город Калуга |
|
09 июля 2014 г. |
Дело N А68-4239/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. Козелкина И.И. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "Ростелеком" в лице Тульского филиала
от ответчика Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям"
от ответчика Министерство обороны Российской Федерации
от ответчика Военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу
от ответчика Военный комиссариат Тульской области
от третьего лица Военный следственный отдел Следственного комитета РФ по Тульскому гарнизону Западного военного округа
от третьего лица Следственный комитет РФ |
не явился, извещен
не явился, извещен
не явился, извещен
Кайтаз Д.Х. - дов. N ОАО/4010, от 27.06.2014
не явился, извещен
не явился, извещен
не явился, извещен
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу N А 68-4239/2013,
УСТАНОВИЛ:
ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к военному следственному отделу по Тульскому гарнизону о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг связи в размере 70 473 руб.86 коп. за период с июня 2011 по декабрь 2012 (т. 1, л.д. 4).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен военный комиссариат Тульской области (далее - военный комиссариат).
Определением суда от 23.08.2013 (т. 1, л.д. 106) произведена замена ненадлежащего ответчика - военного следственного отдела по Тульскому гарнизону - надлежащим - Следственным комитетом Российской Федерации.
Одновременно к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу (далее - ВСУ СК России по Западному военному округу) и военный следственный отдел по Тульскому гарнизону.
Определением суда от 25.09.2013 (т. 2, л.д. 99) произведена замена ненадлежащего ответчика - Следственного комитета Российской Федерации - надлежащим - Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" (далее - управление).
Одновременно Следственный комитет Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определениями суда от 16.10.2013 (т. 2, л.д. 136) и от 30.10.2013 (т. 4, л.д. 79), принятыми на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, военный комиссариат Тульской области, ВСУ СК России по Западному военному округу.
До рассмотрения спора по существу, истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял исковые требования, сформулировав их как требование о взыскании с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям", а при недостаточности у него денежных средств - с субсидиарного должника - Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, задолженности за услуги связи в сумме 70 473 руб. 86 коп.(т. 4, л.д. 75).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014, исковые требования удовлетворены за счет управления. При недостаточности денежных средств у управления указано на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Тульской области и военному следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку не принимал на себя обязательства по оплате услуг связи.
Указывает на то, что обязательства по оплате услуг приняты военным комиссариатом Тульской области, а потому задолженность должна взыскиваться с него.
В судебное заседание явился представитель ответчика - Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Западному военному округу, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом, военным следственным отделом Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Тульскому гарнизону Московского военного округа (пользователь) и ТАИИ (плательщик) 01.06.2010 заключен договор N 1689750Р на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи (т. 1, л.д. 14), по условиям которого общество обязуется оказывать пользователю услуги междугородной и международной телефонной связи, а пользователь обязуется оплачивать услуги связи на условиях и в порядке, изложенных в договоре.
Договор вступает в силу со дня его подписания и считается заключенным на неопределенный срок. Действие договора распространяется на отношения сторон, фактически существующие с 01.06.2010 (пункт 11.1 договора).
Пунктом 6.8 договора предусмотрено, что оплата услуг производится плательщиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный в счете на оплату услуг связи, либо наличными денежными средствами в пункт оплаты агента.
Кроме этого, 01.10.2010 между ОАО "ЦентрТелеком" (оператор связи), военным следственным отделом Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Тульскому гарнизону Московского военного округа (абонент) и военным комиссариатом Тульской области (плательщик) заключен договор N 1689750 об оказании услуг местной телефонной связи (т. 1, л.д. 19).
В соответствии с пунктом 6.1 договор вступает в силу со дня его подписания сторонами. Срок действия договора - бессрочный.
Согласно пункту 4.5 договора по факту предоставления услуг телефонной связи оператор связи ежемесячно выставляет абоненту счет-фактуру до 5 числа каждого месяца, следующего за расчетным, который оплачивается не позднее 20 дней с даты выставления счета (пункт 4.6 договора).
Претензионными письмами от 02.02.2012 N 03/44 и от 23.01.2013 N 1689750 общество обратилось к абоненту с требованиями об уплате образовавшейся задолженности (т. 1, л.д. 24, 26).
Поскольку требования о погашении задолженности не были удовлетворены в добровольном порядке, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд обосновано исходил из следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 51.1 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Факт оказания услуг связи подтверждается расшифровками соответствующих услуг, в которых содержится детализация информации об оказанных услугах, в том числе по телефонам, датам, городам, суммам (т. 2, л.д. 18).
Стоимость оказанных услуг определена истцом на основании утвержденных тарифов на соответствующие услуги и ответчиком не оспаривается.
Доказательств того, что ответчики обращались к обществу с заявлением о прекращении оказания услуг связи военному следственному отделу, не представлено.
Довод управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, не принимается судом кассационной инстанции в связи с нижеследующим.
Статьей 50 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" было установлено, что финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации, командованием других войск, воинских формирований и органов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" финансовое обеспечение военных следственных органов Следственного комитета осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 31 п. 10 раздела 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядителя) бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.
С 01.01.2011 во исполнение приказов Министерства обороны Российской Федерации от 20.09.2010 N 1144 и от 23.09.2010 N 1266 финансовое обеспечение воинских частей возложено на территориальные федеральные бюджетные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Во исполнение указанных приказов в воинских частях и соединениях Министерства обороны упразднены финансовые органы, закрыты лицевые счета в органах федерального казначейства и вся финансовая деятельность прекращена, в связи с чем обязанность по оплате спорной задолженности не может быть возложена ни на военный комиссариат, ни на военный следственный отдел.
Военный следственный отдел не являлся и не является юридическим лицом и согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.03.2011 N 21дсп зачислен с 01.01.2011 на финансовое обеспечение в управление.
В соответствии с приказом военного комиссара Тульской области от 22.06.2011 N 204 военный следственный отдел, передан для финансового обеспечения в Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям".
21.06.2011 года между управлением (исполнитель) и военным следственным отделом по Тульскому гарнизону (заказчик) заключен типовой договор на обслуживание N 86 (т. 4, л.д. 52), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части и других воинских частей, состоящих при ней на обеспечении, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Пунктом 2.1 договора установлено, что финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах заказчика, в том числе по оплате услуг связи.
Спорная задолженность образовалась за период после заключения названного типового договора с июня 2011 по декабрь 2012.
В доказательство оказания услуг истцом представлены счета-фактуры, расшифровки услуг, а также акты выполненных работ (т. 2 л.д. 18). Наличие задолженности зафиксировано в акте сверки взаимных расчетов (т. 1, л.д. 40) по состоянию на 01.01.2013, подписанным ОАО "Ростелеком" и Военным следственным отделом по Тульскому гарнизону (Военный следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тульскому гарнизону Московского военного округа).
Ссылка управления на не передачу ему на обслуживание государственного контракта на услуги связи и необходимость заключения нового контракта не может быть принята во внимание, поскольку само по себе данное обстоятельство не является основанием для отказа в оплате фактически оказанных услуг. Кроме того, спорные договоры заключены на неопределенный срок, а внутренние взаимоотношения между государственными структурами не могут препятствовать лицу, оказавшему услуги в получении их стоимости.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что лицом, обязанным оплатить установленную задолженности по оплате оказанных услуг связи является ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям".
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу N А 68-4239/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" финансовое обеспечение военных следственных органов Следственного комитета осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 31 п. 10 раздела 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядителя) бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 июля 2014 г. N Ф10-1688/14 по делу N А68-4239/2013