Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Стратегические цели и направления социально-экономического развития Гавриловского района
3.1. Обоснование конкурентных возможностей Гавриловского района
Стратегический план социально-экономического развития Гавриловского района предполагает учет специфики района и основан на выявлении потенциальных возможностей и объективно сложившихся ограничений и препятствий, характерных для района, а также определения как благоприятных, так и неблагоприятных внешних воздействий, которые могут повлиять на ситуацию в районе ("возможности" и "угрозы"). Этот процесс базируется на методологической основе SWOT-анализа, которая позволяет выделить задачи развития и, следовательно, определить необходимые и доступные средства и инструменты, то есть сформулировать районные стратегические приоритеты в целях оптимизации распределения ресурсов и создания социально-экономического и бюджетного эффекта от реализации мероприятий по достижению стратегических целей.
Оценка сложившейся ситуации
N |
Факторы |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. |
Демографическая ситуация, уровень жизни населения, наличие трудовых ресурсов |
- повышение уровня рождаемости; - сокращение темпов общей смертности населения; - низкий средний уровень заработной платы при удовлетворительной квалификации трудовых ресурсов обеспечивает значительный потенциал для развития трудозатратных отраслей производства и сферы услуг; - рост номинальной заработной платы во всех отраслях экономики; - отсутствие задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях; - возможность получения дополнительных доходов в натуральной форме от ведения личного подсобного хозяйства; - предоставление мер господдержки для организации самозанятости населения |
- стабильное сокращение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли ограничивает трудоресурсный потенциал района, снижает объем внутреннего рынка, повышает общий уровень демографической нагрузки; - значительный удельный вес населения пенсионного возраста; - трудности с трудоустройством, особенно в сельской местности; - отставание уровня средней заработной платы от среднеобластного показателя; - низкий уровень жизни в регионе, препятствующий притоку квалифицированных мигрантов; - невостребованность части подготовленных специалистов на рынке труда района; - высокий удельный вес занятых ведением домашнего хозяйства с целью производства товаров и услуг для личных нужд |
2. |
Природно-сырьевой потенциал |
Благоприятный климат для сельскохозяйственного производства; - наличие черноземов; - наличие запасов общераспространенных полезных ископаемых для производства строительных материалов (глины, песка); - обеспеченность водными ресурсами |
- недостаточная изученность и освоенность полезных ископаемых; - ограниченность видов полезных ископаемых; - низкая эффективность использования водных ресурсов, пастбищ в экономике района |
3. |
Экономический потенциал и инвестиционные ресурсы |
- развитая система оказания финансово-кредитных услуг; - наличие конкурентоспособного среднего промышленного предприятия в обрабатывающей сфере; - значительный производственный потенциал в аграрной сфере. Высокий потенциал интенсификации сельскохозяйственного производства. Достаточная сырьевая база для развития животноводства. Наличие сырья для развития перерабатывающей промышленности. - наличие крупных и средних сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств; - наличие месторождений полезных ископаемых - глины, песка; - рост объема инвестиций в основной капитал крупных, средних и малых предприятий; - наличие земельных ресурсов для промышленного и иного использования; - наличие свободных трудовых ресурсов |
- невысокая инновационная и инвестиционная активность хозяйствующих субъектов на территории муниципального района; - значительный износ основных производственных фондов; - необходимость модернизации существующих промышленных производств; - недостаточный уровень развития животноводства; - низкая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции из-за технологического и технического отставания отдельных товаропроизводителей |
4. |
Состояние транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства |
- По территории района проходят автодороги регионального значения; - наличие разветвленной сети автомобильных дорог с твердым покрытием; - организовано автомобильное, автобусное транспортное сообщение с областным центром; - охват жителей населенных пунктов района транспортным сообщением с районным центром; - спектр услуг, оказываемых предприятиями в сфере ЖКХ; - полная газификация населенных пунктов района; - активное решение вопросов по улучшению обеспечения населения качественной питьевой водой, строительство и реконструкция водопроводных сетей в населенных пунктах; - организация системы централизованного сбора и вывоза ТКО; - принятие и реализация комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры поселений; - активное участие в реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов |
- высокий износ дорожного покрытия на отдельных участках автодорог; - необходимость проведения капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения; - высокая изношенность инженерных коммуникаций в ЖКХ; - низкий уровень внедрения новых технологий, энерго- и ресурсосберегающих технологий; - отсутствие производственных мощностей по утилизации бытовых отходов; - проблема содержания бесхозяйных инженерных коммуникаций; - зависимость финансового состояния предприятий ЖКХ от платежеспособности населения; - значительные объемы накопленной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ; - нехватка спецтехники для проведения работ по благоустройству населенных пунктов; - недостаточное финансирование мероприятий по благоустройству в сельских населенных пунктах |
5. |
Развитие социальной сферы |
- Развитая лечебная сеть, обеспечивающая оказание необходимой медицинской помощи населению; - доступность медицинской помощи; - развитая сеть образовательных школьных и дошкольных учреждений, доступность образовательных услуг; - реализация образовательных стандартов во всех типах образовательных учреждений; - наращивание темпов модернизации системы образования; - сеть клубных учреждений, позволяющих организовать досуг граждан и обеспечить свободный доступ населения к информации; - сохранение и развитие национальных традиций территории; - наличие спортивной базы |
- Недостаточная обеспеченность квалифицированными врачебными кадрами и средним медицинским персоналом; - недостаточное материально-техническое обеспечение лечебных учреждений района современным медицинским оборудованием; - нехватка педагогических кадров узкой специализации, особенно на селе; - рост среднего возраста учителей, увеличение числа учителей пенсионного возраста; - необходимость проведения капитального ремонта объектов дошкольного образования; - большинство клубных учреждений требуют капитального ремонта; - отставание материально-технической базы сельских учреждений культуры от современных стандартов (отсутствие в большинстве сельских библиотек и Домах культуры видео- и аудиотехники, компьютерного оборудования); - снижение посещаемости библиотек населением; - невысокая доля населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом; - недостаточное развитие спорта в ряде поселений |
6. |
Экологическая обстановка |
- Уровень выбросов в атмосферу не превышает ПДК установленных нормативов; - проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, хозяйствующими субъектами района; - организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов |
- отсутствие эффективной очистки газовых составляющих в выбросах вредных веществ в атмосферу; - отсутствие централизованной канализационной сети для населения и других потребителей; - отсутствие предприятий по переработки твердых бытовых отходов |
Оценка развития ситуации
N |
Процессы |
Возможности |
Опасности |
|
Демографические |
- принятие реальных мер по улучшению демографической политики на федеральном уровне; - стабильно развивающаяся экономика муниципального района способна обеспечить стабилизацию демографической ситуации; - проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, травматизма, борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией; - повышение качества оказываемых услуг дошкольными учреждениями; - создание новых производств, развитие существующих предприятий с целью создания новых рабочих мест; - развитие малого и среднего предпринимательства для занятий индивидуальным трудом |
- сокращение численности населения вызовет дефицит рабочей силы; - процесс старения населения предопределяет увеличение расходов на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание, увеличение нагрузки на работающие предприятия; - ухудшение материальных условий жизни населения; - существенный рост цен на социально значимые товары, услуги; - снижение темпов развития экономики района; - увеличение числа безработных; - рост налоговых платежей субъектов малого бизнеса приводит к сокращению занятых и переводу заработной платы в "тень" |
2. |
Экономические |
- улучшение качества и конкурентоспособности продукции в связи с проводимыми мероприятиями по модернизации и техническому перевооружению ведущих сельскохозяйственных и промышленных предприятий муниципального района; - наращивание потенциала перерабатывающей промышленности за счет привлечения внешних инвестиций в отрасль и достраивания технологических цепочек; - увеличение посевных площадей под возделывание сахарной свеклы за счет внедрения и развития современных технологий; - расширение рынка сбыта продукции местных товаропроизводителей |
- снижение объема инвестиций, ухудшение инвестиционного климата; - снижение налогового потенциала, бюджетной обеспеченности, налоговой и экономической базы района; - низкий удельный вес собственных доходов бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней; - рост доли импортной продукции в структуре продаж на территории района; - неконкурентоспособность предприятия перерабатывающей промышленности в случае повышения цен на энергоносители до уровня мировых; - зависимость сельскохозяйственного производства от природных факторов; - вывоз сырья на доработку за пределы района в связи с отсутствием конкурентоспособных производств на территории района; - низкий уровень менеджмента на предприятиях; - потеря квалификации трудоспособного населения; - прогрессирующее нежелание населения работать в отраслях реального сектора экономики создает угрозу для инновационного развития, реализации инвестиционных проектов, требующих привлечения сравнительно квалифицированных трудовых ресурсов; - угроза снижения уровня государственной поддержки АПК не позволит в полном объеме реализовать инвестиционную программу развития АПК, приведет к снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей на общероссийском рынке, в особенности в отраслях животноводства; - угроза усиления экологических рисков |
3. |
Инфраструктурные |
- Улучшение качества автомобильных дорог; - упорядочение маршрутов пассажирских перевозок; - обеспечение перевозок пассажиров малочисленных населенных пунктов; - обустройство транспортной инфраструктуры с использованием ресурсов малого бизнеса, работающего в районе; - проведение мероприятий по реформированию ЖКХ; - расширение конкуренции в жилищно-коммунальной сфере; строительство и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры |
- Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям экономики; - сокращение регулярного автобусного сообщения малочисленных населенных пунктов; - рост цен на ГСМ, рост тарифов на пассажирские перевозки; - рост тарифов на теплоэнергоресурсы; - падение платежеспособности населения и предприятий, рост задолженности по оплате услуг ЖКХ; - возможность банкротства предприятий ЖКХ; - отсутствие необходимой техники не позволяет делать полный комплекс работ в соответствии с техническими регламентами |
4. |
Экологические |
- Увеличение инвестиций в охрану окружающей среды (бюджетные средства и собственные средства предприятий); - проведение энергосберегающих мероприятий, сокращение удельного расхода электроэнергии, газа и воды на единицу выпускаемой продукции; - экологически безопасное размещение производительных сил; - рациональное использование природных ресурсов, проведение рекультивации земель; - развитие туристической деятельности |
- Ухудшение экологической ситуации в связи с увеличением количества автотранспорта, ростом интенсивности движения автотранспорта; - увеличение выбросов загрязняющих веществ в связи с развитием промышленного и сельскохозяйственного производства; - отсутствие средств на проведение природоохранных мероприятий |
5. |
Межтерриториальные |
- Развитие сотрудничества с соседними регионами в сфере развития кооперации по переработке сельскохозяйственной продукции |
- Снижение деловой активности с соседними территориями |
Матрица SWOT-анализа
Матрица Стратегии | ||
|
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Возможности (О) |
Использование сильных сторон для извлечения максимальной выгоды из представившихся возможностей Стратегия O-S: МАКСИ-МАКСИ Инновационный сценарий |
Устранение слабых сторон с использованием представившихся возможностей
Стратегия (O-W): МИНИ-МАКСИ Инвестиционно-промышленный сценарий |
Угрозы (T) |
Использование сильных сторон для нейтрализации угроз Стратегия (T-S): МАКСИ-МИНИ |
Минимизация слабых сторон для нейтрализации угроз Стратегия (T-W): МИНИ-МИНИ Инерционный сценарий |
Обобщение результатов оценки конкурентоспособности района и SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы.
Ресурсные конкурентные преимущества района достаточно высоки, однако степень их использования пока недостаточна. Поэтому необходимо развивать условия использования ресурсного потенциала и, в первую очередь, совершенствовать базовую и технологическую инфраструктуру. Относительно невысокий уровень жизни и негативные демографические тенденции в ближайшем будущем будут выступать в качестве ограничений экономического роста района.
Стабилизация демографической ситуации видится одним из главных путей повышения трудового потенциала района. Таким образом, в целом конкурентные преимущества района являются весьма существенными, однако эффективность использования многих из них недостаточна.
