См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 января 2011 г. N Ф10-6170/2010 по делу N А64-3666/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шуровой Л.Ф.
судей
Ермакова М.Н.
Леоновой Л.В.
При участии в заседании:
от ООО "Тамбовсоюзторг"
Иржанова В.М. - представителя, дов. от 30.06.2010 б/н
от ИФНС России по г. Тамбову
не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Тамбовсоюзторг" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 (судьи Скрынников В.А., Осипова М.Б., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-3666/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовсоюзторг" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 19-24/22 от 31.03.2010 в части доначисления налога на прибыль организаций в размере 463 384, 84 руб., начисления пени за его несвоевременную уплату в сумме 95 193 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 72 415 руб.; доначисления НДС в размере 463 729 руб., начисления пени за его несвоевременную уплату в сумме 80 769 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 88 698 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.10.2010 (судья Игнатенко В.А.) заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Тамбовсоюзторг" обратилось с кассационной жалобой на состоявшееся по делу постановление суда апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Общества кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Тамбовсоюзторг" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет налогов (боров), в том числе налога на прибыль организаций и НДС за период с 23.11.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт N 19-24/22 от 09.03.2010 и вынесено решение N 19-24/22 от 31.03.2010.
Названным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 88 698 руб. за неполную уплату НДС и в размере 236 344 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций. Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 572 656 руб., недоимку по налогу на прибыль в размере 1 291 602 руб., пени по НДС в сумме 110 656 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 264 420 руб.
Основанием для рассматриваемых начислений послужил вывод Инспекции о необоснованности включения Обществом в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, документально неподтвержденных затрат в сумме 2 576 271 руб. и применении налоговых вычетов по НДС в размере 463 729 руб., приходящихся на расчеты с ООО "Траст-сервис" за выполненные подрядчиком в 2007 году ремонтно-строительные работы.
Решением УФНС России по Тамбовской области N 11-11/45 от 21.05.2010 в решение Инспекции N 19-24/22 от 31.03.2010 внесены изменения в части доначисления налога на прибыль организаций, сумма недоимки по которому составила 466 465 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль организаций - 73 031 руб. Кроме того, данным решением Управления на нижестоящий налоговый орган возложена обязанность по пересчету пени по налогу на прибыль организаций.
Полагая, что решение Инспекции N 19-24/22 от 31.03.2010 частично не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают произведенные им расходы, а также право на применение налоговых вычетов по НДС, что явилось основанием для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявления налогоплательщика в полном объеме, апелляционная коллегия обоснованно руководствовалась следующим.
На основании ст. 143 НК РФ организации являются плательщиками НДС.
Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. В силу п. 2 данной статьи Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с положениями ст. 146 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
На основании п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.
Перечень сведений и реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В Определении от 15.02.2005 N 93-О Конституционный Суд РФ указал на то, что по смыслу ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного НДС, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено приобретением им товаров (работ, услуг), используемых для осуществления деятельности, являющейся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, принятием данных товаров (работ, услуг) на учет и наличием счетов-фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции.
Согласно ст. 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Затраты, вложенные арендатором в улучшение арендованных основных средств, учитываются для целей налогообложения прибыли либо как расходы в виде амортизации, начисляемой на сумму капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в амортизируемые арендованные основные средства, либо как прочие расходы, связанные с проведением ремонта амортизируемых арендованных основных средств.
На основании п.п. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанные с производством и (или) реализацией.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
Пунктом 1 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Начисление амортизации по вышеуказанному амортизируемому имуществу начинается у арендатора (при применении как линейного, так и нелинейного метода начисления амортизации) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию (п. 3 ст. 259.1 и п. 6 ст. 259.2 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Пунктом 2 ст. 260 НК РФ предусмотрено, что положения данной статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
Поскольку уплата сумм налога на прибыль налогоплательщиком-организацией является налоговой обязанностью, то документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.
Право налогоплательщика на уменьшение полученного им дохода на сумму произведенных расходов является разновидностью налогового вычета, предоставляемого добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат, связанных с получением дохода, в связи с чем обусловлено необходимостью подтверждения надлежащими документами факта несения таких расходов.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Статьей 313 НК РФ определено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, под которым понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
В силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ, понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение 4 лет.
На основании ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 предприятие обязано хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.
Нормы действующего законодательства не запрещают налогоплательщику восстанавливать утраченную в пределах срока хранения бухгалтерскую документацию, в т.ч. посредством обращения к контрагенту по имевшей место хозяйственной операции.
Судом установлено, что все первичные учетные документы, подтверждающие выполнение ООО "Траст-Сервис" (подрядчик) строительных работ по ремонту склада ООО "Тамбовсоюзторг" (заказчик), арендованного последним у ООО "Тамбовоптпродторг" по договорам аренды производственных помещений N 19 от 03.01.2007 и N 30 от 26.12.2007, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Ипподромная, д.5, были утеряны налогоплательщиком и восстановлены в 2009 году путем обращения к Ованесову Р.В., который являлся директором ООО "Траст-Сервис" в период совершения данных операций (2007 год).
Между тем, как правомерно указала апелляционная коллегия, ООО "Траст-Сервис" с 25.07.2008 прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с реорганизацией в форме слияния, в результате которой было создано новое юридическое лицо - ООО "Дивайс" с местом нахождения в г. Москве; учредителем и генеральным директором которого является Тупицина Е.Н.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие полномочия Ованесова Р.В. действовать как от имени ООО "Траст-Сервис" (в проверяемый период), так и от имени правопреемника данной организации - ООО "Дивайс".
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 2 ст. 71 АПК РФ).
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (ч. 3 ст. 71 АПК РФ).
В силу требований ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правильно указал, что составленные в 2009 документы от имени юридического лица - ООО "Траст-Сервис", утратившего к данному моменту свою правоспособность, лицом, не имеющим соответствующих полномочий, не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт несения налогоплательщиком затрат в целях исчисления налоговых обязательств по налогу на прибыль, а также для применения налоговых вычетов по НДС.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия обоснованно отказала Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Приведённые в кассационной жалобе доводы налогоплательщика не опровергают выводов суда, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ, не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу N А64-3666/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Тамбовсоюзторг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.Ф. Шурова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение 4 лет.
На основании ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 предприятие обязано хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.
...
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (ч. 3 ст. 71 АПК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2011 г. N Ф10-6170/10 по делу N А64-3666/2010
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6170/10
27.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6170/10
24.12.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8444/10
20.09.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6104/10