости;
развитие малых форм хозяйствования в сельскохозяйственном производстве;
развитие сферы услуг и сервисной деятельности в области аграрного производства;
развитие системы горизонтальной кооперации, выстраивание "экономических цепочек" между сельскохозяйственными производителями и предприятиями переработки;
техническая и технологическая модернизация организаций АПК;
развитие АПК с элементами новаций (биотехнологии, ресурсосберегающие и т.п.).
В целях решения существующих проблем в АПК Гавриловского района выделены приоритетные направления:
развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;
развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;
поддержка малых форм хозяйствования в АПК;
техническая и технологическая модернизация АПК; развитие сельскохозяйственного производства с элементами новаций.
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
Реализация данного приоритетного направления предусматривает решение вопросов повышения эффективности отраслей растениеводства, а также развитие логистических функций, связанных с начальной обработкой, хранением и транспортировкой сельскохозяйственной продукции.
В рамках данного направления к реализации намечены следующие мероприятия:
поддержка плодородия почв;
развитие элитного семеноводства;
развитие садоводства, поддержка мероприятий по раскорчевке, закладке и ухода за многолетними насаждениями;
борьба с опасными вредителями и вредителями, имеющими массовое распространение;
организация и проведение фитосанитарных (при необходимости карантинных) мероприятий;
государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства (в т.ч. на период весенних полевых работ, уборочных мероприятий);
управление рисками в подотраслях растениеводства;
развитие системы и упрощение условий страхования посевов;
поддержка доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в участии в государственных закупочных и товарных интервенциях;
в аукционах на поставку зерна внутри Российской Федерации, страны ближнего (дальнего) зарубежья;
развитие систем мелиорации сельскохозяйственных земель;
развитие овощеводства открытого и защищенного (закрытого) грунта.
В рамках перечисленных мероприятий предусмотрены следующие проекты: развитие и совершенствование зернового хозяйства организаций АПК района (приобретение сельскохозяйственной техники, строительство складских помещений, элеваторных комплексов, установка сушильного оборудования, норий, транспортеров и т.п.); переработка фуражного зерна, зерна кукуруза на спирт (этиловый), получение белковых кормов (сухой гранулированной и порошкообразной барды), сивушных масел.
Увеличение мощностей по переработке семян подсолнечника и производство растительного масла.
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.
Дальнейшее развитие племенного, молочного животноводства;
увеличение объемов производства молока;
участники - сельскохозяйственные организации, занимающиеся разведением, содержанием молочного поголовья;
предупреждение распространения и ликвидация заболевания "африканской чумы" свиней (в случае необходимости);
развитие птицеводства, в т.ч. производство яиц, в целях улучшения функционального питания населения;
развитие мясного скотоводства;
организация убойного производства.
Развитие отрасли животноводства - это, прежде всего, постоянная занятость сельских жителей, источник их доходов. Кроме того, развитие отрасли неуклонно повлечет за собой развитие сопутствующих направлений, таких как, производство кормов (развитие комбикормовой отрасли).
Поддержка малых форм хозяйствования.
К категории мероприятий этого направления можно отнести следующие:
поддержка (в т.ч. грантовая) начинающих фермеров;
развитие семейных животноводческих ферм, в т.ч. на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
оказание содействия по оформлению земельных участков в собственность крестьянско-фермерских хозяйств;
государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования; повышение доступности лизинговых операций для КФХ;
применение специальных (льготных) налоговых режимов налогообложения в целях снижения налоговой нагрузки и упрощения ведения учета и отчетности;
государственная поддержка в виде предоставления субсидий в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, которые реализует Министерство экономического развития Российской Федерации и региональных программ по снижению напряженности на рынке труда;
предоставление поручительств региональных гарантийных фондов по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитно-финансовыми организациями;
государственная поддержка граждан, проживающих в сельской местности, (в т.ч. на улучшение жилищных условий);
поддержка в продвижении (реализации) сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ района;
развитие системы сельскохозяйственных потребительских (заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих, снабженческих и пр.) кооперативов, сельскохозяйственной кооперации.
Техническая и технологическая модернизация АПК.
К категории мероприятий этого направления можно отнести следующие:
реализация перспективных проектов в агропромышленном комплексе района, с применением современных энергосберегающих (в т.ч. "зеленых") технологий;
содействие в приобретении сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности техники, оборудования и пр.;
содействие к максимально широкому внедрению в сельском хозяйстве района интенсивных и ресурсосберегающих агротехнологий.
Дополнительно развитию отраслей сельского хозяйства будут способствовать развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям; проведение и участие в ежегодных мероприятиях по популяризации и информационному освещению деятельности сферы АПК района, области.
Реализация мероприятий по всем перечисленным ключевым направлениям развития агропромышленного комплекса муниципального образования позволит повысить обеспеченность (продовольственную безопасность) населения Сампурского района (области) основными продуктами питания за счет собственного производства, а также значительную часть произведенной продукции (мясо всех видов, молоко, сахар, подсолнечное масло, мука, картофель, овощи и др.) поставлять на розничные рынки и предприятия торговли Тамбовской области, других субъектов Российской Федерации.