3.2. Миссия, стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития Гавриловского района
Выбор целевого стратегического сценария позволяет обоснованно сформулировать ключевую цель и идеологию социально-экономического развития Гавриловского района, разработать систему приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов местного самоуправления, бизнес-сообщества.
Миссия Гавриловского района - "Гавриловский район - район комфортный для жизни населения, привлекательный для бизнеса и инвестиций, конкурентоспособный район".
Из миссии следует, что главной стратегической целью является становление Гавриловского района к 2035 году как одного из ведущих аграрно-промышленных районов Тамбовской области, привлекательного и комфортного для жизни населения.
Стратегические цели и задачи развития сформулированы в Указе Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Главная стратегическая цель задает общий вектор развития, который предполагает:
1. изменение места района в экономике области;
2. акцентирование внимания органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, всего населения района на содействии переходу экономики к инновационному пути развития;
3. усиление значимости социально-экономической среды, обеспечивающей привлекательность района для населения и ведения бизнеса.
Главная цель района предполагает достижение частных целей, определяемых конкурентными преимуществами района, необходимостью эффективного преодоления и использования внешних вызовов и угроз современного экономического развития.
Стратегические цели социально-экономического развития Гавриловского района:
1. Достижение высокого, отвечающего современным требованиям уровня и качества жизни населения, преодоление негативных демографических тенденций.
2. Создание потенциала будущего развития - формирование эффективной инновационной активной экономики и отвечающего ее требованиям кадрового потенциала.
3. Реализация инвестиционного потенциала района, привлечение крупных стратегических инвесторов на территорию.
Для достижения главной цели необходимо решить ряд стратегических задач, а именно:
формирование эффективной промышленной и инвестиционной политики муниципалитета для активизации экономической деятельности на территории района, привлечение внешних и внутренних инвесторов;
формирование и развитие экономической базы района, увеличение налоговой базы, создание новых рабочих мест;
развитие малого и среднего бизнеса на территории района, активизация предпринимательского потенциала населения;
разработка эффективной молодежной политики, создание привлекательных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, обеспечение жильем молодых специалистов, развитие современных досуговых центров;
развитие экономического и делового сотрудничества с другими районами и областями;
реализация на территории района инвестиционных проектов с участием внутреннего и внешнего капитала.
Кроме стратегических существует также ряд общих задач территории, решать которые необходимо в любом случае. К числу таких задач относится, прежде всего, решение важнейших социальных проблем: реформирование ЖКХ, развитие системы здравоохранения, молодежного досуга, охрана правопорядка и т.п. Большой отдельной задачей является дальнейшее повышение эффективности муниципального управления, в том числе и на уровне сельских поселений.
Стратегия социально-экономического развития Гавриловского района станет механизмом реализации концепции развития района и будет направлена на обеспечение реализации стратегических приоритетов устойчивого социально-экономического развития территории в конкурсной среде.
По результатам анализа условий и потенциала развития района, а также на основе главной стратегической цели и стратегических задач определены основные приоритетные направления социально - экономического развития.
Приоритеты экономического развития:
формирование устойчивой экономики района, повышение ее конкурентоспособности;
повышение инвестиционной и социально-культурной привлекательности района, развитие инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Приоритеты социального развития:
создание условий для повышения уровня трудовой занятости населения (прежде всего в сельской местности), увеличения доходов населения и улучшения демографической ситуации; формирование условий для современного и доступного жилищного строительства, обеспечение надежности функционирования всех систем жизнеобеспечения (энерго- и газоснабжение, тепло- и водоснабжение, обеспечение охраны порядка и экологической безопасности).
Стратегические цели и приоритеты пространственного развития.
Стратегической целью пространственной политики Гавриловского района является организация экономического пространства, обеспечивающая комфортные условия и достойный уровень жизни населения на всей территории за счет максимального использования природно-ресурсного, человеческого потенциала, высокого уровня занятости населения в различных сферах экономики.
Стратегическими приоритетами пространственной политики определены следующие:
формирование на всей территории района сфер приложения труда, обеспечивающих достойный уровень доходов населения (в том числе в сельском хозяйстве);
расширение строительства комфортного и доступного малоэтажного жилья;
строительство, ремонт и содержание дорог, обеспечивающих полную транспортную доступность всех сел с районным центром;
в районном центре и в поселениях поддержание уже имеющихся, либо создание новых объектов культуры, спорта, рекреационных центров, что обеспечит всем жителям района равный доступ к получению качественных услуг в сфере культуры, спорта, досуга.
Основные задачи разработки пространственной стратегии:
сделать всю территорию района привлекательной как для жизни людей, так и для притока инвестиций;
определить ориентиры для потенциальных инвесторов, которые должны увидеть в стратегии основные направления развития экономики, отражающие долгосрочные интересы бизнеса, населения и власти местного сообщества;
создать предпосылки, обеспечивающие формирование конкурентоспособного бренда района в перспективе.
Стратегические цели и приоритеты развития сельских поселений.
Основная проблема пространственного развития Гавриловского района состоит в неравномерности этого развития, что находит свое отражение в дифференциации всей совокупности показателей социально-экономического развития сельских поселений.
Сельские поселения в районе имеют различия, обусловленные особенностями их ресурсного потенциала (сельское хозяйство, состояние фондов, наличие и состояние инфраструктуры, кадровый потенциал, уровень доходов населения), недостаточной конкурентоспособностью производимой продукции и услуг, инвестиционной непривлекательностью и другими факторами, определяющими уровень социально-экономического развития поселения.
При реализации пространственной стратегии социально-экономического развития ключевым понятием для каждого муниципального образования должна стать конкурентоспособность территории. Только использование объективных преимуществ даже малой территории обеспечит формирование эффективной экономики муниципального образования, а значит и достижение устойчивого развития.
3.3. Определение возможных сценариев развития. Обоснование выбора инновационного сценария
В рамках Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года предполагается реализация трех сценариев развития региона: инерционного, инвестиционно-промышленного и инновационного (базового). Развитие Гавриловского района Тамбовской области предусматривает один сценарий - инновационное развитие района.
Инновационный сценарий развития Гавриловского района Тамбовской области предполагает использование сильных сторон для извлечения максимального эффекта из представившихся возможностей (стратегия O-S). Сценарий рассматривается как базовый в рамках Стратегии.
При выборе инновационного сценария вектором развития становится формирование экономики знаний. Соответственно миссия органов местного самоуправления состоит в создании организационных, нормативных и институциональных условий для развития экономики знаний.
Определяющими факторами повышения конкурентоспособности Гавриловского района Тамбовской области становятся: поддержание растущего уровня жизни населения и развитие ресурса знаний. При этом устанавливается четкая взаимосвязь между инновациями, человеческим капиталом и информационными технологиями.
Конкурентоспособность экономики района определяется ее способностью к модернизации и диверсификации производственной структуры на основе внедрения технологических, продуктовых, организационных инноваций.
Способность к внедрению инноваций определяется образовательным и профессиональным уровнем населения (прежде всего в области естественных, технических наук и бизнеса).
Информационные технологии являются ключевым элементом при обмене знаниями и компетенциями.
Мониторинг сравнительного уровня конкурентоспособности экономики района на фоне других районов области может быть построен с использованием групп показателей, описывающих динамику перечисленных факторов: уровень жизни, темп внедрения инноваций, образовательный уровень и развитие информационных технологий.
Инновационный сценарий предусматривает:
- модернизацию социальной инфраструктуры (включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор), обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения и определяющую качество человеческого капитала;
- опору на рост производительности труда, что позволит повысить доходы жителей Гавриловского района;
- создание условий для развития инновационных предприятий;
- создание благоприятных условий для привлечения инвесторов;
- технологическое обновление и модернизацию действующих производств;
- развитие в районе новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;
- повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, развитие государственно-частного партнерства.
Реализация инновационного сценария в экономическом плане компенсирует старение населения и обеспечит прогресс в решении задачи по изменению сальдо трудовой миграции в пользу Гавриловского района.
Главная стратегическая цель развития Гавриловского района сформирована с установкой на реализацию инновационного сценария, а именно вхождение Гавриловского района в группу лидирующих районов Тамбовской области и сохранение данных позиций по темпам роста уровня жизни и комфортности проживания, динамике развития, инновационной активности и инвестиционной привлекательности.
3.4. Цели и задачи социально-экономического развития Гавриловского района
На основе проведенной оценки социально-экономического развития перед муниципальным образованием Гавриловский район на перспективу сформулированы следующие цели и задачи по их достижению.
1. Новое качество жизни и демографическое развитие.
2. Инновационное развитие и модернизация экономики.
3. Повышение качества муниципального управления.
Цели |
Задачи |
1. Повышение качества жизни населения |
Развитие образования |
Развитие культуры | |
Развитие физической культуры и спорта | |
Реализация эффективной молодежной политики | |
Поддержка семьи | |
Социальная поддержка и обслуживание населения | |
Развитие рынка труда и содействие занятости населения | |
Обеспечение населения качественным и доступным жильем и услугами ЖКХ | |
Обеспечение безопасности населения района, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности | |
2. Обеспечение устойчивого экономического роста, в том числе за счет повышения инвестиционной привлекательности района |
Формирование благоприятного инвестиционного климата |
Развитие промышленного комплекса и повышение его конкурентоспособности | |
Эффективное и устойчивое развитие агропромышленного комплекса | |
Развитие малого и среднего предпринимательства | |
Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры | |
Развитие туризма | |
Развитие информационного общества | |
3. Повышение качества муниципального управления |
Совершенствование управления муниципальными финансами |
Развитие системы стратегического управления социально-экономическим развитием района | |
Совершенствование муниципального управления |
3.5. Прогноз показателей социально-экономического развития Гавриловского района
Прогноз включает совокупность показателей социально-экономического развития, зафиксированных в следующих документах:
Стратегия социально-экономического развития Центрального Федерального округа на период до 2035 года;
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года.
Прогноз показателей социально-экономического развития Гавриловского района на период до 2035 года представлен в Приложении N 1 к Стратегии.
В результате выполнения мероприятий Стратегии, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2035 года, экономика и социальная сфера района должна выйти на более высокий, качественный уровень, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие района и улучшение качества жизни населения.
Реализация мероприятий Стратегии позволит:
- сохранить как минимум лидирующие позиции среди муниципальных районов Тамбовской области по основным экономическим показателям (объему произведенной продукции, уровню заработной платы, количеству предприятий и организаций, занятых работников, объему инвестиций);
- создать дополнительные рабочие места, посредством реализации инвестиционных проектов;
- увеличить налоговые и неналоговые поступления во все уровни бюджетов; уровень реальной заработной платы работников предприятий реального сектора экономики, организаций бюджетной сферы;
- обеспечить дальнейшее эффективное развитие отраслей сельского хозяйства; увеличить объемы продукции растениеводства и животноводства предприятий АПК.
Положительная динамика, которая прослеживается в основных отраслях экономики, создаст необходимые условия для позитивных изменений в социальной сфере:
- проводимые мероприятия государственной поддержки семей, имеющих детей, создадут условия для увеличения рождаемости;
- повысить эффективность деятельности учреждений образования, уровень оснащенности учебно-наглядными пособиями, литературой, лабораторным и прочим оборудованием, оргтехникой, мебелью и спортивным инвентарем;
- создать комфортные условия для массовых занятий населения района физической культурой и спортом;
- укрепить материальную базу и техническую оснащенность объектов спорта;
- укрепить материальную базу и техническую оснащенность объектов культуры, повысить уровень проведения культурно-досуговых мероприятий, обеспечить дальнейшее развитие самодеятельного (народного) художественного творчества;
- улучшить техническое состояние объектов и систем жилищно-коммунального хозяйства (жизнеобеспечения), повысить качество обслуживания населения, тем самым создав более комфортные условия проживания;
- свести к минимуму число аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
- создать конкурентоспособную среду в жилищно-коммунальном комплексе;
- обеспечить увеличение объемов и качества услуг транспорта и связи;
- увеличить протяженность и улучшить качество уличной дорожной сети.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.