город Калуга |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А54-792/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. Толкачевой И.Ю. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от истца МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
от ответчика Управление Федерального казначейства по Рязанской области
от ответчика Субъект РФ - Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области
от третьего лица Финансово-казначейское управление г. Рязани |
Некрасов В.О. - дов. N 91 от 16.06.2014, Заридзе Д.В. - дов. N 95 от 16.06.2014, Курбанов Р.С. - дов. N 123 от 08.09.2014
Кондратьев И.А. - дов. от 23.01.2013
Вешкина А.В. - дов. от 04.09.2014
Решоткин А.А. - дов. от 17.01.2014 |
от третьего лица Федеральная служба по тарифам
от третьего лица ГУ "Региональная энергетическая комиссия Рязанской области" |
Песковская О.Г. - дов. от 21.01.2014
не явилось, извещено |
при ведениии протокола судебного заседания помощником судьи Федоровым М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу А54-792/2008,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г. Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с уточненным иском к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области (далее - казначейство) о взыскании 100 503 400 руб. убытков.
К участию в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рязанская энергетическая комиссия Рязанской области, Администрация города Рязани, Финансово-казначейское управление Администрации города Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.07.2008, оставленным без изменения апелляционной инстанцией в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13.02.2009 принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.06.2009, оставленным без изменения апелляционной инстанцией в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2010 принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.08.2011, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.03.2012, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" взысканы убытки в сумме 100503400 руб.
В части взыскания убытков с субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области в удовлетворении иска отказано.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 02.08.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2013, удовлетворено заявление Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворено о пересмотре решения Арбитражного суда Рязанской области от 09.08.2011 по новым обстоятельствам, названное решение отменено.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014, в иске отказано (т. 15, л.д. 50).
Не согласившись с вышеназванными решением суда первой инстанции от 18.06.2013 и постановлением суда апелляционной инстанции от 29.05.2014, муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о неверном выборе МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" способа защиты в связи с наличием возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам в порядке главы 37 АПК РФ в связи с принятием Пленумом ВАС РФ Постановления N 87 от 06.12.2012 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" основан на неверном толковании судом норм процессуального права и нарушает право предприятия на судебную защиту.
По мнению заявителя жалобы, правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 14489/11, не должна применяться при рассмотрении настоящего спора, в связи с принятием Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 06.12.2013 N 87 иной правовой позиции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в связи с нарушением норм процессуального права, которое могло привести к принятию арбитражным судом неправильного постановления.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. МУП города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" оказывало населению города Рязани коммунальные услуги по отоплению (теплоснабжению) и горячему водоснабжению.
Ссылаясь на то обстоятельство, что в результате оказания в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. населению города Рязани коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и оплате населением данных услуг в соответствии со ставками платы, утвержденными решением N 633-III от 22.12.2005 г. с учетом предельных индексов, установленных постановлением Правительства Рязанской области от 26.01.2006 г. N 19, у МУП "РМПТС" возникли убытки, обусловленные оказанием коммунальных услуг по ставкам, которые ниже себестоимости этих услуг, истец обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим иском.
Как установлено арбитражным судом, Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 г. N 853-э/4 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2006 год для Рязанской области в размере 120%.
Постановлением Правительства Рязанской области от 26.01.2006 г. N 19 на 2006 года был установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 120% по каждому муниципальному образованию Рязанской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 20.12.2005 г. N 101 был утвержден экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, отпускаемую МУП "РМПТС", в размере 484,79 руб. / Гкал.
Рязанским городским Советом решением от 22.12.2005 г. N 633-III, на основании постановления Региональной энергетической комиссии Рязанской области от 20.12.2005 г. N 101 "О тарифе на тепловую энергию для потребителей МУП "РМПТС" на 2006 год", руководствуясь положениями ЖК РФ, Постановлениями Правительства РФ от 17.02.2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", от 30.07.2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданам жилья и коммунальных услуг", постановлением Правительства Рязанской области от 23.11.2005 г. N 288 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", были утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Рязанский городской Совет, руководствуясь императивными требованиями ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ, приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 г. N 853-э/4 и постановлением Правительства Рязанской области от 26.01.2006 г. N 19, внес изменения в решение от 22.12.2005 г. N 633-III, приведя ставки платы за отопление и горячее водоснабжение в соответствие с предельным индексом (120%) исходя из ставок, установленных решением Рязанского городского Совета от 31.01.2005 г. N 46-III "Об утверждении тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги для населения".
