Отчетность за 9 месяцев 2004 года
Как обычно, незадолго до сдачи отчетности мы рассказываем вам о тех моментах, которые нужно учесть для успешного прохождения очередной декларационной кампании. Учитывая, что существенных изменений в составе и форме бланков не произошло, основное внимание в комментарии мы уделим новым правилам приема отчетности, которые установило МНС России. А также обсудим проблемы, с которыми может столкнуться организация, если отправит отчетность по почте.
Состав отчетности
Сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность нужно на тех же бланках, что и прежде. Исключение составляет налог на прибыль. Приказом МНС России от 03.06.2004 N САЭ-3-02/351 утверждена новая форма декларации, по которой все организации должны отчитаться за 9 месяцев 2004 года. Несмотря на то что бланк новый, особых хлопот он бухгалтерам не доставит. Дело в том, что поправки, которые внесены в него, затронули ограниченную категорию налогоплательщиков. А именно, аграрные предприятия, которые не перешли на уплату единого сельхозналога, а также фирмы, которые платят налог ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, и некоторые другие. Большинства же организаций изменения не коснулись. Поэтому основная часть налогоплательщиков будет заполнять декларацию так же, как и раньше. Подробно о новой форме декларации мы писали в "НА" N 14, 2004.
Сроки, в которые нужно уложиться при сдаче налоговых отчетов, представлены в таблице.
Таблица. Порядок представления отчетности
Вид отчета | Срок сдачи | Как заполнить |
Расчет по авансовым пла- тежам по ЕСН |
20 октября | "НА" N 4, 2004 |
Расчет по авансовым пла- тежам по страховым взно- сам на обязательное пен- сионное страхование |
20 октября | "НА" N 4, 2004 |
Декларация по НДС | 20 октября | "НА" N 1, 5, 2004 |
Декларация по плате за пользование водными объ- ектами |
20 октября | "НА" N 4, 2004 |
Декларация по единому налогу на вмененный до- ход |
20 октября | "НА" N 2, 2004 |
Декларация по единому налогу, уплачиваемому при применении "упрощен- ки" |
25 октября | "НА" N 2, 2004 |
Декларация по налогу на прибыль |
28 октября | "НА" N 24, 2003; N 3, 4, 14, 2004 |
Декларация по налогу на имущество |
1 ноября | "НА" N 7, 2004 |
Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убыт- ках |
1 ноября | "НА" N 16, 2003 |
Прием отчетности
С 1 октября 2004 года отделы работы с налогоплательщиками в инспекциях должны заработать по новому Регламенту, утвержденному приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468*(1). Это значит, что принимать 9-месячную отчетность они станут по новым правилам. Какие особенности нужно учитывать бухгалтерам, чтобы отчетная кампания прошла для них успешно? Прежде всего следует помнить, что сдавать декларации надо по утвержденным формам. Этот порядок инспекторы старались соблюдать и раньше, а теперь, с выходом Регламента, безусловно, их требования будут еще жестче. Дело в том, что этот документ запрещает принимать отчетность, если она составлена не на том бланке. Правда, прямой запрет распространяется не на все декларации, а только на те из них, которые получены по почте. Если же бухгалтер или представитель организации принесет "устаревшую" декларацию лично, то инспектор может отказать, а может и принять расчет налога на недействующем бланке. От чего это будет зависеть, в Регламенте не говорится. Можно лишь предположить, что не последнюю роль в этом будут играть личные взаимоотношения работника инспекции и бухгалтера.
А вот если документ поступит по почте, инспектор не примет его в любом случае. С такой декларацией он поступит следующим образом. Регистрировать ее не будут. Вместо этого в трехдневный срок налоговики вышлют организации уведомление о том, что полученная декларация не принята в связи с тем, что представлена не по форме. Одновременно они попросят подать ее снова на действующем бланке. Естественно, все сроки сдачи деклараций в этом случае будут уже пропущены. Поэтому, чтобы избежать каких-либо осложнений, надо внимательно следить за тем, чтобы все налоги были рассчитаны на действующих бланках.
Это требование относится ко всем декларациям, разработанным на федеральном, региональном и местном уровне. Это означает, что если в том или ином субъекте РФ разработана своя форма декларации, например, по налогу на имущество, то и отчитываться на этой территории нужно по региональной форме. Особое внимание на это нужно обратить организациям, которые имеют филиалы с отдельным балансом или недвижимое имущество, расположенные в другом субъекте Российской Федерации. Сдать декларацию по филиалу нужно по форме, которая действует на территории данного региона.
