Суд знает, как считать пенсионные взносы
Высшая арбитражная инстанция опубликовала письмо с обзором судебной практики по спорам, связанным с уплатой пенсионных взносов компаниями и предпринимателями. Вывод из этого документа можно сделать один: суд практически во всем поддерживает Пенсионный фонд, а не налогоплательщиков.
В середине августа Президиум Высшего Арбитражного Суда опубликовал очередное информационное письмо (информационное письмо Президиума ВАС от 11 августа 2004 г. N 79). В нем высшая инстанция дает рекомендации арбитражным судам о том, как применять законодательство о пенсионном страховании.
Вот как прокомментировал письмо юрист московской юридической компании Виктор Тираспольский: "В обзоре суд рассматривает широкий круг вопросов, которые касаются уплаты пенсионных страховых взносов фирмами и предпринимателями. Довольно подробно суд коснулся вопросов уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, а также порядка уплаты ими фиксированных платежей. К примеру, суд разъяснил интересный вопрос о порядке регистрации в Пенсионном фонде плательщиков после января 2004 года.
С начала года у многих предпринимателей и компаний возник вопрос: а надо ли самостоятельно регистрироваться в Пенсионном фонде? Ведь в закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ - прим. ред.) с начала года внесены изменения. Теперь сведения, которые необходимы для регистрации в Пенсионном фонде, направляет не фирма или предприниматель, а налоговая инспекция. Но эти изменения коснулись только тех компаний и бизнесменов, которые зарегистрировались с 1 января 2004 года. А те, кто зарегистрирован до этой даты, должны обратиться в фонд самостоятельно.
Несколько пунктов обзора затрагивают вопросы ответственности предпринимателей и организаций, которые нарушают законодательство о пенсионном страховании. Вывод из обзора можно сделать один. В большинстве рекомендаций суд поддерживает Пенсионный фонд, даже несмотря на сложившуюся практику. К примеру, Высший Арбитражный Суд ясно высказался, что предприниматель должен платить фиксированные пенсионные взносы с 1 января 2002 года, хотя размер этого платежа был утвержден лишь в мае 2002 года. А арбитражные суды нередко поддерживали в этом вопросе именно плательщиков взносов".
Предприниматели тоже платят
Как уже было сказано выше, довольно много вопросов в обзоре затрагивают предпринимателей. На практике нередко предприниматель заключает трудовой контракт или гражданско-правовой договор с наемным работником. Суд разъяснил, как поступить бизнесмену, который уже стоит на учете в Пенсионном фонде. В этом случае он должен самостоятельно зарегистрироваться еще раз, но уже не как индивидуальный предприниматель, а как страхователь, который вносит взносы за сотрудников, работающих на него. Ведь в первом случае он страхует сам себя, а во втором - свой персонал.
Бывают ситуации, когда индивидуальный предприниматель сам заключает трудовой договор с компанией или другим предпринимателем. В нем он выступает в качестве наемного работника, поэтому часто параллельно не осуществляет предпринимательскую деятельность. Компания уплачивает за него как за работника страховые взносы. В этом случае бизнесмен все равно должен уплачивать страховые взносы и за себя как за индивидуального предпринимателя.
Кстати, если предприниматель не осуществляет предпринимательскую деятельность или не получает от нее доход, или же нигде не работает, это не освобождает его от обязанности платить страховые взносы. Таким образом, минимальный платеж, который составляет 150 рублей в месяц, предприниматель должен уплачивать обязательно, несмотря на то, что фактически не осуществляет деятельность.
Высшая арбитражная инстанция попыталась разъяснить и вопрос о сроках уплаты бизнесменами фиксированных минимальных платежей. Законом на сегодняшний момент эти сроки не установлены. Из-за этого между Пенсионным фондом и плательщиками возникает множество споров.
В постановлении правительства от 11 марта 2003 г. N 148 сказано, что размер фиксированного ежемесячного платежа утверждается правительством на год. В пункте 4 этого постановления написано, что сумму фиксированного платежа нужно уплачивать не позднее 31 декабря отчетного года. Но чиновники до сих пор не утвердили размер фиксированного платежа. Поэтому предприниматели платят минимальный взнос, равный 150 рублям в месяц.
Однако сроки уплаты именно минимального взноса не определены ни в законе, ни в постановлении правительства. Но суд сделал вывод, что минимальный платеж нужно платить в те же сроки, что и платеж, рассчитываемый правительством. Это значит, что платить минимальные взносы в Пенсионный фонд предпринимателям нужно не позднее 31 декабря каждого года. Перечислить при этом можно всю накопившуюся за год сумму единовременно.
Судебная инстанция также разъяснила, есть ли необходимость уплачивать взносы в Пенсионный фонд работающим пенсионерам-предпринимателям. По ее мнению, закон сохраняет обязанность по уплате и в этом случае. А размер пенсии фонд пересчитает бизнесмену в зависимости от поступающих платежей.
Штрафы и пени
Высший Арбитражный Суд дал рекомендации нижестоящим инстанциям и по вопросу штрафов. Он напомнил, что ответственность за неуплату сумм страховых взносов установлена в Законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а не в Налоговом кодексе. Ведь страховые взносы не входят в состав единого социального налога. Хотя особой разницы по санкциям за нарушение налогового или пенсионного законодательства предприниматели и фирмы не почувствуют. Поскольку, например, и в том, и в другом законе неуплата налога (п. 1 ст. 122 НК) или страхового взноса (п. 2 ст. 27 закона о пенсионном страховании) наказывается штрафом в размере 20 процентов от неуплаченных сумм.
По словам Виктора Тираспольского, территориальные учреждения Пенсионного фонда раньше грешили тем, что проверяли уплату страховых взносов компаниями за период до 2001 года. Высший Арбитражный Суд разъяснил эту ситуацию. Он пояснил, что Пенсионный фонд не имеет права взыскивать задолженность по страховым взносам, которая образовалась на начало 2001 года. Но это не значит, что за тот период компанию никто не сможет оштрафовать. В статье 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ написано, что недоимки, пени и штрафы по взносам в социальные внебюджетные фонды, которые образовались на 1 января 2001 года, взыскивают налоговые инспекции.
В вопросах, касающихся уплаты пеней, суд поддержал налогоплательщиков. Пенсионный фонд не имеет права начислять пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам по окончании месяца. Дело в том, что окончательную сумму пенсионных взносов, по мнению суда, фонд должен определять только по итогам отчетного периода, а не месяца. Напомним, что отчетные периоды по таким платежам - I квартал, полугодие и девять месяцев.
Помимо этого закон о пенсионном страховании не предусматривает ответственности за неуплату ежемесячных авансовых платежей. Хотя Пенсионный фонд не раз пытался штрафовать организации за такую неуплату.
Взносы по требованию
В обзоре суд затронул порядок и сроки направления требования об уплате страховых взносов. Порядок внесения пенсионных платежей, а также контроль за их уплатой регулируется налоговым законодательством. Отсюда суд сделал два вывода. Один в пользу плательщиков, другой - нет.
Первый вывод - о сроках, в течение которых пенсионное учреждение направляет требование фирме. Эти положения регулирует Налоговый кодекс. Поэтому если сроки уплаты платежей прошли, то госучреждение направляет фирме требование в течение трех месяцев. Если фонд выносит требование на основании проверки организации, то после вынесения решения у него есть всего 10 дней. Если же фирма добровольно не исполнит эту "просьбу", то у фонда есть еще шесть месяцев для подачи на компанию иска в суд. Поэтому когда Пенсионный фонд нарушает какой-либо из этих сроков, то компания может избежать штрафа.
Второй вывод судебной инстанции, также сделанный на основе Налогового кодекса, не в пользу компаний. Когда фирма не выполняет свои обязанности по внесению пенсионных платежей, госучреждение направляет ей требование об уплате. В этом документе оно устанавливает срок добровольного исполнения требования. Если компания не заплатит в срок, то Пенсионный фонд обращается в суд. Высший Арбитражный Суд сделал вывод, что требование компании может направить как Пенсионный фонд, так и налоговая инспекция. А вот в суд обратиться может только фонд. Таким образом, он может и не направлять компании требование об уплате взноса, а сразу обратиться в суд. Но только при условии, что требование об уплате ранее направила инспекция.
Напомним
Высший Арбитражный Суд - это высшая судебная инстанция по разрешению экономических споров. Президиум суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики. Когда набирается много различных дел по каким-то схожим вопросам, суд издает информационные письма. В них он информирует нижестоящие арбитражные суды о выработанных рекомендациях по применению законодательства. Поэтому, с одной стороны, этот документ не является обязательным для применения арбитражными судами, но с другой - высшая арбитражная инстанция в письме дает рекомендации нижестоящим судам. Поэтому скорее всего при вынесении решений суды будут опираться на информационное письмо Президиума ВАС от 11 августа 2004 г. N 79.
Кстати
Льготы для фирм и компаний по социальному налогу, которые законодатель установил в статье 239 Налогового кодекса, не распространяются на плательщиков пенсионных взносов. Поэтому, скажем, льготы по единому социальному налогу с зарплаты инвалидов (можно не начислять ЕСН на сумму выплат, не превышающую 100 000 руб. в год) не распространяются на пенсионные взносы - их нужно уплачивать в полном объеме.
Н. Свистунова
"Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007