г. Калуга |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А08-5307/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Козелкина И.И. Толкачевой И.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Аликановой Л.Д. |
при участии в заседании: |
|
от истца Администрация Старооскольского городского округа: |
представитель Некрасов Е.Л., по доверенности N 1-1-20/585 от 21.03.2014; |
от ответчика РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации: |
представитель Богат Ю.А., по доверенности от Министерства финансов РФ от 13.12.2012 N 01-10-09/96, по доверенности от 19.03.2013 N 31 АВ 0329401 в порядке передоверия; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А08-5307/2013,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области, ОГРН 1023102363008, (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Белгородской области о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 081 413 руб. убытков, связанных с предоставлением жилого помещения гражданке Козловой К.В.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 01.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, Департамент финансов и бюджетной политики по Белгородской области, Министерство регионального развития Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 в удовлетворении исковых требований Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области отказано в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.12.2013 отменено. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области взыскано 1 081 413 руб. убытков. В удовлетворении исковых требований Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области отказано.
Не согласившись с указанным постановлением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась, в лице Управления Федерального казначейства по Белгородской области обратилась в Федеральный арбитржаный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, просил постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А08-5307/2013 отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жлобу в соответствии с ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 подлежат отмене, в связи со следующим.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Козлова Ксения Владимировна, (страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378), Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 1230 от 06.04.2011 включена в список на внеочередное предоставление жилой площади.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 22.05.2012 по делу N 2-1397/2012 на Администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность предоставить Козловой Ксении Владимировне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 30.08.2012 решение от 22.05.2012 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Старооскольского городского округа - без удовлетворения.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта между Администрацией Старооскольского городского округа и Козловой Ксенией Владимировной заключен договор социального найма N 54 от 25.04.2013 жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, а именно однокомнатной квартиры общей площадью 30,53 кв. м по адресу г. Старый Оскол, м-н. Лебединец, д. 11, кв. 8.
Согласно отчету N 04-000376/2 от 20.05.2013, составленному оценщиком Старооскольской торгово-промышленной палаты, рыночная стоимость предоставленной Козловой Ксении Владимировне квартиры по состоянию на 25.04.2013 составляет 1 081 413 руб.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы являются для муниципального образования Старооскольский городской округ убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, Администрация Старооскольского городского округа обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о предъявлении настоящего иска к ненадлежащему ответчику, поскольку обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, при вынесении решения судом были допущены нарушения норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции правильно указал на то, что положениями ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Вместе с тем, судом истцу не было предложено заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего, в связи с чем спор остался по существу неразрешенным.
Кроме того, при вынесении решения суд, указав на то, что оснований для удовлетворения заявленных требований к ответчику - Российской Федерации не имеется ввиду отсутствия расходных обязательств Российской Федерации по финансированию затрат, связанных с предоставлением жилой площади гражданину-инвалиду, поставленному на учет после 01.01.2005, не разрешил вопрос относительно требований ко второму привлеченному судом ответчику - Управлению Федерального казначейства по Белгородской области.
Отменяя решение Арбитражного суда Белгородской области по настоящему делу, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд указал на то, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем в удовлетворении иска к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области следует отказать ввиду необоснованности требований, а требования истца к Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, кассационный суд считает, что арбитражным апелляционным судом не было учтено следующее.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственники жилых помещений, члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Принятие их на учет осуществляется органами местного самоуправления.
На основании ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения данным категориям граждан предоставляются вне очереди на основании решений органа местного самоуправления. Помещение предоставляется собственником жилого помещения соответственно из государственного жилищного фонда либо муниципального жилищного фонда (ст. 49, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом из муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются на условиях социального найма малоимущим гражданам. Гражданам, имеющим право на получение жилья на условиях социального найма по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации либо Указом Президента Российской Федерации, а также по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п/п 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 данного закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом о социальной защите инвалидов предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Поскольку Козлова К.В., страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации от 16.06.2006 N 378,постановлением главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 1230 от 06.04.2011 включена в список на внеочередное предоставление жилой площади, то есть поставлена на учет после 01.01.2005, вышеуказанные нормы подлежат применению.
Из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, следует, что в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социально использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
При этом положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определение от 20.02.2014 N 398-О, установленный абзацем третьим части третьей статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок определения объема денежных средств, предоставляемых субъекту Российской Федерации на обеспечение указанных мер социальной поддержки, регулирующий бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлен на создание правового механизма реализации данной меры социальной поддержки.
Указанные законоположения в их системной взаимосвязи с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которой предусмотрено сохранение права граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства между гражданами одной и той же категории (инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов), вставшими на учет как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Вместе с тем, согласно преамбуле к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 5 этого же Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из правового анализа приведенных нормативных правовых актов в их системной взаимосвязи, следует, что форма предоставления мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 19 постановления N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" также разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)", Положением о департаменте строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, утвержденным распоряжением правительства Белгородской области от 5 апреля 2010 г. N 129-рп, Правительство Белгородской области постановлением от 25.04.2011 N 159-пп утвердило административный регламент департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области по исполнению государственных функций по реализации подпрограмм "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, из вышеизложенного следует, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию данных полномочий предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
И если порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций является прерогативой Правительства Российской Федерации, то определение формы и порядка предоставления указанной социальной поддержки указанной категории граждан отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о выделении в спорный период из федерального бюджета финансовых средств на реализацию мер социальной поддержки инвалидам Белгородской области.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления вышеуказанные нормы права учтены не были, порядок формирования и расходования объема субвенций, выделенных из федерального бюджета Белгородской области, судами не проверен.
Арбитражными судами двух инстанций не исследовался вопрос о том, что Белгородской области были выделены в 2012 году и в 2013 году федеральные субвенции на обеспечение жильем категорий граждан, указанных в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при этом, как утверждает уполномоченный орган Российской Федерации, в бюджете субъекта Российской Федерации имеются остатки неиспользованных средств, не подлежащих возврату в федеральный бюджет, за счет которых и подлежит удовлетворению заявленное требование.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования процессуального закона судами соблюдены не были, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон в совокупности, и, правильно применив нормы действующего законодательства, разрешить спор, приняв законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.12.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А08-5307/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)", Положением о департаменте строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, утвержденным распоряжением правительства Белгородской области от 5 апреля 2010 г. N 129-рп, Правительство Белгородской области постановлением от 25.04.2011 N 159-пп утвердило административный регламент департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области по исполнению государственных функций по реализации подпрограмм "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
...
Арбитражными судами двух инстанций не исследовался вопрос о том, что Белгородской области были выделены в 2012 году и в 2013 году федеральные субвенции на обеспечение жильем категорий граждан, указанных в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при этом, как утверждает уполномоченный орган Российской Федерации, в бюджете субъекта Российской Федерации имеются остатки неиспользованных средств, не подлежащих возврату в федеральный бюджет, за счет которых и подлежит удовлетворению заявленное требование."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 сентября 2014 г. N Ф10-2810/14 по делу N А08-5307/2013