Вернуть товар по-английски
Минфин признал, что при возврате купленного и уже оприходованного товара счет-фактуру выставлять не обязательно. Наоборот, стоит потребовать, чтобы продавец заменил или аннулировал свой счет-фактуру, выставленный на этот товар.
Этот вывод минфиновцев кардинально отличается от убеждений налоговиков. Правда, сделан он в виде исключения для одной-единственной ситуации.
Обратная реализация
Возвращать купленный товар фирмам приходится сплошь и рядом. Причины обычно перечисляют в договоре купли-продажи - покупатель обнаружил брак уже после приемки товара или товар не подошел для деятельности купившей его фирмы, а выявилось это поздно. Иногда продавец и вне договора уступает давнему партнеру, и товар, по каким-то причинам не устроивший покупателя, вновь обретает своего первого хозяина.
В недавно обнародованном письме Минфин признал, что фирма-"отказник" не должна выставлять продавцу счет-фактуру на возвращаемый товар, даже если уже получила на него право собственности и успела его оприходовать (письмо от 25 августа 2004 г. N 03-04-11/136). Наоборот, это продавец должен заменить ранее выданный счет-фактуру на новый, в котором уже не будет информации о "блудном" товаре.
В налоговом ведомстве настаивают на ином. Там считают, что в таких случаях возврат товара является обратной реализацией. Замруководителя Департамента косвенных налогов ФНС Всеволод Леви уверен, что после оприходования в учете покупателя товары переходят в его собственность. Значит, при возврате товара право собственности на него переходит еще раз. А это в силу 39-й статьи Налогового кодекса не что иное, как реализация, которая обязывает фирму-"отказника" выставить счет-фактуру.
Поскольку Минфин теперь главнее налоговиков, на их мнение можно было бы не обращать внимания. Но, как выяснилось, в финансовом ведомстве не так уж с ними и не согласны. Оказывается, изложенную в письме позицию там высказали применительно к одной лишь ситуации: когда покупатель возвращает товар, еще не успев его оплатить, а поставщик НДС в бюджет уже заплатил, поскольку считает его "по отгрузке".
По словам начальника отдела косвенных налогов Департамента налоговой политики Минфина Ольги Цибизовой, в остальных случаях возврат товара следует считать реализацией, а значит, и выставлять счет-фактуру. "Счет-фактура от покупателя понадобится, если он уже оплатил товар", - пояснила г-жа Цибизова. А благосклонность Минфина к тем, кто за товар еще не заплатил, замруководителя департамента Наталия Комова объяснила странно: право собственности на товар "...в целях НДС переходит после оплаты товара".
Ах, вот в чем дело
Причина всех этих отнюдь небесспорных заявлений - вычет по НДС, право на который имеет продавец при возврате товаров (п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК). Он ведь уже заплатил налог в бюджет, а товар вернули. Вот Налоговый кодекс и разрешает ему восстановить справедливость.
Налоговики же переживают из-за возможности "лишнего" вычета по НДС. Если покупатель оплатил товар, оприходовал и получил от продавца счет-фактуру, то получает право на вычет. Вернув товар, он должен восстановить принятый к вычету НДС, который теперь положено вычитать уже продавцу. Но может этого и не сделать - счет-фактуру-то он возвращать вроде как не обязан. Или сделать, но не сразу. Налоговики если и обнаружат это, то позже - только при выездной или встречной проверке.
Вот чиновники на всякий случай и предлагают оформлять "обратную реализацию". Продавец в этом случае будет получать право на вычет по общим правилам. То есть ему нужно будет не только получить счет-фактуру от вернувшего товар покупателя, но еще и оплатить его. У продавца, считающего НДС "по отгрузке", могут возникнуть проблемы. Если денег от покупателя за возвращенный товар он еще не получил, то и отдавать их обратно, то есть "оплачивать" товар, не должен. А НДС при отгрузке этого товара он в бюджет уже заплатил. Выходит, подарил бюджету, так как без оплаты права на вычет у него нет.