5.2.4. Развитие туризма.
Туризм представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование ресурсов историко-культурного и природного наследия, традиций. Правильно спланированный и рационально организованный туризм является особым и очень эффективным видом экспорта, не требующим вывоза материальных и природных богатств, на месте представляющим потребителю услуги.
Направление реализуется с целью формирования в районе туристской отрасли в качестве одной из отраслей экономики, которая обеспечит удовлетворение потребностей в туристских услугах, а также внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие района за счет притока инвестиций, наращивания спроса на инновации, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природно-ландшафтного наследия.
Направление включает в себя комплекс мероприятий:
- развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма, создание условий для развития туристических зон на территории района с целью повышения конкурентоспособности района на внутреннем и межрегиональном уровне;
- осуществление сотрудничества с соседними районами и областями с целью создания межрегиональных туристских маршрутов;
- развитие различных видов туризма, таких как: событийный, рекреационный и познавательный, паломнический, спортивно-оздоровительный, сельский (экотуризм);
- создание современной системы рекламно-информационной деятельности в сфере туризма, направленной на формирование имиджа района как благоприятной туристской зоны.
5.2.5. Развитие малого и среднего предпринимательства.
С каждым годом становится все более весомым вклад малого и среднего предпринимательства в решение вопросов социально-экономического развития Гавриловского района. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малый и средний бизнес обеспечивает частичное решение проблемы занятости населения, насыщения рынка товарами и услугами, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.
Развитие малого и среднего бизнеса в районе является стратегическим приоритетом, определяющим устойчивое развитие экономики района, и, наоборот, свертывание малых и средних предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики администрации Бондарского района.
Мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в районе можно условно разделить на пять разделов, характеризующих основные направления поддержки бизнеса.
Первый раздел содержит мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно оказание единовременной финансовой помощи безработным гражданам при регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, организации собственного дела. Данный вид поддержки осуществляется на конкурсной основе по линии Центра занятости населения.
Второй раздел включает оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи во владение муниципального имущества Гавриловского района (здания, строения и пр.) свободного от права третьих лиц, на льготных условиях.
Третий раздел содержит мероприятия по мониторингу и актуализации нормативной правовой базы, оказание информационной, методической поддержки, консультационных услуг по вопросам организации самозанятости, налогообложения, правовой защиты субъектов малого и среднего предпринимательства.
Четвертый раздел предусматривает реализацию ряда мероприятий по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности, широкому вовлечению в организацию собственного дела активных граждан (организация районных конкурсов, ярмарок, "круглых столов", семинаров, конференций для субъектов предпринимательства).
Пятый раздел нацелен на совершенствование систем налогообложения малого и среднего предпринимательства, включает проведение мониторинга эффективности применения специальных налоговых режимов и при необходимости разработку нормативных правовых актов по их регулированию.
Работа по развитию малого и среднего предпринимательства будет продолжена в рамках муниципальной программы Гавриловского района "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В целом же процесс развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального района во многом зависит от той политики, которую проводят в этом вопросе Правительство Российской Федерации, профильные министерства (Минэкономразвития России) и ведомства, Федеральная налоговая служба России, контрольно-надзорные органы. В настоящее время есть четкая установка руководства страны, региона на максимально широкий диалог и установление государственно-частного партнерства с представителями бизнес-сообщества.
В ходе практической реализации мероприятий вышеуказанных разделов, предполагается, что целевые показатели, характеризующие состояние и развитие малого и среднего предпринимательства (численность субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, оборот продукции и услуг, производимой и оказываемых малым и средним бизнесом, численность наемных работников у субъектов малого и среднего предпринимательства, средний уровень заработной платы, величина налоговых отчислений в бюджеты всех уровней от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства) будут иметь долгосрочную положительную динамику (тенденцию к росту).
Будет проводиться работа по сокращению административных барьеров при реализации разрешительных процедур. Это мероприятие направлено на уменьшение всех препятствий для предприятий, а также на улучшение условий функционирования рынков и увеличение доверия сектору малого и среднего предпринимательства.
Продолжится работа по развитию местных товаропроизводителей, продвижению их продукции, как в местные, так и областные торговые сети. Данное мероприятие позволит модернизироваться имеющимся в районе предприятиям, а также создать дополнительные рабочие места.
Намеченные мероприятия положительно скажутся на развитии малого бизнеса, что в свою очередь позволит обеспечить наполняемость бюджета, создать дополнительные рабочие места и повысить социально-экономическое развитие района.
5.2.6. Развитие информационного общества.
Информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан. Целью Стратегии развития информационного общества является создание условий для формирования в районе общества знаний. Стратегия призвана способствовать обеспечению следующих национальных интересов:
- развитие человеческого потенциала;
- обеспечение безопасности граждан;
- повышение роли района в гуманитарном и культурном пространстве;
- развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов местного самоуправления;
- развитие экономики и социальной сферы.
Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации следующих приоритетов:
- формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
- развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры;
- создание и применение информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
- формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
- обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
В целях развития информационного общества государством создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства.
Целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, являются обеспечение прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора. Для формирования информационного пространства знаний необходимо:
- проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан;
- проводить мероприятия по сохранению культуры;
- обеспечить совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;
- использовать и развивать различные образовательные технологии, электронное обучение, при реализации образовательных программ;
- реализовывать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры;
- совершенствовать механизмы ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено федеральным законам, и ее удаления.
5.2.7. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры является необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития района. В целях выполнения поставленной задачи планируется выполнение мероприятий по следующим направлениям:
1. Модернизация системы теплоснабжения:
строительство современных высокотехнологичных газовых котельных (в т.ч. модульного типа);
реконструкция действующих газовых котельных с использованием энергоэффективного оборудования и технологий;
реконструкция тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий.
2. Модернизация системы водоснабжения и водоотведения:
строительство, реконструкция и модернизация систем водоснабжения, водоотведения;
реконструкция действующих водозаборных скважин и водонапорных башен;
строительство новых и реконструкция действующих водопроводных сетей;
строительство станций обезжелезивания;
строительство и реконструкция канализационных сетей (коллекторов);
3. Газификация населенных пунктов:
строительство уличных газопроводов низкого давления;
строительство межпоселковых газопроводов среднего и высокого давления.
Выполнение данных мероприятий реализуется через муниципальные программы Гавриловского района: "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан района", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства".
Последующее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры Гавриловского района должно, в конечном итоге, привести к повышению конкурентоспособности экономики территории, инвестиционной привлекательности, качеству жизни населения; стать предпосылками организации новых производств в районе.
5.3. Мероприятия по реализации цели:
"Повышение качества муниципального управления"
5.3.1. Совершенствование управления муниципальными финансами.
Эффективное и ответственное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, развития социальной сферы, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Гавриловского района.
Повышение качества управления общественными финансами достигается за счет решения следующих основных задач:
обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Гавриловского района;
повышения эффективности управления муниципальным долгом Гавриловского района;
создания условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и по обеспечению оказания муниципальных услуг;
создания механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышения прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
внедрения современных методов и технологий управления муниципальными финансами;
развития системы муниципального финансового контроля;
повышения эффективности межбюджетных трансфертов.
Реализация перечисленных задач будет осуществляться через муниципальную программу района "Эффективное управление финансами и оптимизация муниципального долга".
5.3.2. Развитие системы стратегического управления социально-экономическим развитием района.
Стратегическое управление муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Эффективное управление стратегически значимыми процессами в экономике и социальной сфере является ключевым условием реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Документы стратегического планирования Сампурского района можно разделить на документы первого и второго уровня.
Документом первого уровня стратегического планирования является настоящая Стратегия социально-экономического развития Гавриловского района на период до 2035 года годы и План мероприятий по реализации Стратегии.
При разработке данных документов учитывался принцип иерархичности: долгосрочные цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития района, согласованы с приоритетами и целями социально-экономического развития Тамбовской области и Российской Федерации.
К документам второго уровня относятся муниципальные программы Гавриловского района. Все программы являются долгосрочными. В программах заложена положительная динамика целевых индикаторов, в т.ч. связанных с реализацией "майских" Указов Президента Российской Федерации.
Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития, являются: ежегодный отчет главы района о результатах деятельности администрации района, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ.
5.3.3. Совершенствование муниципального управления.
Система качественного муниципального управления, включает мероприятия по финансовому, материально-техническому, информационному и организационно-правовому обеспечению процесса муниципального управления.
Основные мероприятия по совершенствованию муниципального управления можно условно разделить по следующим направлениям:
внедрение современных информационных технологий в сфере муниципального управления (повышение эффективности использования программного обеспечения и увеличения доли документов, хранимых в электронном виде, увеличение доступности для пользователей системы электронного межведомственного взаимодействия - "Система исполнения регламентов СМЭВ и др.);
совершенствование системы предоставления муниципальных услуг (создание и развитие сети "окон" МФЦ предоставления муниципальных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде и др.);
обеспечение открытости и доступности информации о деятельности администрации Гавриловский района (функционирование официального сайта администрации района, регулярное обновление информации, размещение нормативно-правовых актов, подготовка и размещение информационных материалов в печатных СМИ и пр.);
организация муниципального контроля на территории района (совершенствование нормативной правовой базы организации и проведения муниципального контроля, своевременная организация и проведение мероприятий по муниципальному контролю, организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности).
Проведение работы по всем вышеперечисленным направлениям позволит повысить эффективность деятельности администрации Гавриловский района, улучшить качество исполнения своих полномочий, что в дальнейшем приведет к росту доверия к власти, совместному решению проблем социально-экономического развития района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.