г.Калуга |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А62-4189/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2014.
Полный текст постановления изготовлен 04.08.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Бухтиярова Сергея Митрофановича (ОГРНИП 304673129500372, г.Смоленск) - Бухтиярова С.М. (личность удостоверена, паспорт), Веревкина С.В. (дов. от 18.02.2014),
индивидуального предпринимателя Зазяна Симона Сережаевича (ОГРНИП 304673129200257, г.Смоленск) - Зазяна С.С. (личность удостоверена, паспорт),
индивидуального предпринимателя Оганесяна Рафаела Александровича (ОГРНИП 304671432300040, Смоленская область) - Оганесяна Р.А. (личность удостоверена, паспорт),
от заинтересованного лица: Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, ул.Октябрьской Революции, 1/2, г.Смоленск, 214000) - Кутейникова Е.Э. (дов. от 17.12.2013 N 1-5583),
от третьего лица: Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526, пл.Ленина, д.1, г.Смоленск, 214008) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Бухтиярова С.М., Зазяна С.С., Оганесяна Р.А. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.11.2013 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (судей Заикиной Н.В., Мордасова Е.В., Федина К.А.) по делу N А62-4189/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Бухтияров Сергей Митрофановича, Зазян Симон Сережаевич, Оганесян Рафаел Александрович обратились в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация) о признании незаконным решения от 17.05.2013 N 16/02-575 об отказе во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащих предпринимателям торговых павильонов и понуждении включить указанные объекты в действующую Схему.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации г.Смоленска, выраженного в письме от 17.05.2013 N 16/02-575 и в этой части заявление индивидуальных предпринимателей Бухтиярова С.М., Зазяна С.С., Оганесяна Р.А. удовлетворено. Признан незаконным выраженный в письме от 17.05.2013 N 16/02-575 отказ администрации города Смоленска во включении принадлежащих предпринимателям объектов в утвержденную постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм Схему размещения нестационарных торговых объектов.
В части отказа в удовлетворении требований о понуждении администрации включить объекты, принадлежащие предпринимателям, в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматели Бухтияров С.М., Зазян С.С., Оганесян Р.А. просят отменить решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении требований, указывая, что судом первой инстанции сделан неверный вывод об отсутствии нарушения администрацией г.Смоленска прав и законных интересов предпринимателя, а судом апелляционной инстанции необоснованно не принято во внимание, что избранный предпринимателями способ защиты приведет к восстановлению их прав, которые обоснованно признаны нарушенными действиями администрации.
В отзыве на жалобу администрация считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, указанных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителя предпринимателя Бухтиярова, заявителей жалобы, представителя администрации г.Смоленска, суд кассационной инстанции считает, что постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматели Бухтияров С.М., Зазян С.С., Оганесян Р.А. являются владельцами нестационарных объектов торговли, расположенных на трамвайной остановке "Привокзальная площадь" в городе Смоленске.
Земельные участки с кадастровыми номерами 67:27:001 31 02:0003, 67:27:001 31 02:0010 и 67:27:001 31 02:0006 под вышеуказанными объектами предоставлены предпринимателям в пользование для размещения этих объектов на основании договоров аренды от 18.04.2005 N 5374, от 30.11.2006 N 5377 и от 27.03.2006 N 5852.
Постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (далее - Схема), в которую объекты предпринимателей не включены.
Предприниматели 13.02.2013 обратились в администрацию с заявлением о включении принадлежащих им объектов в указанную Схему.
Комиссией администрации по разработке схемы размещения объектов нестационарной торговли на территории города Смоленска (далее - комиссия) 20.02.2013 принято решение о включении принадлежащих предпринимателям объектов в Схему (протокол N 1 заседания комиссии).
Однако, на заседание комиссии, состоявшейся 12.03.2013, повторно рассмотрен вопрос о включении павильонов заявителей в Схему и согласно протоколу N 2 заседания комиссии принято решение об отказе во включении в Схему объектов, принадлежащих предпринимателям.