В налоговом ведомстве проблемы не видят. Замначальника отдела анализа и методологии косвенных налогов Любовь Никулина предлагает в этом случае составлять акт взаимозачета. Это, конечно, не сложно. Да вот только инспекция может заявить, что при взаимозачете вычет по НДС нужно рассчитывать так же, как при бартере - исходя из балансовой стоимости товара. А она может быть ощутимо меньше договорной (подробно об этой проблеме читайте в сентябрьском номере на стр. 64).
В требованиях налоговиков есть и корыстные мотивы. Если товар возвращает упрощенец или вмененщик (которые НДС, как известно, не платят), то и счет-фактуру он выставить не сможет. А вернуть наверняка потребует всю заплаченную за товар сумму. Значит, ни о каком вычете у продавца речи и быть не может. Он будет вынужден увеличить стоимость товара. Логично, что при новой продаже этого товара НДС будет начисляться на выросшую цену. Какая выгода бюджету!
Когда возврат - не реализация
На самом деле ни о какой обратной реализации и речи быть не может, когда покупатель возвращает товар либо по причине, предусмотренной законодательством или названной в договоре, либо в порядке его расторжения в связи с ненадлежащим исполнением. Такого мнения придерживаются и аудиторы. Среди них - исполнительный директор АК "Академия Аудита" Александр Елин: "Вне зависимости от того, оприходован товар у покупателя или нет, если договор расторгнут, право собственности автоматически "возвращается" к продавцу".
В таких случаях для того, чтобы "вернуть" налог, продавцу нужно подтверждение того, что НДС он покупателю предъявил (п. 5 ст. 171 НК). Таким подтверждением сами налоговики считают счет-фактуру, выставленный при отгрузке товара. Также кодекс требует сделать корректировку в учете, показывающую возврат товара (п. 4 ст. 172 НК).
Все, всего два условия для вычета, оба установлены Налоговым кодексом. Ни о какой обратной реализации он не упоминает. Кстати, еще в 2001 году суды признавали, что по 39-й статье Налогового кодекса возврат имущества не является реализацией (постановление ФАС Московского округа от 20 июня 2001 г. N КА-А40/2979-01).
Более того, в пункте 5 статьи 171 сказано, что вычетом продавец может воспользоваться в том числе и при возврате товара в течение гарантийного срока. Он, как известно, начинается с момента перехода права собственности на товар к покупателю. То есть законодатель признает, что возврат и реализация - это две разные вещи.
Ну и наконец, последний аргумент: если договор расторгнут, значит, товар уже не принадлежит покупателю, то есть "вобратную" реализовать его невозможно.
Вычету - быть
Куда сложнее спорить с чиновниками, если продавец и покупатель решают вернуть друг другу качественный товар и деньги вне договора. То есть в случае, когда обе стороны договор исполнили и больше никаких обязательств у них друг перед другом нет - ни гарантийных, ни сервисных, никаких. И претензий к исполнению договора тоже нет.
В этом случае в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса договор считается прекращенным. А поэтому расторгнуть его уже невозможно в принципе.
Тогда возврат товара уже можно считать обратной реализацией. Чтобы этого избежать, стороны, бывает, договариваются оформить документы так, как будто товар бракованный. Однако есть способ проще: просто переписать "задним числом" договор и затем его расторгнуть по соглашению сторон.
В новом варианте договора нужно указать такой срок его действия, в который попадает дата возврата. Кроме того, необходимо прописать, что до окончания этого срока стороны по обоюдному согласию могут договор расторгнуть, вернув друг другу все полученное (п. 1 ст. 450 и п. 4 ст. 453 ГК).
Тогда обратная передача товара станет обычным возвратом, подпадет под пункт 5 статьи 171 Налогового кодекса, и у продавца не будет проблем с вычетом.
О том, как отразить возврат товара в учете, читайте на стр. 94.
При подготовке материалов использовались документы, предоставленные журналом "Нормативные акты для бухгалтера"
Е. Давыдова
"Расчет", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru