См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 марта 2011 г. по делу N А68-3514/10 и от 3 февраля 2011 г. по делу N А68-3514/10
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей
Степиной Л.В.
Шелудяева В.Н.
При участии в заседании:
от заявителя
- Аксенова О.В. - представителя (дов. от 07.05.2010 б/н, пост.);
от Собрания представителей муниципального образования Алексинский район
от третьего лица:
Администрации муниципального образования Алексинский район
от Прокуратуры Тульской области
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Корниенко Я.В. - представителя (дов. от 21.12.2010 N 8/2080, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Степовой Т.И. на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2010 (судьи Елисеева Л.В., Андреева Е.В., Рыжикова Н.А.) по делу N А68-3514/2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Степовая Татьяна Ильинична (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей МО Алексинский район (далее - Собрание) от 29.04.2009 N 3(3).20 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории МО Алексинский район" в части включения в данный Перечень нежилого помещения общей площадью 197,7 кв. м., находящегося по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Энгельса, д. 28.
В качестве заинтересованного лица в деле участвовала Администрация муниципального образования Алексинский район (далее - Администрация).
В порядке ст. 52 АПК РФ в дело вступила Прокуратура Тульской области.
Решением суда от 06.08.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Предпринимателя и Прокуратуры, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Предприниматель в соответствии с договором аренды от 01.11.2005 N 56 сроком действия до 31.10.2030 арендует нежилые встроенные помещения общей площадью 197,7 кв. м., в том числе помещение кафе "Лира" (по техническому паспорту N 27) площадью 42,6 кв. м., производственные помещения (по техническому паспорту N 26, N 28-34) площадью 104,0 кв. м., помещение магазина "Мясная лавка" (по техническому паспорту N 35) площадью 51,1 кв. м., расположенные по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Энгельса, д. 28.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области 25.11.2005.
Вышеуказанные объекты недвижимости находятся в муниципальной собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 29.08.2005 серии 71 АБ N 063563.
29 апреля 2009 года Собранием представителей муниципального образования Алексинский район было принято решение N 3(3).20 "Об утверждении порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на территории муниципального образования Алексинский район".
Указанным решением были утверждены:
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи по владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на территории муниципального образования Алексинский район (Приложение 1);
Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на территории муниципального образования Алексинский район (Приложение 2).
Указанное решение опубликовано в газете "Алексинские вести" от 06.05.2009 N 20.
В утвержденный Перечень муниципального имущества под номером 29 включено имущество, арендуемое Предпринимателем.
24 ноября 2009 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемого ею имущества в порядке ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Письмом от 15.12.2009 Администрация отказала заявителю в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого ею помещения, указав, что данное имущество включено в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный решением Собрания представителей МО Алексинский район от 29.04.2009 N 3(3).20.
Считая, что включение в Перечень спорного имущества нарушает его права и охраняемые законом интересы как добросовестного арендатора, препятствует в льготном порядке приватизации спорного нежилого помещения, является злоупотреблением заинтересованным лицом своим правом, Предприниматель оспорил решение Собрания в вышеуказанной части.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции от 17.07.2008) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке хозяйствующим субъектом, отвечающим требованиям ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, при условии соблюдения им в совокупности всех четырех условий, указанных в ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества и муниципального имущества свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектами малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 4.1 ст. 18 Закона N 209-ФЗ).
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (ч. 4.2 ст. 18 Закона N 209-ФЗ).
В силу статей 2, 17, п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с Уставом муниципального образования Алексинский район Собрание является представительным органом местного самоуправления Алексинского района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, к исключительной компетенции которого относится, в частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п. 1 ст. 28, п. 5 ст. 29 Устава).
Оспариваемое решение от 29.04.2009 N 3(3).20 принято Собранием в пределах предоставленных ему вышеуказанными нормами права полномочий и это никем не оспаривается.
Не нашел своего подтверждения и довод заявителя о том, что оспариваемое решение представительного органа было принято исключительно с целью воспрепятствовать ИП Степовой Т.И. в реализации преимущественного права в выкупе спорного помещения, поскольку с заявлением о выкупе арендуемого помещения Предприниматель обратился только 24.11.2009, т.е. спустя почти полгода с момента принятия Собранием решения от 29.04.2009 и его официального опубликования и через полтора года после принятия Закона N 159-ФЗ.
Довод Предпринимателя о том, что о своих намерениях воспользоваться преимущественным правом выкупа арендуемого муниципального имущества он заявил заинтересованному лицу еще 12.11.2007, что подтверждается коллективным письмом арендаторов, адресованным главе МО Алексинский района с просьбой выйти в Собрание представителей муниципального образования Алексинский район с предложением проекта решения Собрания представителей муниципального образования Алексинский район "О моратории на приватизацию недвижимого муниципального имущества муниципального образования Алексинский район, арендуемого субъектами малого предпринимательства", обоснованно отклонен судом, так как указанное обращение сделано задолго до принятия Закона N 159-ФЗ, определившего условия выкупа арендуемых помещений субъектами малого предпринимательства.
Нельзя согласиться с доводами заявителя жалобы о том, что ему как субъекту малого предпринимательства, органами местного самоуправления не была оказана поддержка.
Исходя из пп. 1 ст. 14 Закона N 209-ФЗ основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. При обращении заявителем за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, суд обоснованно сделал вывод о том, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов. Вместе с тем, Предпринимателем не представлено в суд доказательств того, что он обращался в органы местного самоуправления с заявлением об оказании ему поддержки как субъекту малого предпринимательства.
Федеральный закон N 209-ФЗ не содержит критериев включения имущества в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства (за исключением того, что данное имущество должно быть свободно от прав третьих лиц).
Таким образом, проверив оспариваемое (в части) решение от 29.04.2009 N 3(3).20 на соответствие его федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к правомерному выводу, что данный акт, принятый органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, не противоречит требованиям Федеральных законов N 159-ФЗ и N 209-ФЗ и не нарушает прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.08.2010 по делу N А68-3514/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пп. 1 ст. 14 Закона N 209-ФЗ основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. При обращении заявителем за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
...
Федеральный закон N 209-ФЗ не содержит критериев включения имущества в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства (за исключением того, что данное имущество должно быть свободно от прав третьих лиц).
Таким образом, проверив оспариваемое (в части) решение от 29.04.2009 N 3(3).20 на соответствие его федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к правомерному выводу, что данный акт, принятый органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, не противоречит требованиям Федеральных законов N 159-ФЗ и N 209-ФЗ и не нарушает прав заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2011 г. N Ф10-500/11 по делу N А68-3514/2010
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2012 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-3514/10
11.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-500/11
04.03.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А68-3514/10
03.02.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А68-3514/10