Комментарии к нормативным документам
1. Письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 02-5-10/33 "О применении норм главы 25 НК РФ".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснение, которое, по нашему мнению, ничего не разъясняет, а, наоборот, запутывает. В резолютивной части письма (в выводе) буквально сказано следующее: "учитывая, что расходы на приобретение имущества в виде: безвозмездно полученных материальных ценностей, излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых основных средств, - отсутствуют, то в целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается".
При этом в начале письма имеется ссылка на статью 270 НК РФ, которая прямо обязывает учитывать стоимость перечисленного имущества в составе внереализационных расходов. Чем вызвана необходимость издания такого более чем спорного (если не сказать, незаконного) разъяснения - непонятно.
В любом случае, руководствоваться данным письмом при организации и ведении налогового учета, не следует.
Ссылаться на документ, не имеющий нормативной силы, в случае возникновения проблем будет нельзя. Тем более, что министерство, издавшее письмо, прекратило свое существование.
2. Письмо МНС РФ от 12 мая 2004 г. N 14-3-03/1712-6 "О постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года N 4243/03.
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Постановление Президиума ВАС РФ должно учитываться арбитражными судами при вынесении решений по соответствующим вопросам.
МНС РФ (реформирование которого в службу, на момент издания письма не было завершено), доводит до сведения налоговых органов постановление Президиума ВАС РФ, которое, по нашему мнению, является весьма существенным для взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросам применения мер финансовой ответственности за налоговые правонарушения. На основании одного арбитражного разбирательства сделан важный вывод - так как в статье 120 НК РФ не указано однозначно, что под первичными документами понимаются, в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в случае отсутствия какого-либо регистра налогового учета недопустимо.
Проще говоря, налоговые органы имеют право требовать представления регистров налогового учета, так как обязанность вести налоговый учет (хотя бы по налогу на прибыль) прямо установлена главой НК РФ, но, в случае, если такие регистры предоставлены не будут, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.
3. Письмо МНС РФ от 27 мая 2004 г. N 09-0-10/2190@ "О подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Еще один пример более чем странного разъяснения уже не существующего ведомства.
Со ссылкой на статью 346.13 НК РФ сообщается, что вновь созданные организации и физические лица, регистрирующиеся в качестве индивидуального предпринимателя, могут подавать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. На практике все обстоит с точностью до наоборот.
Неподача заявления о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с подачей документов на регистрацию, лишает права организацию или индивидуального предпринимателя на применение специального налогового режима в данном налоговом периоде (календарном году). Даже, если в приеме заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения было отказано работником налоговой инспекции по надуманному поводу, впоследствии добиться восстановления нарушенного права невозможно - бюрократическая машина безжалостна на всех уровнях - от ИМНС до МНС РФ.
4. Письмо МНС РФ от 2 июня 2004 г. N 04-2-06/419@ "О возмещении расходов при использовании работниками личного транспорта".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняется порядок налогообложения НДФЛ выплат в порядке компенсаций работникам за использование личного транспорта.
При определении не облагаемых налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, по мнению МНС РФ, следует руководствоваться:
для работников учреждений и организаций, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, - нормами компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок, установленных приказом Минфина РФ от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок", изданным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.1993 N 487 "О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок";
для работников всех других организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы - постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
Если трудовым или коллективным договором предусмотрено возмещение расходов в более высоких размерах, то для целей налогообложения эти расходы не учитываются, так как перечисленные виды договоров "лишь предоставляют организации право самостоятельно определять порядок и размер возмещения затрат, связанных с возмещением расходов при использовании личного имущества работника".
Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает уточнение о том, что в размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
Напомним, что упоминавшимся приказом Минфина РФ N 16н для владельцев "Жигулей", например, установлен размер компенсации на уровне 148 руб. в месяц, что при современном уровне цен на бензин позволит заправить целых 12 л топлива и проезжать ежедневно (а выплата работникам производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями) примерно по 6 км. О возмещении - даже частичном - прочих расходов речь не идет.
5. Телеграмма Центробанка РФ от 11 июня 2004 г. N 1443-У.
Опубликована: "Вестник Банка России" 16 июня 2004 г. N 34. Вступает в силу с 15 июня 2004 года.
Ставка рефинансирования Банка России с 15 июня 2004 года установлена в размере 13 процентов годовых.
6. Письмо Центробанка РФ от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Кроме работников банковской сферы положения письма могут быть интересны для бухгалтерских служб и менеджмента организаций, широко использующих в своей деятельности заемные средства (кредиты банков), а также лицам, изучающим бухгалтерский учет, финансовый анализ и менеджмент.
В письме приводится исчерпывающий перечень всех видов банковских рисков (кредитных, страховых, рыночных, фондовых, валютных, процентных, рисков ликвидности, операционных, правовых и стратегических), а также источников их возникновения. Обладание информацией о вероятных рисках, по нашему мнению, необходимо при заключении договоров банковского вклада, банковского кредита, пользовании банковскими услугами.
7. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П.
По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами государственной думы Астраханской области, Верховного суда Удмуртской республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан.
Регистрации в Минюсте РФ не подлежит. Опубликовано в "Российской газете" 15 июня 2004 г. N 24.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Признаны неконституционными те положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые ограничивали право работников негосударственных учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров и театрально-зрелищных организаций на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
"Консультант бухгалтера", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru