Приказ МИД России от 29 марта 2021 г. N 5378
"Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве иностранных дел Российской Федерации"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р "О плане мероприятий ("дорожной карте") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы" и от 18 октября 2018 г. N 2258-р "О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве иностранных дел Российской Федерации (далее - Положение).
2. Подведомственным организациям МИД России руководствоваться Положением при организации собственной системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и о результатах сообщить в МИД России.
3. Определить уполномоченным подразделением, ответственным за функционирование антимонопольного комплаенса в МИД России, Юридическую службу (Правовой департамент) МИД России.
4. Руководителям структурных подразделений МИД России:
1) организовать работу в возглавляемых структурных подразделениях в соответствии с Положением;
2) обеспечить ознакомление сотрудников с настоящим приказом;
3) обеспечить внесение изменений в должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих МИД России в части установления требований о знании и изучении антимонопольного законодательства Российской Федерации.
5. Департаменту информации и печати МИД России обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте МИД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня принятия приказа.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
С. Лавров |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
иностранных дел
Российской Федерации
от 29 марта 2021 г. N 5378
Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве иностранных дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве иностранных дел Российской Федерации (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности МИД России требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в МИД России антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - Коллегия МИД России;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции.
3. Цели антимонопольного комплаенса в МИД России:
а) обеспечение соответствия деятельности МИД России требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности МИД России.
4. Задачи антимонопольного комплаенса в МИД России:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности МИД России требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в МИД России антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса МИД России руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства МИД России в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности МИД России;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в МИД России антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования в МИД России антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация осуществления антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль за организацией и функционированием в МИД России антимонопольного комплаенса осуществляет Министр иностранных дел Российской Федерации (далее - Министр), который:
а) вносит изменения в Положение, а также принимает внутренние документы МИД России, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение Положения федеральными государственными гражданскими служащими МИД России (далее - гражданскими служащими);
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
7. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в МИД России функции по внедрению антимонопольного комплаенса и контролю за его исполнением распределяются между структурными подразделениями МИД России.
8. К компетенции Юридической службы (Правовой департамент) МИД России (далее - Юридическая служба) относятся следующие функции:
а) подготовка и представление Министру предложений о внесении изменений в Положение, а также проектов иных внутренних актов, регламентирующих организацию и осуществление в МИД России антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определения вероятности их возникновения в ходе анализа нормативных правовых актов МИД России и проектов нормативных правовых актов МИД России;
в) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений МИД России, касающейся выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства;
г) консультирование гражданских служащих МИД России по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия со структурными подразделениями МИД России по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) взаимодействие с ФАС России и организация содействия ей в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками, с привлечением сотрудников иных структурных подразделений МИД России;
ж) информирование Министра о внутренних документах МИД России, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
з) подготовка и представление на утверждение Министру плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
и) подготовка и представление на утверждение Министру ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
к) подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе, представление его на согласование Министру и на утверждение в коллегиальный орган.
9. К компетенции Департамента кадров МИД России относятся следующие функции:
а) организация обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса гражданских служащих, должностные обязанности которых предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства;
б) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на федеральную государственную гражданскую службу в МИД России;
в) предоставление в Юридическую службу информации о фактах выявления конфликта интересов в сфере антимонопольного законодательства в деятельности гражданских служащих МИД России и предложениях по их исключению.
10. Структурные подразделения МИД России:
а) осуществляют выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства по направлениям деятельности, определенным положениями о структурных подразделениях МИД России;
б) направляют в Юридическую службу информацию о внутренних документах МИД России, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства в деятельности МИД России;
в) принимают участие в реализации иных мероприятий, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса.
11. Выявление конфликта интересов в деятельности гражданских служащих МИД России в сфере антимонопольного законодательства и разработка предложений по их исключению осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции, а также правовыми актами МИД России*.
12. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в МИД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами МИД России.
13. Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования в МИД России антимонопольного комплаенса, является Коллегия МИД России.
14. К функциям Коллегии МИД России относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий МИД России в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства
15. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится:
а) анализ информации о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства в деятельности МИД России за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов МИД России;
в) анализ проектов нормативных правовых актов МИД России;
г) мониторинг и анализ практики применения МИД России антимонопольного законодательства;
д) оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности МИД России.
16. При проведении анализа информации, указанной в подпункте "а" пункта 15 Положения, Юридическая служба реализует следующие мероприятия:
а) осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях МИД России о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составляет перечень нарушений антимонопольного законодательства (далее - перечень нарушений) при выявлении таких нарушений.
Перечень нарушений должен содержать классифицированные по сферам деятельности МИД России сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах МИД России, направленных на недопущение повторения нарушения.
