Порядок исчисления и уплаты земельных платежей
Коммерческая деятельность многих организаций связана с арендой земельных участков. Нередко организации приобретают землю в собственность. Документальное оформление таких операций и расчет земельных платежей имеют свои особенности. В статье рассматривается порядок исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю в 2004 году, в том числе при приобретении или аренде объектов недвижимости.
За пользование землей в Российской Федерации взимаются земельный налог и арендная плата. За земли, находящиеся в собственности, уплачивается налог на землю. За земли, переданные в аренду, предусмотрена арендная плата. Основными законодательными и нормативными правовыми актами, на основании которых исчисляются и уплачиваются земельные платежи, являются:
- Земельный кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ);
- Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1);
- законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые на основе Закона N 1738-1;
- инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"" (далее - инструкция N 56).
Особенности исчисления и уплаты земельного налога
В настоящее время все более развивается институт купли-продажи земли, и многие организации направляют свои средства на приобретение в собственность земельных участков. Однако с приобретением земли у организации появляется обязанность по исчислению и уплате налога на землю.
Плательщики земельного налога
В статье 1 Закона N 1738-1 указано, что плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Чтобы определить, кто является собственниками, землевладельцами и землепользователями, обратимся к статье 5 Земельного кодекса.
Собственники земельных участков - это лица, владеющие землей на праве собственности.
Землепользователи (кроме арендаторов) - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования.
И наконец, землевладельцы - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Основание для уплаты налога
В соответствии со статьей 15 Закона N 1738-1 основанием для возникновения обязанности по уплате земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Порядок госрегистрации сделок с землей предусмотрен Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). На это указывает пункт 1 статьи 164 ГК РФ.
Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (ст. 14 Закона N 122-ФЗ). Свидетельство является документом, служащим основанием для возникновения обязанности по уплате земельного налога.
Наряду со свидетельством о государственной регистрации прав*(1) налогоплательщик может использовать следующие правоустанавливающие документы:
- свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.93 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, на право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.92 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Организация становится плательщиком земельного налога за принадлежащий ей земельный участок с месяца, следующего за месяцем предоставления ей земельного участка (ст. 17 Закона N 1738-1).
В пункте 9 инструкции N 56 определено, как исчисляется земельный налог при переходе в течение года права собственности на земельный участок от одного налогоплательщика к другому. В частности, прежнему собственнику земли налог исчисляется и предъявляется к уплате с 1 января текущего года до месяца (включительно), в котором утрачено право собственности на участок. А новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права собственности на участок.
Пример 1
Согласно свидетельству о госрегистрации право собственности на земельный участок перешло к ООО "ХХХ" 3 сентября 2004 года.
Земельный налог общество уплачивает не за весь 2004 год, а только за октябрь - декабрь из расчета 3/12 годовой суммы налога. За январь - сентябрь 2004 года налог уплачивает прежний собственник из расчета 9/12 годовой суммы налога.
Объект налогообложения и налоговая база
Объект налогообложения по земельному налогу - это земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.
Кстати.
Выкупать ли землю?
Земельный кодекс РФ вступил в силу 30 октября 2001 года. С этого момента земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Данное требование закреплено пунктом 8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В отношении земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование до 30 октября 2001 года, применяется положение, установленное пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, у них сохраняется. Причем каких-либо ограничений срока указанного права не установлено.
Тем не менее согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны или переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, или приобрести участки в собственность до 1 января 2006 года.
Как видим, законодательство содержит две взаимоисключающие нормы. По мнению автора, организация имеет право не заключать договор аренды земли и не приобретать участок в собственность, если ей это нежелательно. Однако, скорее всего, ей придется отстаивать свои права в суде.
Организациям, решившим не переоформлять землю, следует иметь в виду, что лица, обладающие участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться ими. То есть они не смогут сдавать земельные участки в аренду. Об этом сказано в пункте 4 статьи 20 Земельного кодекса.
Налоговой базой является облагаемая налогом площадь земельного участка. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Разумеется, если они не предоставлены в пользование иным организациям и физическим лицам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому из них. Причем пропорционально принадлежащей им площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Обратите внимание.
Применение пониженной ставки земельного налога
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), исчисляется по пониженной ставке - 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, однако не менее определенного минимального размера налога. Об этом сказано в статье 8 Закона N 1738-1.
Практически ежегодно этот минимальный размер налога изменяется.
Так, он был равен:
- в 2002 году - 28,8 коп./м2 (п. 16 инструкции N 56);
- в 2003 году - 51,84 коп./м2 (п. 16 инструкции N 56);
- в 2004 году - 57,02 коп./м2 (ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ).
При применении пониженной ставки налога следует учитывать, что согласно статье 1 Закона РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" под жилфондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено в кредит либо за счет средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов и ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
За земельные участки, которые предназначены для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на это строение.
Расчет ставок налога
Размер земельного налога в отличие от налога на прибыль и НДС не зависит от результатов хозяйственной деятельности "пользователей" земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Это определено статьей 3 Закона N 1738-1.
Все земли в Российской Федерации по целевому назначению делятся на различные категории. Это земли: поселений, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны, лесного фонда, водного фонда и др. Описание каждой категории земель приводится в Земельном кодексе.
Применяемые ставки земельного налога зависят от того, к какой категории земель относится конкретный земельный участок. Средние ставки данного налога на федеральном уровне установлены Законом N 1738-1 по состоянию на 1994 год. Рассмотрим подробнее, как рассчитываются ставки налога для такой категории, как земли поселений (городов и поселков).
Согласно статьям 7 и 8 Закона N 1738-1 налог за земли городов и поселков исчисляется исходя из средних ставок, указанных в приложении 2 к этому закону.
Земельный налог является местным. Поэтому ставки по конкретному земельному участку устанавливают местные органы власти на основе средних ставок, введенных Законом N 1738-1.
Начиная с 1994 года ставки земельного налога индексируются путем применения коэффициента индексации. Эти коэффициенты устанавливаются ежегодно (см. таблицу).
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога (за исключением земельного налога за сельскохозяйственные угодья) применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, ставка налога в 2004 году рассчитывается по следующей формуле:
Ставказем. нал (2004 год) = [Ставказем. нал х 50 (1994 год) х 2 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год)] : 1000 х 2 (1999 год) х 1,2 (2000 год) х 2 (2002 год) х 1,8 (2003 год) х 1,1 (2004 год).
Таблица. Ежегодные коэффициенты индексации ставок земельного налога
(за земли городов и поселков)
| Год | Закон | Коэффициент индексации |
| 1994 | Федеральный закон от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" |
50 |
| 1995 | Постановление Правительства РФ от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 го- ду" |
2 |
| 1996 | Постановление Правительства РФ от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" |
1,5 |
| 1997 | Федеральный закон от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федераль- ном бюджете на 1997 год" (ст. 13) |
2 |
| 1998 | Федеральный закон от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" |
Не был введен коэффициент индексации |
| 1999 | Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федераль- ном бюджете на 1999 год" (ст. 15) |
2 |
| 2000 | Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федера- льном бюджете на 2000 год" (ст. 18) |
1,2 |
| 2001 | Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О феде- ральном бюджете на 2001 год" |
Не был введен коэффициент индексации |
| 2002 | Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" |
2 |
| 2003 | Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесе- нии изменений и дополнений в часть вторую Налого- вого кодекса Российской Федерации и некоторые дру- гие акты законодательства Российской Федерации" (ст. 17) |
1,8 |
| 2004 | Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесе- нии изменений и дополнений в часть вторую Налого- вого кодекса Российской Федерации и некоторые дру- гие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых зако- нодательных актов (положений законодательных ак- тов) Российской Федерации" (ст. 7) |
1,1 |
Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос: все ли коэффициенты должны применяться при расчете ставки земельного налога или на ее размер влияет только тот коэффициент, который установлен на текущий год? Заметим, что мнение о применении последнего коэффициента к первоначальной базовой ставке является ошибочным. Ставки земельного налога индексировались с 1995 года практически ежегодно (см. таблицу). При этом ставки земельного налога на текущий год индексировались по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году. Поэтому при расчете ставки земельного налога на текущий год надо применять всю последовательность коэффициентов индексации начиная с 1995 года (при этом базовой ставкой является ставка 1994 года с учетом коэффициента "50" за земли городов и поселков).
