г. Калуга |
|
15 августа 2014 г. |
Дело N А09-4287/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г. Толкачевой И.Ю. |
судей | |
| |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
Фандеевой О.А. - представителя (доверенность N 1097 от 15.07.2014); |
от ответчика:
от третьего лица: |
Кондратенко С.М. - представителя (доверенность N 11/17 от 21.04.2014); не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17 декабря 2013 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2014 года по делу N А09-4287/2013,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Брянская городская больница N 2" (далее - истец, больница), ИНН 3201002405, ОГРН 1023201100240, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Военному комиссариату Брянской области (далее - ответчик, комиссариат), ИНН 3234019700, ОГРН 1033265001835, о взыскании 219 766 руб. 49 коп. задолженности по договору о порядке компенсации расходов организациям в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Определением Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Брянской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17 декабря 2013 года (судья Ф.Е. Зенин) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2014 года (судьи Тучкова О.Г., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, Военный комиссариат Брянской области обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что по условиям заключенного сторонами договора военный комиссариат обязан в пределах среднего заработка компенсировать исполнителю ту часть заработной платы, которую теряет врач в лечебном учреждении, работая в комиссии военного комиссариата, а не компенсировать всю среднюю заработную плату. Ответчик не оплатил те услуги, которые были оказаны платно после работы в военном комиссариате и эти услуги уже были оплачены клиентами лечебного учреждения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующих обстоятельств.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, между ответчиком (заказчиком) и истцом (исполнителем) был заключен договор о порядке компенсации расходов организациям и гражданам Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 30.12.2011 N 7 "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 1.1 договора исполнитель обязался направить на период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу в 2012 году необходимое количество медицинского персонала для работы в медицинских комиссиях отдела военного комиссариата Брянской области по Бежицкому и Володарскому районам г. Брянска. Заказчик в свою очередь обязался компенсировать расходы, понесенные исполнителем по выплате заработной платы в размере среднего заработка и начислений на этот заработок из средств федерального бюджета.
Приказом главного врача ГАУЗ "Брянская городская больница N 2" для участия в работе призывной комиссии были направлены сотрудники: врач-офтальмолог Тулупов В.В., медицинские сестры Гридина Т.В., Лузина Ю.Н. и Сигуткина С.Е., которые исполняли свои трудовые обязанности в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу.
В соответствии с п.2.1 договора стоимость договора определяется согласно табелю, справке о среднемесячной заработной плате (с обязательным указанием среднечасовой) на каждого выделенного медицинского работника, счета и счета-фактуры.
В п. 2.2 договора стороны установили, что исполнитель обязан ежемесячно до 5 числа прошедшего месяца выставлять заказчику счет на компенсацию затрат. Возмещение исполнителю расходов, связанных с компенсацией затрат, указанных в п. 1.1 договора, производится заказчиком путем перечисления на счет компенсации средств, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Истцом были отправлены справки расчета среднего заработка сотрудников больницы врача Тулупова В.В. и медицинских сестер и счета за период с октября по декабрь 2012 года на общую сумму 219 766 руб. 49 коп.
Поскольку ответчиком компенсация понесенных расходов произведена не была, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд кассационной инстанции считает подлежащими отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае основанием возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N53-ФЗ), предусматривающий компенсацию расходов, организациям в связи с реализацией Федерального закона от 30.12.2011 N 7 "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 указанного федерального закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании положений подпункта 3 пункта 2 указанных Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные: с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1-3 и 5 пункта 2 указанных Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Статьей 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Расходы по выплате заработной платы медицинским сестрам Гридиной Т.В., Лузиной Ю.Н. и Сигуткиной С.Е. ответчиком признаны.
Как следует из ч. 2 ст. 139 ТК РФ, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", согласно п. 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
На основании Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 01.03.2011 N 135, заработок работника предельными размерами не ограничивается и включает заработную плату от оказания платных медицинских услуг.
Согласно п. 5 ст. 84 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги: на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами; при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона.
Правила предоставления платных медицинских услуг населению государственными бюджетными учреждениями здравоохранения утверждены Приказом Департамента здравоохранения Администрации Брянской области от 01.03.2012 N 151 "О порядке предоставления платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Брянской области".
В силу абз. 2 п. 2.3 Правил предоставления платных медицинских услуг населению государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, действовавших в спорный период, на платной основе в основное рабочее время предоставляется плановая амбулаторно-поликлиническая, консультативная и стационарная лечебно-диагностическая помощь: иностранным гражданам, иногородним жителям, не застрахованным в системе ОМС и по договорам добровольного медицинского страхования; аттестованным военнослужащим Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и т.д. на основании договора между государственными учреждениями здравоохранения и ведомственными федеральными учреждениями, за которыми закреплен данный контингент граждан; медицинские осмотры на право владения оружием, на право вождения автомобиля, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры профилактические предварительные и периодические медицинские осмотры взрослого населения, медицинские осмотры малообеспеченных обучающихся государственных общеобразовательных учреждений начального профессионального образования по очной форме, периодические медицинские осмотры обучающихся, предварительные осмотры абитуриентов в год окончания учебного заведения; услуги по терапевтической и хирургической косметологии.
Расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работникам, участвующим в проведении мероприятий по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что в состав среднего заработка включаются платные услуги.
Между тем из правовой позиции ответчика следует, что с такими выводами суда он согласен, однако полагает, что военный комиссариат обязан в пределах среднего заработка компенсировать исполнителю ту часть заработной платы, которую теряет врач в лечебном учреждении, работая в это время в комиссии военного комиссариата, а не компенсировать всю среднюю заработную плату.
Суть судебного спора, по мнению ответчика, заключается в том, что городская больница имеет право на компенсацию не всего среднего заработка Тулупова В.В., а только расходов, которые понесла больница в связи с выплатой Тулупову В.В. утраченного заработка в связи с работой в военном комиссариате.
Военный комиссариат отказался оплачивать платные услуги, оказанные Тулуповым В.В. после работы в военном комиссариате с 9.00 до 16.00 часов, осуществлению этих платных услуг работа в военном комиссариате не препятствовала. Эти услуги были уже оплачены клиентами лечебного учреждения, часть из которых выплачена Тулупову В.В. и к расходам лечебного учреждения эти выплаты отнесены быть не могли.
Данные доводы были заявлены в судах обеих инстанций, в отзыве на иск и апелляционной жалобе.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суды, в нарушение указанной нормы, изложенным обстоятельствам и представленным в подтверждение доказательствам оценки не дали.
При этом судами не учтено, что согласно ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно Федеральному закону N 53-ФЗ работники, участвующие в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что оплате подлежит утраченный заработок за время выполнения государственных и общественных обязанностей в данном случае за время работы в военном комиссариате.
При таких обстоятельствах, кассационный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов нижестоящих инстанций и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть названные выше обстоятельства и дать им надлежащую оценку, а также представленным в дело доказательствам, правильно применить нормы материального и процессуального права, и принять законный и обоснованный судебный акт, исходя из задач судопроизводства в арбитражных судах.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17 декабря 2013 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2014 года по делу N А09-4287/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, в нарушение указанной нормы, изложенным обстоятельствам и представленным в подтверждение доказательствам оценки не дали.
При этом судами не учтено, что согласно ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно Федеральному закону N 53-ФЗ работники, участвующие в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 августа 2014 г. N Ф10-1876/14 по делу N А09-4287/2013