При этом при обсуждении комиссией данного вопроса указывалось на невключение павильонов в Схему, утвержденную постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм, и направление предпринимателям уведомлений о расторжении договора аренды.
О решении комиссии, состоявшейся 12.03.2013, администрация сообщила предпринимателям письмом от 17.05.2013 N 16/02-575.
Посчитав указанное письмо отказом администрации о включении торговых объектов в Схему, предприниматели оспорили решение в судебном порядке, одновременно указав на способ восстановления нарушенных прав и законных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателями не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в связи с не включением в Схему размещения торговых объектов принадлежащих им нестационарных торговых помещений.
Частично отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным выраженного в письме от 17.05.2013 N 16/052-575 отказа администрации г.Смоленска о включении принадлежащих заявителям торговых объектов в утвержденную постановлением администрации г.Смоленска от 25.12.20152 N 2317-адм Схему, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
В статье 15 Закона N 381-ФЗ установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
В силу подп. "д" п. 4 ст. 15 Закона N 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ( часть 3 статьи 10).
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом N 381-ФЗ предусмотрено сохранение мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация такого объекта начаты до указания изменений.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 7 которого органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы Администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
В свою очередь уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов, на основании которого разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов ( пункты 8 и 9 Порядка).
Вместе с тем, при разрешении спора оценке подлежат также обстоятельства, с которыми предприниматель связывает возникновение своего права на размещение такого объекта, прежде всего правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка и наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта
В ходе рассмотрения спора судами установлено, подтверждено материалами дела, что на момент принятия Схемы размещения нестационарных торговых объектов предприниматели, утвержденной постановлением администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм, и дату оспариваемого отказа во включении спорных объектов в указанную Схему, предприниматели пользовались земельными участками на основании действующих договоров аренды.
Принимая во внимание положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, а также пунктов 8 и 10 Порядка N 38, согласно которым утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, и, установив, что предприниматели с 2006 года в испрашиваемом месте расположения использовали земельный участок той же площадью для размещения объектов мелкорозничной торговли, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для пересмотра ранее принятого решения от 20.02.2012 и невключения в Схему, утвержденную постановлением администрации г. Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм, нестационарных торговых объектов, принадлежащих заявителям.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами апелляционной коллегии судей об отказе предпринимателям в требованиях о понуждении включить принадлежащие им нестационарные объекты торговли в действующую (на момент принятия судебного акта) Схему размещения нестационарных торговых объектов в связи со следующим.
При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции необоснованно указал на отсутствие оснований для восстановления нарушенных прав заявителей в связи с действием на момент принятия постановления Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Смоленска, утвержденной постановлением администрации г.Смоленска от 20.01.2014 N 127-адм.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что решение и постановление в части отказа в обязании администрации восстановить нарушенные права предпринимателей на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.11.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А62-4189/2013 в части отказа в восстановлении в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей Бухтиярова С.М., Зазяна С.С., Оганесяна Р.А., нарушенных отказом администрации г.Смоленска во включении принадлежащих предпринимателям торговых нестационарных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации города Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм отменить.
Обязать администрацию г.Смоленска внести изменения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, включив в нее торговые нестационарные объекты, принадлежащие Бухтиярову С.М., Зазяну С.С., Оганесяну Р.А., расположенные на трамвайной остановке "Привокзальная площадь" в городе Смоленске.
В остальной части постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, а также пунктов 8 и 10 Порядка N 38, согласно которым утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, и, установив, что предприниматели с 2006 года в испрашиваемом месте расположения использовали земельный участок той же площадью для размещения объектов мелкорозничной торговли, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для пересмотра ранее принятого решения от 20.02.2012 и невключения в Схему, утвержденную постановлением администрации г. Смоленска от 25.12.2012 N 2317-адм, нестационарных торговых объектов, принадлежащих заявителям.
...
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 августа 2014 г. N Ф10-2234/14 по делу N А62-4189/2013