Решение Самарского областного суда от 25 мая 2021 г. N 3а-787/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-787/2021 по административному исковому заявлению Т.М.С. к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
Т.М.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 (в редакции от 27.08.2020 N 277/79), в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N:N в зоне Ж6 подзоны Ж6* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" и "Максимальный процент застройки в границах земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка) - 0%".
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N:N, общей площадью 1450 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства. Оспариваемым нормативным правовым актом в отношении земельного участка установлена подзона Ж6* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м", в связи с его нахождением на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 2 ГрК РФ, пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, поскольку сведения о том, что принадлежащий ему земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют.
Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы административного истца на осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенностям от 29.03.2021 года N Б.Д.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 09.12.2013 г. N 103/45 кадастровый квартал N расположен в границах населенного пункта Власть Труда в функциональной зоне Ж-6 - зоне смешанной застройки. С целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению в зоне Ж6 устанавливается подзона Ж6* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м". Согласно нормативно-техническим требованиям, территории поселений, расположенные в прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном и от подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалом. Для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми или общественными зданиями, за расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью 1 раз в 100 лет (вероятность превышения 1%). В настоящее время министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проводятся работы по постановке на кадастровый учет границ зон затопления. Таким образом, строительство садового или жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке, расположенном в кадастровом квартале N возможно, если по результатам данных работ указанный участок будет исключен из границ зоны затопления либо в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об объекте инженерной защиты от затопления в отношении данной территории. В связи с чем, административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованные лица Администрация и Глава сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.
В силу ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике "Вести сельского поселения Курумоч" от 27 декабря 2013 года N 32 (74).
Решениями Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 21.04.2014 N 133/62/1; от 04.02.2016 N 35/10; от 28.12.2016 N 86/23; от 30.01.2020 N 251/1/69; от 27.08.2020 N 277/79 в Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области внесены изменения.
Судом установлено, что Т.М.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N:N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, площадью 1450 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, район Волжский, сельское поселение Курумоч, п. Власть Труда, ул. Подлесная, д. 5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31.03.2021 года.
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельный участок с кадастровым номером N:N расположен в подзоне Ж6* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м".
Данные обстоятельства подтверждаются представленной информацией Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 10.02.2020 года N 12-12-750752-МФЦ и фрагментами карты градостроительного зонирования.
Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж6 установлена подзона Ж6* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
Изложенное подтверждается письменным отзывом Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области на административное исковое заявление согласно которого, земельные участки, принадлежащие административным истцам расположены в кадастровом квартале N в зоне Ж6 подзоны Ж6* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м", в границах зоны затопления (подтопления). Строительство садового или жилого дома в границах указанной зоны возможно только при соблюдении следующих условий: в случае если указанные участки будут исключены из границ зоны затопления либо в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об объекте инженерной защиты от затопления в отношении данной территории.
Согласно пункту 16 статьи 1 части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Вместе с тем, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах потопления (затопления) на территории КР N по состоянию на 05.05.2021 года, что подтверждается сообщением филиала ФГБУ "Ф." по Самарской области.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Самарской области от 19.05.2021 года N 19-3658-1, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствует землеустроительная документация по описанию местоположения (установлению на местности) границ зон подтопления (затопления) Саратовского водохранилища, реки Курумка или иных водных объектов (озер) на территорию, расположенную в районе нахождения земельного участка с кадастровым номером N:N , сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления сообщил, что на май 2021 года карт (планов) объектов землеустройства и Предложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский, в том числе в районе с.п.Курумоч, пос. Власть Труда, участок с кадастровым номером N:N, в адрес отдела от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не поступало. Сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в Государственный водный реестр и в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись.
Как следует из сообщения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 05.05.2021 года, министерством на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области составлен график установления зон затопления, подтопления. Вместе с тем, выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи рассматриваемого земельного участка в настоящее время не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером N:N не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж6* в отношении вышеуказанного земельного участка противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на жилищное строительство.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Вести сельского поселения Курумоч".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Т.М.С. к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 (в редакции от 27 августа 2020 года N 277/79), в части установления в зоне Ж6 подзоны Ж6* с параметрами "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" и "Максимальный процент застройки в границах земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного земельного участка) - 0%" в отношении земельного участка с кадастровым номером N:N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Вести сельского поселения Курумоч" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 мая 2021 г. N 3а-787/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании