• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2014 г. N Ф10-2678/14 по делу N А62-3600/2013

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Исходя из толкований вышеприведенных положений, следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях плата фактически взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку именно железнодорожные пути общего пользования оснащены инфраструктурой железнодорожного транспорта, находящейся в собственности перевозчика (РЖД), как субъекта естественной монополии.

Данный вывод следует и из содержания подпункта "в" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643, относящего к дополнительным работам (услугам), выполняемым на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности: в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами; в течение времени его задержки в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

Соответственно, плата "за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).

При этом, как следует из письма Федеральной службы по тарифам от 30.03.2011 N СН-2489/10 "Об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры при нахождении на ней подвижного состава", в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с п. 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).

Данная правовая позиция нашла отражение в решении Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ10-1331, а также в определении Верховного суда РФ N КАС11-47 от 24.02.2011 по указанному делу.

Кроме того, согласно сложившей правоприменительной практике в арбитражных судах Российской Федерации, в договоре между сторонами может быть согласована плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время их нахождения на путях общего пользования по причинам зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 07.06.2012 N 16181/11; определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: от 25.03.2013 N ВАС-3179/13, от 04.12.2013 N ВАС-17261/13, от 03.02.2014 N ВАС-85/14, от 19.05.2014 N ВАС-5871/14, от 27.05.2014 N ВАС-5873/14, от 09.06.2014 N ВАС-6836/14).

...

Соответственно суды неправильно применили нормы статей 1102 и 1107 Гражданского кодекса РФ к спорным правоотношениям, а начисленная по условиям договора и оплаченная ответчиком без возражений сумма 5 509 066 руб., - не может являться неосновательным обогащением истца.

...

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.01.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу N А62-3600/2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о взыскании 248 317 рублей 55 копеек по первоначальному иску, а также в части распределения судебных расходов, - отменить. В указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области."