Рассмотрим на конкретном примере, как в 2004 году рассчитывается ставка земельного налога.
Пример 2
Организация имеет на праве собственности земельный участок в городе, расположенном в Центральном экономическом районе. Численность населения в городе - 480 000 человек. Средняя ставка земельного налога для этого города - 2,0 руб./м2 (1994 год). При расчете ставки следует учесть коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса данного города, развития его социально-культурного потенциала, который равен 2,3.
Ставка земельного налога по Центральному экономическому району в городе с численностью населения 480 000 человек в 2004 году рассчитывается следующим образом:
Ставка зем. нал = [2,0 руб./м2 х 50 (1994 год) х 2 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год)] : 1000 х 2 (1999 год) х 1,2 (2000 год) х 2 (2002 год) х 1,8 (2003 год) х 1,1 (2004 год) х 2,3 = 13,11 руб./м2.
При расчете ставок налога следует учесть, что согласно части 2 статьи 8 Закона N 1738-1 средние ставки налога органами местного самоуправления городов дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Поэтому в зависимости от расположения земельного участка в конкретной градостроительной зоне города применяемая ставка будет меньше или больше средней ставки земельного налога по этому городу.
Обратите внимание: за земельные участки, которые не используются или используются не по целевому назначению, статьей 3 Закона N 1738-1 ставка налога устанавливается в двукратном размере.
Льготы по налогу
Перечень льгот по земельному налогу, установленных на федеральном уровне, приведен в статье 12 Закона N 1738-1. В частности, от уплаты налога полностью освобождаются: учреждения искусства, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов (либо за счет средств профсоюзов), физической культуры и спорта, туризма (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений) и т.п. Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, руководствуясь статьями 13 и 14 Закона N 1738-1, вправе устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу. Они предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Буква закона.
Ответственность за неуплату (неполную уплату)
земельного налога и непредставление декларации
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание с налогоплательщика штрафа. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Это установлено пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
В случае неуплаты налога в установленные сроки (в том числе в сроки, установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ) налогоплательщик должен уплатить пеню. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России (ст. 75 НК РФ).
Непредставление организацией в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка грозит штрафом. Он установлен статьей 119 НК РФ и составляет 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Однако не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
В случае если организация не подаст налоговую декларацию по земельному налогу в налоговую инспекцию в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока, ей придется уплатить штраф в размере:
- 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации;
- и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Кроме того, нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговые органы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.5 КоАП РФ).
Обратите внимание: организации, освобожденные от уплаты земельного налога, при передаче земельных участков в аренду (пользование) теряют право на освобождение. С площади земельного участка, переданной в аренду, земельный налог взимается в общеустановленном порядке. На это указано в статье 12 Закона N 1738-1.
Порядок уплаты и отчетность по налогу
Согласно статье 3 Закона N 1738-1 размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Учет налогоплательщиков и начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня текущего года (ст. 17 Закона N 1738-1). Суммы исчисленного налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.
Налог исчисляется отдельно по каждому земельному участку, предоставленному организации в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые жилищным фондом, - отдельно по каждому жилому дому.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий вправе устанавливать другие сроки уплаты налога.
В 2004 году согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" плательщики земельного налога за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют налог в полном объеме на счета органов федерального казначейства. Казначейство самостоятельно распределяет доходы от земельных платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
- бюджеты субъектов РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%;
- бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100%;
- бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.
Плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, в 2004 году также перечисляют платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства. Казначейство самостоятельно распределяет доходы от земельных платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(2).
Ежегодно не позднее 1 июля организации представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации по земельному налогу (по каждому земельному участку)*(3).
По вновь отведенным земельным участкам налоговую декларацию надо подать в течение месяца с момента их предоставления.
Если земельные участки (объекты налогообложения) одной организации расположены на территории, которую обслуживают разные налоговые инспекции, то в каждую инспекцию представляется налоговая декларация*(3) за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этой инспекцией.
Отражение налога в налоговом и бухгалтерском учете
В налоговом учете земельный налог отражается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Начисление организацией земельного налога в бухгалтерском учете отражается следующим образом:
- учтен в составе затрат начисленный земельный налог.
Если организация имеет в собственности участок, на котором осуществляется капитальное строительство здания или сооружения, сумма налога на эту землю в период строительства относится на увеличение первоначальной стоимости объекта строительства до момента принятия его на учет в составе основных средств. Об этом сказано в пункте 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В учете это отражается следующей записью:
- учтен в составе капитальных вложений в строящийся объект начисленный земельный налог.
Аренда земли
В частной собственности юридических лиц находится лишь часть земельных участков. В большинстве своем предприятия и организации являются пользователями земли на праве аренды. Согласно статье 5 Земельного кодекса арендаторами земельных участков являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды. Они могут арендовать земельный участок как у государственных органов, так и у организаций или физических лиц.
Обратите внимание: договор аренды земельного участка, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 26 Земельного кодекса, а также в статье 651 Гражданского кодекса.
Плата за право аренды земли
Для заключения договора на аренду земли, находящейся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, организации сначала нужно выкупить право на такую аренду. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе устанавливать плату за право заключения договора аренды на основании статьи 38 Земельного кодекса.
Например, порядок взимания подобной платы в Москве установлен распоряжением мэра Москвы от 26.09.94 N 471-РМ "О плате за право заключения договора аренды земли в Москве". Так, на стадии заключения договора аренды земли за предоставление права на его заключение с арендаторов взимается плата, установленная правительством Москвы.
Выкуп права аренды земельного участка - это сделка купли-продажи между правительством Москвы (продавцом) и победителем торгов, предметом которых являлось право на заключение договора аренды земельного участка. В случаях, предусмотренных Законом г. Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве", покупателем может быть и иное лицо.
Если уплата платежа за право аренды земли - это не что иное, как сделка купли-продажи, то у организаций возникает резонный вопрос: облагаются ли данные платежи НДС?
Обратимся к подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. В нем сказано, что не признается реализацией "выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления".
Следовательно, платежи, взимаемые территориальными органами Росземкадастра (Москомземом) за право заключения договора аренды, поступающие в соответствующие уровни бюджетов, НДС не облагаются.
Арендная плата
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Причем эти размеры могут пересматриваться в сторону уменьшения или увеличения (ст. 21 Закона N 1738-1). В большинстве субъектов базовые размеры арендной платы за землю определяются на основе действующих ставок земельного налога с применением коэффициентов в зависимости от ценности территории, целевого использования земель или категории арендаторов.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, определяются договорами аренды земельных участков между арендатором и арендодателями (ст. 614 ГК РФ).
Арендная плата может устанавливаться в денежной, натуральной (товарами, услугами) или комбинированной форме. Это определяется дополнительным соглашением сторон. Если стороны не заключили такое соглашение, арендатор выплачивает арендодателю арендную плату в денежной форме.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендаторы в полном объеме перечисляют арендную плату за землю на счета органов федерального казначейства. Далее эти платежи распределяются по нормативам в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Порядок распределения доходов, полученных от арендных платежей, между уровнями бюджетной системы России аналогичен распределению поступлений от уплаты земельного налога (см. с. 40).
Данный порядок перечисления в бюджет платежей за аренду земли, находящейся в государственной собственности, свидетельствует о том, что законодательство приравнивает их к платежам за право пользования природными ресурсами (землей). А такие платежи не облагаются НДС согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Если же организация арендует землю у других организаций или индивидуальных предпринимателей, то арендная плата перечисляется непосредственно арендодателю. В этом случае плата за аренду земли облагается НДС, поскольку такая операция рассматривается как оплата услуг. А в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения по НДС.
НДС, уплаченный арендодателю в составе арендной платы за землю, принимается к вычету, если у арендатора одновременно выполняются все услови
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99