РЭК Рязанской области постановлением от 12.05.2006 г. N 19 О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "РМПТС" и филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" - Рязанская региональная генерация" жилищному фонду также привела в соответствие с поименованным предельным индексом тарифы на тепловую энергию, отпускаемую истцом, соответственно на отопление - 354,13 руб. за 1 Гкал (без НДС), на горячее водоснабжение - 398,50 руб. за 1 Гкал (без НДС), распространив действие данных тарифов с 01.01.2006 года.
Применение данных тарифов, по утверждению истца повлекло для него убытки.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11 предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения (часть 3 статьи 2). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов (часть 4 статьи 2). Однако, возлагая на ответчика обязанность по возмещению убытков компании, возникших в результате непринятия им полных мер по выделению необходимого объема субсидий с учетом установленных ГКЭРТ тарифов ниже экономически обоснованных, суды не учли того обстоятельства, что тарифы для населения не были в установленном порядке оспорены или признаны недействующими. Возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные компанией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь приведенной правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходил из того, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании заинтересованным лицом соответствующих актов муниципального образования об утверждении тарифов.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказано наличие оснований для возложения на публично-правовое образование ответственности за убытки в виде межтарифной разницы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 06.12.2012 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", подлежащим применению в силу положений вышеназванного Федерального конституционного закона, разъяснено, что если потери ресурсоснабжающих организаций, вызванные межтарифной разницей не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
В силу п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.06.2011 N 52 "О применении положений арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ может быть подано, если заявителем исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанции. Следовательно, если на день опубликования на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации акта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащего правовую позицию, которая может являться основанием для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам после его вступления в законную силу, у заявителя не утрачена возможность обратиться с жалобой на этот судебный акт в суд апелляционной и (или) кассационной инстанции с учетом положений части 2 статьи 181, части 2 статьи 259, статьи 273, части 2 статьи 276 АПК РФ, заявление о пересмотре судебного акта по указанному новому обстоятельству возвращается заявителю.
При обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (часть 4 статьи 170 АПК РФ).
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" было размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (27.12.2013), суд апелляционной инстанции в силу положений п. 15 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2011 N 52 должен был учесть изменившуюся правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец не лишен возможности воспользоваться правом на подачу заявления в порядке главы 37 АПК РФ, основан на неверном толковании и применении судом апелляционной инстанции положений пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ.
Учитывая, что арбитражным судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права, вследствие чего апелляционная жалоба МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" не была рассмотрена по существу с учетом имевшейся на день ее рассмотрения иной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ относительно практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом правовой позиции, выраженной, в том числе в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2012 N 87, при определении надлежащего ответчика по спору установить, была ли действующим законодательством предусмотрена возможность обращения публично-правового образования, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, к публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели.
Кроме того, суду надлежит выяснить, имели ли место со стороны данного органа действия, направленные на установление иных обязательных показателей или согласовании своего решения об утверждении тарифов с публично-правовым образованием, утвердившим обязательные показатели с целью предотвращения возникновения межтарифной разницы.
Применительно к статьям 16, 1069 и 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел данной категории суд вправе снизить размер взыскиваемого возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению размера своих потерь.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу А54-792/2008 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (часть 4 статьи 170 АПК РФ).
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" было размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (27.12.2013), суд апелляционной инстанции в силу положений п. 15 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2011 N 52 должен был учесть изменившуюся правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
...
Применительно к статьям 16, 1069 и 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел данной категории суд вправе снизить размер взыскиваемого возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению размера своих потерь."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 сентября 2014 г. N Ф10-6385/08 по делу N А54-792/2008
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6385/08
31.07.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3759/14
29.05.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4891/13
18.06.2013 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-792/08
22.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5888/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5888/13
30.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5888/13
19.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6385/08
16.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4615/12
25.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3211/08
10.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4615/12
02.08.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-792/08
19.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6385/08
02.11.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4863/11
09.08.2011 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-792/08
09.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6385/08
08.12.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3211/2008
13.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6385/08