"Почтовая" отчетность
Итак, вы решили отправить 9-месячную отчетность по почте. Как мы уже отметили, налоговики примут ее только в том случае, если она будет составлена по действующей форме. Впрочем, отправка ее в узаконенном виде еще не гарантия того, что инспектор примет ее без сучка и задоринки. Кроме того, отчеты должны быть представлены в полном объеме и в установленные сроки. А с этим при почтовой пересылке иногда случаются проблемы, которые порой от бухгалтера не зависят.
Начнем со срока. Отчет считается сданным вовремя, если он отправлен до 24 часов последнего дня установленного срока. Эта дата должна стоять на штемпеле почтового отделения. Если по каким-либо причинам налоговики получат письмо гораздо позже указанного числа, вашей вины в этом не будет. Штамп будет являться доказательством того, что отчет отправлен в срок.
Отправить отчетность по почте можно двумя способами: заказным или ценным письмом. Инспекторам все равно, как вы оформите почтовое отправление. Для них главное, чтобы отчет поступил полностью и без задержки. Для вас разница есть. Ведь если письмо не дойдет до адресата, то вам придется доказывать, что письмо вы отправляли. Чтобы избавить себя от этой неприятной процедуры, отправлять корреспонденцию лучше заказным письмом. Такое письмо почтальон обязан отнести в инспекцию сам. Причем вручить его он должен под расписку. Она будет свидетельствовать о том, что корреспонденция доставлена по назначению.
Вместе с тем наличие подписи не решит все проблемы. Ведь это не будет являться гарантией того, что до инспектора дошли все вложенные в конверт декларации. Дело в том, что расписывается в почтовой книге работник административно-хозяйственного отдела (отдела общего обеспечения), когда письмо еще запечатано. Тем самым он подтверждает лишь факт доставки письма, а не то, что в нем находится. Судить же о том, все декларации представлены или нет, - обязанность инспектора отдела работы с налогоплательщиками. Поэтому если вы в одном письме отправите несколько деклараций (например, по ЕСН, пенсионным взносам и НДС), одна из которых затем потеряется, то доказать, что в письме были все отчеты, вы сможете, только если в письмо будет вложена опись высланных деклараций. Неувязка заключается в том, что Почта России эту опись к заказным письмам не составляет. Как же быть? В таком случае можно составить опись вложения самостоятельно, вложить ее в конверт и вместе с декларациями отправить заказным письмом. Но не забудьте при этом заверить ее фирменной печатью и подписью главного бухгалтера. Поступив так, вы выполните требования Налогового кодекса и Закона о бухгалтерском учете, которые разрешают направлять отчетность по почте с условием, что к нему приложена опись отправленных документов.
Опись самим составлять не придется, если отчетность направить в инспекцию ценным письмом. Как говорилось выше, это второй способ, которым могут воспользоваться бухгалтеры, отправляя документы по почте. Работники почты оформят и вложат ее в конверт сами. Однако, помимо плюса, у названного способа есть и существенный минус. Заключается он в том, что ценные письма работники почты адресату не доставляют. Они должны получать их сами. Иными словами, такие письма сотрудники инспекции должны забирать с почты самостоятельно. А они порой относятся к такой обязанности неответственно. В результате чего возможна ситуация, когда по истечении определенного времени к вам вернется невостребованное письмо. Думаем, не стоит объяснять, что за этим последует. За несвоевременное представление декларации налоговики начислят штраф по статье 119 Налогового кодекса. Вам же в свою очередь придется доказывать, что санкции они наложили необоснованно, так как задержка отчетности произошла не по вашей вине.
Впрочем, выход все же есть. Ценное письмо можно отправить с уведомлением о его вручении адресату. Почта должна принести вам его после того, как конверт заберут налоговики. Это позволит проконтролировать, получили ли инспекторы вашу отчетность.
И последнее. Сейчас многие почтовые отделения предлагают отправлять корреспонденцию с помощью экспресс-почты. Эта услуга обойдется вам немного дороже, но она того стоит. В этом случае почта оформит опись вложения (с датой отправки), почтальон отдаст письмо прямо в руки инспектору и еще пришлет вам уведомление. Таким образом все возможные препоны в сдаче отчетности будут устранены.
А.М. Павельев,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 16, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.