г. Калуга |
|
29 июля 2014 г. |
Дело N А48-823/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
А.Н.Гриднева И.В.Сорокиной М.М.Нарусова |
|
|
|
|
при участии в заседании: |
|
от истца: ОАО "Орелрыбхоз"
|
представитель не явился, истец о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом; |
от ответчика: Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области
от третьих лиц: ООО "Прима"
Территориальное управление Росимущества в Орловской области
ТУФА по УГИ Орловской обл.
|
представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом
представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом; представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом; представитель не явился, третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, г. Орел, на решение арбитражного суда Орловской области от 26.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А48-823/2013
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орелрыбхоз" (далее - ОАО "Орелрыбхоз", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Управлению по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (ответчик) о признании конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Орловской области недействительным.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Прима" (далее - ООО "Прима").
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - ТУ Росимущества в Орловской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2013 в удовлетворении иска отказано.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 г. производство по делу было приостановлено до разрешения дела N А48-2195/2013, находящегося в производстве Арбитражного суда Орловской области, и вступления судебного акта в законную силу.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 г. производство по делу возобновлено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Орловской области просит вышеназванные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушения норм права и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями разрешившими спор, Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Постановлением N 136 и постановлением Правительства Орловской области от 13 октября 2009 года N 199 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области регламента их эксплуатации" был объявлен конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Орловской области, состоящий из 25 лотов.
28.09.2012 года организатором Конкурса в газете "Орловская правда" и на Портале Орловской области (http://orel-region.ru) размещены Извещение и Конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Орловской области.
Согласно Извещению и Конкурсной документации заявитель может подать заявку в письменной форме или почтовым отправлением, либо в электронной форме с даты опубликования извещения в официальном печатном издании или размещения его в сети Интернет в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" по адресу: http://orel-region.ru.
В соответствии с Протоколами от 14.11.2012 года N 15 и N 16 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства на территории Орловской области, на основании результатов рассмотрения заявок Комиссией принято решение о допуске к участию в Конкурсе и признании участниками Конкурса следующих заявителей, подавших заявки и прилагаемые документы, в частности по участку N 141 "пруд Краснокалиновский на р. Локна" - ИП Глава КФХ Юшков П.А.; ООО "Аквакультура", ООО "Прима".
Впоследствии ИП Глава КФХ Юшков П.А. и ООО "Аквакультура" обратились с уведомлениями об отказе от участия в конкурсе по лоту N 25, в связи с чем проект договора о предоставлении рыбопромыслового участка (лот N 25, РПУ N 141 (пруд Краснокалиновский на р. Локна) для осуществления товарного рыболовства был направлен ООО "Прима" как к единственному лицу, допущенному к участию в конкурсе.
29.11.2012 года между Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области и ООО "Прима" заключен договор N 95 о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства.
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что проведением указанного конкурса нарушены его права как владельца вошедшего в процессе приватизации в состав имущества пруда, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием, указывая при этом на нарушение условий проведения конкурса. Требования истца также были поддержаны ТУ Росимущества в Орловской области.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно указали и руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
При этом заинтересованными лицами по искам о признании торгов недействительными признаются организаторы торгов, участники торгов, стороны договора, заключенного по результатам торгов и лица, незаконно не допущенные к участию в торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Следовательно, требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством; нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Из материалов дела следует, что организатором конкурса срок для представления заявок и документов, прилагаемых к ним, на участие в конкурсе установлен с 09 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. с 01.10.2012 по 30.10.2012 г.
Материалами дела также подтверждается, что в указанное в извещении о проведении конкурса время с заявками на участие в конкурсе в отношении спорного пруда Краснокалиновский обратились ООО "Прима", ООО "Аквакультура", ИП Глава КФХ Юшков П.А.
Истец в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для целей товарного рыболовства не участвовал. Доказательств того, что организатором торгов чинились препятствия для участия истца в оспариваемом конкурсе, в материалы дела не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
В силу изложенного суды пришли к верному выводу о том, что ОАО "Орелрыбхоз" не является заинтересованным лицом по смыслу ст. 449 ГК РФ.
Судом так же установлено, что у истца отсутствуют правовые основания использования пруда, поскольку решение о предоставлении объекта в пользование не принималось, договор водопользования не заключался. Пруд не является замкнутым водным объектом, так как расположен на реке Локна.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 вышеназванного Информационного письма ВАС РФ N 101, публичные торги могут быть признаны недействительными только при существенном нарушении процедуры их проведения, которое могло повлиять на результат торгов.
Из обстоятельств дела следует, что оспариваемый конкурс был проведен в отношении рыбопромыслового участка, границы которого устанавливаются в пределах акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.
Согласно ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации водные отношения регулирует водное законодательство.
