Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 17.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Ключниковой Н.В.
Судей
Шелудяева В.Н.
Стрегелевой Г.А.
При участии в заседании:
от заявителя
- Пузановой Н.А. - представителя (дов. от 15.10.2010);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
от третьего лица:
Открытого акционерного общества "Курские электрические сети"
Комитета по тарифам и ценам Курской области
Верхне-Донского управления Ростехнадзора
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 12.11.2010 (судья Орешко С.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Сергуткина В.А.) по делу N А35-4606/2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МРСК Центра" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 18.03.2010 по делу N 04-05/14-2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ОАО "Курские электрические сети" (ОАО "КЭС"), Комитет по тарифам и ценам Курской области, Верхне-Донское управление Ростехнадзора.
Решением суда от 12.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2011 решение суда от 12.11.2010 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи нарушением норм материального, процессуального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, в ходе рассмотрения жалобы ОАО "КЭС" на действия ОАО "МРСК Центра" Управлением было установлено следующее.
ОАО "Курские электрические сети" письмом от 16.03.2009 N 135/13А обратилось в филиал ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в районе Магистрального проезда (ТП-897, ТП-868, ТП-865, ТП-886, ТП-866, ТП-813, ТП-867, ТП-738, ТП-215, ТП-214, ТП-389), к принадлежащей ОАО "МРСК Центра" ПС 110/6 кВ "Тепличная".
14 мая 2009 года Общество направило ОАО "КЭС" проект договора об осуществлении технологического присоединения N Ц-753 и технические условия на технологическое присоединение электроустановок ОАО "КЭС" (ТП-897, ТП-868, ТП-865, ТП-886, ТП-866, ТП-813, ТП-867, ТП-738, ТП-215, ТП-214, ТП-389) к РП-6Кв "КОНТИ-РУС" (проектируемая ячейка) - основной источник питания - ПС 110/6 кВ "Тепличная", ЗРУ-6 кВ.
Согласно п. 3.1 проекта договора об осуществлении технологического присоединения N Ц-753 стоимость услуг по технологическому присоединению определяется по индивидуальному проекту в соответствии с постановлением уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. До утверждения уполномоченным органом соответствующей платы ориентировочная стоимость выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 988009,28руб. Окончательная стоимость работ по осуществлению технологического присоединения будет определена после утверждения уполномоченным органом размера платы по индивидуальному проекту путем подписания дополнительного соглашения к настоящем договору.
Письмом от 03.06.2009 N 473/13А ОАО "Курские электрические сети" сообщило о том, что не может подписать договор технологического присоединения N Ц-753 в представленной редакции, так как на основании письма от 28.04.2008 N 7р.12/490 в инвестиционной программе ОАО "КЭС" запланировано строительство КЛ 6 кВ от ПС Кислинская, указав так же и на то, что стоимость договора за технологическое присоединение должна определяться в соответствии с постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области.
29 октября 2009 Общество в письме исх. N МРСК-КР/42/6212 сообщило ОАО "КЭС" о необходимости представить подписанный договор с протоколом разногласий, иначе оферта будет признана недействительной.
По данному факту Управлением 19.11.2009 было возбуждено дело N 04-05/14-2009 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого принято решение от 18.03.2010 о признании Общества нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, которое привело (может привести) к ущемлению интересов другого лица - ОАО "Курские электрические сети", а именно в применении при определении размера платы за технологическое присоединение расположенных в районе Магистрального проезда электроустановок ОАО "КЭС" (ТП-897, ТП-868, ТП-865, ТП-886, ТП-866, ТП-813, ТП-867, ТП-738, ТП-215, ТП-214, ТП-389) к принадлежащей ОАО "МРСК Центра" РП-6Кв "КОНТИ-РУС" тарифа, не утвержденного органом исполнительной сласти в области государственного регулирования тарифов.
На основании указного решения Обществу было выдано предписание от 18.03.2010 о прекращении нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, для чего осуществить расчет платы за технологическое присоединение расположенных в районе Магистрального проезда электроустановок ОАО "КЭС" (ТП-897, ТП-868, ТП-865, ТП-886, ТП-866, ТП-813, ТП-867, ТП-738, ТП-215, ТП-214, ТП-389) к принадлежащей ОАО "МРСК Центра" РП-6Кв "КОНТИ-РУС" в соответствии с требованиями действующего законодательства по тарифу, установленному органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Полагая, что указанное решение и предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Общество не злоупотребляло доминирующим положением и не совершало действий, результатом которых явилось или могло явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, поскольку положения проекта договора об осуществлении технологического присоединения с условием о предварительной стоимости подключения с определением в последующем окончательного размера тарифа уполномоченным органом не противоречат действующему законодательству.
Кассационная инстанция не может согласиться с данными выводами суда ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и ст. 5 Закона N 135-ФЗ Общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в пределах границ эксплуатируемых объектов электрического хозяйства на территории Курской области с долей более 50%, в связи с чем, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%, таким образом, на него распространяются требования ст. 10 Закона N 135-ФЗ, устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Из содержания п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Суды обоснованно отметили, что из системного толкования положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) и п. 1 ст. 26 Закона N 35-ФЗ следует, что порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям устанавливает Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. Плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций, а также плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Суды с учетом указанных норм права правильно указали, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям сетевой компании производится на основе договора, который является публичным и носит возмездный характер. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.
Как следует из материалов дела, тарифы по передаче электрической энергии и плата за техническое присоединение к электрическим сетям уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - Комитетом по тарифам и ценам Курской области не устанавливались, в связи с чем п. 3.1 проекта договора об осуществлении технологического присоединения N Ц-753, определяющий стоимость услуг по технологическому присоединению а размере 988009,28 руб., нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Ссылка судов на разъяснение Комитета по тарифам и ценам Курской области от 03.09.2009 N 03-09/2526 как на подтверждение законности действий ОАО "МРСК Центра" по указанию в проекте договора об осуществлении технологического присоединения N Ц-753 неутвержденной уполномоченным органом платы является необоснованной ввиду следующего.
Разъяснение Комитета по тарифам и ценам Курской области от 03.09.2009 N 03-09/2526 о том, что уполномоченный орган определяет размер платы за технологического присоединение по индивидуальному проекту только после согласования сетевой организацией технических условий с заявителем, прямо противоречит Правилам технологического присоединения, предусматривающим строгую последовательность действий субъектов электроэнергетики и уполномоченных в сфере государственного регулирования тарифов органов при технологическом присоединении по индивидуальному проекту.
Так, п. 30 Правил технологического присоединения (в ред. постановления Правительства РФ от 21.04.2009 N 334) предусматривал, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока, установленного соглашением между заявителем и сетевой организацией для разработки и согласования с уполномоченными органами государственной власти проектной документации, но не позже 9 месяцев с даты поступления в сетевую организацию заявки. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.
Таким образом, законодатель императивно предусмотрел, что стоимость технологического присоединения объектов энергопотребления к сетям сетевой организации устанавливается уполномоченным государственным органом, что исключает возможность свободного определения такой цены (в том числе и ориентировочной) сторонами договора.
При этом у заявителя еще до заключения договора должна быть информация об определенном именно регулирующим органом размере платы за технологическое присоединение, с учетом которой заявитель принимает для себя решение о том, целесообразно ли (в том числе и экономически) ему осуществлять присоединение к сетям сетевой организации или нет.
Таким образом, предложив в проекте договора об осуществлении технологического присоединения N Ц-753 плату в размере 988009,28 руб., ОАО "МРСК Центра" применило тариф, не утвержденный Комитетом по тарифам и ценам Курской области, и тем самым нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что в соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" предполагает наличие или угрозу наступления указанных в ст. 10 Закона N 135-ФЗ последствий и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, позиция судов первой и апелляционной инстанций о правомерности указания в договоре об осуществлении технологического присоединения не утвержденной регулирующим органом платы, лишает заявителей, технологическое присоединение объектов которых возможно только по индивидуальному проекту, возможности реализовать предоставленное им нормами действующего законодательства право на заключение договора после утверждения платы регулирующим органом и влечет для таких заявителей дополнительные расходы, а также способствует дальнейшему злоупотреблению ОАО "МРСК Центра" доминирующим положением.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 по делу N А35-4606/2010 отменить.
Отказать открытому акционерному обществу "МРСК Центра" в удовлетворении требования о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18.03.2010 по делу N 04-05/14-2009.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разъяснение Комитета по тарифам и ценам Курской области от 03.09.2009 N 03-09/2526 о том, что уполномоченный орган определяет размер платы за технологического присоединение по индивидуальному проекту только после согласования сетевой организацией технических условий с заявителем, прямо противоречит Правилам технологического присоединения, предусматривающим строгую последовательность действий субъектов электроэнергетики и уполномоченных в сфере государственного регулирования тарифов органов при технологическом присоединении по индивидуальному проекту.
Так, п. 30 Правил технологического присоединения (в ред. постановления Правительства РФ от 21.04.2009 N 334) предусматривал, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока, установленного соглашением между заявителем и сетевой организацией для разработки и согласования с уполномоченными органами государственной власти проектной документации, но не позже 9 месяцев с даты поступления в сетевую организацию заявки. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.
Таким образом, законодатель императивно предусмотрел, что стоимость технологического присоединения объектов энергопотребления к сетям сетевой организации устанавливается уполномоченным государственным органом, что исключает возможность свободного определения такой цены (в том числе и ориентировочной) сторонами договора.
При этом у заявителя еще до заключения договора должна быть информация об определенном именно регулирующим органом размере платы за технологическое присоединение, с учетом которой заявитель принимает для себя решение о том, целесообразно ли (в том числе и экономически) ему осуществлять присоединение к сетям сетевой организации или нет.
Таким образом, предложив в проекте договора об осуществлении технологического присоединения N Ц-753 плату в размере 988009,28 руб., ОАО "МРСК Центра" применило тариф, не утвержденный Комитетом по тарифам и ценам Курской области, и тем самым нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что в соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" предполагает наличие или угрозу наступления указанных в ст. 10 Закона N 135-ФЗ последствий и не требует доказывания антимонопольным органом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 июня 2011 г. N Ф10-1755/11 по делу N А35-4606/2010