17. При проведении анализа нормативных правовых актов МИД России Юридической службой реализуются следующие мероприятия:
а) до 1 июля отчетного года подготовка перечня нормативных правовых актов МИД России (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, и направление перечня актов в Департамент информации и печати МИД России (далее - ДИП) для размещения на официальном сайте МИД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
б) до 1 июля отчетного года подготовка уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов относительно их соответствия антимонопольному законодательству и направление такого уведомления в ДИП для размещения на официальном сайте МИД России в сети "Интернет";
в) до 1 сентября отчетного года сбор замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) проведение совместно со структурными подразделениями МИД России в части своей компетенции анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
д) до 1 декабря отчетного года представление Министру согласованного со структурными подразделениями МИД России сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты МИД России (в случае поступления замечаний и предложений организаций и граждан).
18. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Юридическая служба в течение отчетного года реализует следующие мероприятия:
а) при размещении проекта нормативного правового акта структурным подразделением МИД России, являющимся его разработчиком, на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" участвует (при необходимости) в подготовке необходимого обоснования реализации предлагаемых решений в части их влияния на конкуренцию;
б) совместно со структурным подразделением МИД России, являющимся разработчиком соответствующего проекта нормативного правового акта, проводит оценку поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта в части влияния на конкуренцию предлагаемых им решений.
19. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в МИД России Юридической службой реализуются следующие мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в МИД России;
б) подготовка по итогам сбора сведений о правоприменительной практике в МИД России аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в МИД России;
в) ежегодное проведение рабочих совещаний с приглашением представителей ФАС России по обсуждению результатов правоприменительной практики в МИД России.
20. В случае выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности МИД России Юридическая служба проводит оценку таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности МИД России по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
21. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
22. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Юридическая служба совместно со структурными подразделениями МИД России (по направлениям деятельности, определенным положениями о структурных подразделениях МИД России) составляет описание рисков, в которое включается также оценка причин и условий их возникновения.
23. Информация о проведении мероприятий, предусмотренных настоящим разделом, включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
24. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Юридическая служба совместно со структурными подразделениями МИД России ежегодно разрабатывает (актуализирует) план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (далее - план мероприятий).
25. В плане мероприятий указываются:
а) общие меры по минимизации и устранению рисков нарушения антимонопольного законодательства в МИД России;
б) описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение нарушений антимонопольного законодательства;
в) ответственный исполнитель (должностное лицо, структурное подразделение МИД России);
г) срок исполнения мероприятия.
26. План мероприятий представляется на утверждение Министру до 30 марта года, на который планируются мероприятия.
27. Юридическая служба на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий.
28. Информация об исполнении плана мероприятий подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Ключевые показатели и оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
29. В целях оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в МИД России устанавливаются ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса для структурных подразделений МИД России, указанных в пунктах 8-10 Положения, и МИД России в целом с учетом Методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 февраля 2019 г. N 133/19.
30. Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для МИД России в целом являются:
а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны МИД России;
б) доля проектов нормативных правовых актов МИД России, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
в) доля нормативных правовых актов МИД России, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
31. Для структурных подразделений МИД России, указанных в пунктах 8-10 Положения, ключевым показателем эффективности антимонопольного комплаенса является доля гражданских служащих МИД России (должностные обязанности которых предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства), в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
32. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства. Такие количественные характеристики могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
33. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Юридической службой совместно со структурными подразделениями МИД России на отчетный год и представляются на утверждение Министру до 30 марта отчетного года.
34. Юридическая служба ежегодно до 1 декабря отчетного года проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса с учетом информации структурных подразделений МИД России.
35. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в МИД России антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
36. Оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегией МИД России по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
37. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Коллегия МИД России использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные Министром на отчетный год;
б) план мероприятий, утвержденный Министром на отчетный год.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
38. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения в МИД России антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения в МИД России антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
39. Юридическая служба с привлечением, при необходимости, структурных подразделений МИД России обеспечивает подготовку проекта доклада об антимонопольном комплаенсе до 15 февраля года, следующего за отчетным.
40. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется Юридической службой на согласование Министру (а в случае его отсутствия лицу, исполняющему его обязанности) до его представления на утверждение в Коллегию МИД России.
41. Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется ежегодно на утверждение в Коллегию МИД России за две недели до даты проведения заседания Коллегии МИД России и включается в состав материалов к указанному мероприятию.
42. ДИП обеспечивает размещение доклада об антимонопольном комплаенсе, утвержденного Коллегией МИД России, на официальном сайте МИД России в сети "Интернет" в течение одного месяца с даты его утверждения.
43. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегией МИД России, направляется Юридической службой в ФАС России для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в МИД России в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый и представляемый в Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
______________________________
* Приказ МИД России от 10 июня 2015 г. N 9725 "О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством иностранных дел Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов" (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2015 г., регистрационный N 37942), с изменениями, внесенными приказом МИД России от 20 апреля 2016 г. N 5829 (зарегистрирован Минюстом России 16 мая 2016 г., регистрационный N 42117).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МИД России от 29 марта 2021 г. N 5378 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве иностранных дел Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МИД России от 4 сентября 2023 г. N 18148
Изменения вступают в силу с 4 сентября 2023 г.