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом.
Отношения, связанные с проведением конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N166-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. N136 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора".
В силу пункта 3 раздела I Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства N 136, организатором конкурса является Федеральное агентство по рыболовству - в случае проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб).
Согласно пункту 8 Положения об Управлении по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 г. N 30 "Об утверждении Положения об Управлении по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области" указанное Управление является организатором конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства в Орловской области.
В силу изложенного ТУ Росимущества в Орловской области не может выступать в качестве организатора конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства.
Таким образом, Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области, выступая организатором оспариваемых торгов, действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Исходя из положений статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ, перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Перечень рыбопромысловых участков Орловской области с включением в него пруда Краснокалиновский на р. Локна, площадью 54,2 га, был утвержден Постановлением Правительства Орловской области от 13 октября 2009 года N 199 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их использования".
Таким образом, в качестве предмета оспариваемого конкурса был выставлен рыбопромысловый участок из числа участков, включенных в Перечень рыбопромысловых участков на территории Орловской области, утвержденный вышеназванным Постановлением Правительства Орловской области от 13.10.2009 г. N 199.
Доводам заявителя о том, что решением Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 г. по делу N А48-2195/2013 указанное Постановление Правительства Орловской области было признано недействительным в части включения в Перечень рыбопромысловых участков на территории Орловской области пруда Краснокалиновский на р. Локна, площадью 54,2 га, что свидетельствует о незаконном проведении конкурса на пользование данным прудом, дана оценка судом апелляционной инстанции, который указал следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения дела N А48-2195/2013, до разрешения которого и вступления судебного акта в законную силу было приостановлено рассмотрение настоящего дела, постановление Правительства Орловской области от 13.10.2009 г. N 199 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их эксплуатации" было признано недействительным в части включения в Перечень рыбопромысловых участков: пруда Чувардинский на р. Неживка площадью 65,0 га (номер 98 по Перечню), пруда Крупышинский на р. Неживка площадью 91,0 га (номер 99 по Перечню), пруда Краснокалиновский на р. Локна площадью 54,2 га (номер 100 по Перечню), пруда Головной на р. Тросна площадью 63,0 га (номер 211 по Перечню), пруда Макеевский на р. Тросна площадью 75,0 га (номер 212 по Перечню).
Впоследствии по результатам рассмотрения апелляционных жалоб Правительства Орловской области, Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Управления по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 по делу N А48-2195/2013 судом апелляционной инстанции вынесено определение, которым производство по указанным жалобам прекращено, в связи с нормативным характером обжалуемого правового акта.
В соответствии с частью 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Таким образом, применение вышеназванного Постановления Правительства Орловской области N 199 в части, которая была признана недействительной, является незаконным только с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2013 г. по делу N А48-2195/2013.
Поскольку на момент проведения оспариваемого конкурса (ноябрь 2012 года) Постановление Правительства Орловской области от 13 октября 2009 года N 199 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их использования", положенное в основу его проведения, не было признано недействительным, у суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствуют основания для вывода о нарушении в проведении конкурса, в связи с незаконным включением указанного пруда в перечень рыбопромысловых участков.
В силу положений статьи 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными лишь при наличии таких существенных нарушений правил их проведения, которые повлияли на результат и нарушили интересы истца.
Поскольку доказательств, подтверждающих наличие существенных нарушений правил проведения конкурса в материалы дела не представлено, а также учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что при проведении оспариваемого конкурса нарушений установленного законом порядка проведения конкурса допущено не было, что в совокупности с отсутствием доказательств, подтверждающих наличие у истца статуса заинтересованного лица по смыслу ст. 449 ГК РФ, служит основанием для отказа в иске.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по использованию водных объектов применяется водное законодательство.
В силу статьи 4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса РФ нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Поскольку в силу изложенного спорные отношения регулируются нормами водного законодательства, нарушений которого в данном случае судом не установлено, довод заявителя, основанный на нормах земельного законодательства, не принят судом апелляционной инстанции.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов и основаны на ошибочной трактовке законодательства. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 26.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А48-823/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Гриднев |
Судьи |
И.В.Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку доказательств, подтверждающих наличие существенных нарушений правил проведения конкурса в материалы дела не представлено, а также учитывая изложенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что при проведении оспариваемого конкурса нарушений установленного законом порядка проведения конкурса допущено не было, что в совокупности с отсутствием доказательств, подтверждающих наличие у истца статуса заинтересованного лица по смыслу ст. 449 ГК РФ, служит основанием для отказа в иске.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по использованию водных объектов применяется водное законодательство.
В силу статьи 4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса РФ нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2014 г. N Ф10-2433/14 по делу N А48-823/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2433/14
11.04.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4354/13
23.08.2013 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4354/13
26.07.2013 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-823/13