Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Шелудяева В.Н.
судей
Ключниковой Н.В.
Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от ООО "Автосоюз плюс"
Волкова Н.А., представителя
по дов. б/н от 18.03.2011
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом
от ОАО "Тульский научно-исследовательский технологический институт"
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.08.2010 (судья Елисеева Л.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 (судьи Полынкина Н.А., Стаханова В.Н., Тучкова О.Г.) по делу N А68-3630/10,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автосоюз плюс" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в предоставлении в аренду земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером 71 : 30 : 05 04 01 : 89 и обязании уполномоченного органа предоставить заявителю в аренду указанный участок.
Решением суда от 17.08.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) просит отменить состоявшиеся судебные акты по настоящему делу в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя ООО "Автосоюз плюс", судебная коллегия полагает, что обжалуемые решение и постановление суда отмене или изменению не подлежат.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, ООО "Автосоюз плюс" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ТУ Росимущества в Тульской области) с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью около 3 га для строительства складского комплекса из земель, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОАО "Тульский научно-исследовательский технологический институт" (далее - ОАО ТНИТИ).
Указанное Общество не возражало против прекращения его права постоянного (бессрочного) на испрашиваемый земельный участок.
Письмом от 15.03.2005 исх. N 71-20/1066 ТУ Росимущества также подтвердило свое решение о намерении передать ООО "Автосоюз плюс" в аренду испрашиваемый земельный участок.
В связи с изложенными обстоятельствами, Администрацией г. Тулы был осуществлен выбор земельного участка, о чем составлен соответствующий акт.
Распоряжением ТУ Росимущества в Тульской области от 16.05.2007 N 121 был утвержден акт о выборе земельного участка и предварительно согласованно место размещения объекта строительства на земельном участке, расположенном по проспекту Ленина Центрального района г. Тулы.
В отношении указанного земельного участка ООО "Автосоюз плюс" были проведены кадастровые работы.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью кв.м. был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71 : 30 : 05 04 01 : 89.
Письмом от 06.05.2010 исх. N 71-20/2992 ТУ Росимущества в Тульской области отказало ООО "Автосоюз плюс" в предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующих норм действующего земельного законодательства.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения ТУ Росимущества по Тульской области от 16.05.2007 N 121-р) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 указанного Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ;
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, распоряжение ТУ Росимущества в Тульской области от 16.05.2007 N 121-р, которым предварительно согласовано место размещения складского комплекса ООО "Автосоюз плюс" на испрашиваемом земельном участке, в установленном порядке не отменено и недействительным не признано.
При таких обстоятельствах спора обжалуемый отказ уполномоченного органа в принятии решения о предоставлении ООО "Автосоюз плюс" в аренду спорного земельного участка не соответствует требованиям п. 8 ст. 31 ЗК РФ, п. 2 ст. 32 ЗК РФ, а поэтому обоснованно судом признан незаконным.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка послужило Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", которым для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
При этом указанным актом Правительства РФ даны характеристики земельных участков, в отношении которых вводится запрет по их распоряжению.
В ходе судебного разбирательства ТУ Росимущества в Тульской области не предоставило суду доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении спорного земельного участка также установлен запрет по передаче его в аренду.
Кроме того, действия и решения уполномоченного органа по распоряжению этим земельным участком были совершены до принятия Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234, а поэтому его положения не распространяются на спорные правоотношения.
Приняв решение о признании незаконными оспариваемых действий ТУ Росимущества в Тульской области, суд обоснованно возложил на указанный орган обязанность по устранению допущенных нарушений в отношении ООО "Автосоюз плюс".
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п.п. 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Учитывая изложенное, принятие решения о передаче спорного земельного участка в аренду ООО "Автосоюз плюс", а также заключение соответствующей сделки входит в полномочия ТУ Росимущества в Тульской области.
Требования, предусмотренные вышеназванным Положением о необходимости осуществления согласования с Росимуществом на заключение договора аренды, не являются препятствием для принятия решения суда о возложении на уполномоченный орган обязанности по устранению допущенных нарушений в принудительном порядке, минуя процедуру согласования с вышестоящим органом.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 17.08.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по делу N А68-3630/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка послужило Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", которым для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
...
В ходе судебного разбирательства ТУ Росимущества в Тульской области не предоставило суду доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении спорного земельного участка также установлен запрет по передаче его в аренду.
Кроме того, действия и решения уполномоченного органа по распоряжению этим земельным участком были совершены до принятия Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234, а поэтому его положения не распространяются на спорные правоотношения.
...
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2011 г. N Ф10-495/11 по делу N А68-3630/10