Резолютивная часть постановления объявлена: 17.06.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме: 23.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Чадова В.М.
Судей
Чистовой И.В.
Козелкина И.И.
при участии в заседании:
от истца:
Ломакина В.В. - представитель (доверенность N 01-Д от 31.12.2010 г.);
от ответчика:
Алтухова Ю.В. - представитель (доверенность N 69 от 12.06.2011 г.);
от третьего лица:
не явился, надлежаще извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 20.10.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А35-1669/2010,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Курская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Курская ЭСК") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском (с учетом уточнения и заключения соглашения по урегулированию разногласий) к обществу с ограниченной ответственностью "Региональная энергосбытовая компания" (далее - ООО "РЭК") о принятии пункта 5.3 приложения N 7 "Тарифное соглашение" договора энергоснабжения N Э1283/1695-ЭСК/2009 от 07.12.2009 г. в редакции истца согласно протоколу разногласий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и ценам Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.10.2010 исковые требования ОАО "Курская ЭСК" удовлетворены. Пункт 5.3 договора энергоснабжения N Э1283/1695-ЭСК-2009 от 07.12.2009 г. от 07.12.2009 г. изложен в следующей редакции: "Расчет стоимости электрической энергии производиться в соответствии с действующим законодательством, в том числе Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. с учетом тарифов, утвержденных Комитетом по тарифам и ценам Курской области".
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятым по делу судебными актами, считая их незаконными и необоснованными, вынесенными без учета всех фактических обстоятельств дела, ООО "РЭК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не урегулировали разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора в части п. 5.3, касающегося расчета стоимости.
Представитель ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца, доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонил, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание не явился. В порядке ст. 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами, 07.12.2009 г. ООО "РЭК" направило в адрес ОАО "Курская ЭСК" оферту на заключение договора, предложив подписать проект договора энергоснабжения N Э1283/1695-ЭСК/2009 от 07.12.2009 г.
Предложенный проект договора энергоснабжения был подписан со стороны ОАО "Курская ЭСК" с протоколом разногласий к пунктам: 2.2.1, 3.1.20, 3.1.24, 3.2.2, 4.7, 5.2, 5.3 - 5.8, 6.1.-6.3, 6.6-6.8, 7.1, 7.3, 8.1, 8.2, 8.11, 9.1, 9.3, а также с предложением дополнить договор приложением N 7 "Тарифное соглашение".
ООО "РЭК", рассмотрев протокол разногласий, направил истцу протокол урегулирования разногласий (письмо N 25 от 15.01.2010 г., получено истцом 25.01.2010 г.) Согласно протоколу урегулирования разногласий неурегулированными между сторонами остались следующие пункты договора: 3.1.20, 5.2-5.8, 6.2, 6.6, 7.1., 8.11, 9.1,9.3, а также предложение истца о дополнении договора приложением "Тарифное соглашение".
Не урегулирование разногласий по указанным пунктам явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции сторонами было достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам и между ОАО "Курская ЭСК" и ООО "РЭК" были урегулированы разногласия по пунктам 5.2, 5.4 - 5.8, 7.1, 8.11, 9.1, 9.3 договора энергоснабжения N Э1283/1695-ЭСК-2009 от 07.12.2009 г.
Таким образом, фактически неурегулированными остались разногласия сторон по пункту 5.3 указанного договора, которые и были рассмотрены судами.
Как следует из материалов дела, истец просил суд принять п. 5.3 договора в следующей редакции: "Потребитель приобретает у Поставщика электрическую энергию по средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком на оптовом рынке".
Ответчик предлагал принять указанный пункт договора в следующей редакции: "Расчет стоимости электрической энергии производится по регулируемой цене, установленной для Поставщика для соответствующей категории потребителей по соответствующему уровню напряжения".
Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая разногласия сторон в части подлежащей принятию редакции п.5.3 договора энергоснабжения N Э1283/1695-ЭСК-2009 от 07.12.2009 г.), согласились с доводами истца, и пришли к выводу о необходимости принять спорный пункт в следующей редакции: "Расчет стоимости электрической энергии производиться в соответствии с действующим законодательством, в том числе Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 с учетом тарифов, утвержденных Комитетом по тарифам и ценам Курской области".
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
По сути в рамках настоящего дела между сторонами возник спор относительно того кто является гарантирующим поставщиком в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых запитаны от подстанции "Индустрия" и, в частности, в отношении потребителя ООО "Вагонмаш", в интересах которого истец приобретает электрическую энергию у ответчика.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1), а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2).
Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с п. 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, в переходный период реформирования электроэнергетики утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 г. (далее - Правила N 530) потребители на розничных рынках оплачивают часть покупаемой электроэнергии по регулируемой цене, а часть по свободной (нерегулируемой).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованны) тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирована тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья (настоящего Закона).
Оплата за электрическую энергию и мощность, отпускаемые по регулируемым ценам, производится по тарифам соответствующих групп потребителей, установленным в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области на соответствующий период регулирования.
Стоимость единицы поставляемого товара по нерегулируемой цене рассчитывается ежемесячно и указывается поставщиком в счетах-фактурах. При этом количество и стоимость электроэнергии, поставляемой по нерегулируемой цене, каждый месяц отличается, поскольку ценообразование на розничных рынках напрямую зависит от формирования цены на оптовом рынке электроэнергии.
При этом алгоритм расчета доли продажи электроэнергии по регулируемым ценам потребителям на розничном рынке определен Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 21.08.2007 г. N 166-э/1 "Об утверждении правил определения стоимости электроэнергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактического потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии".
В соответствии с действующим законодательством присвоение статуса гарантирующего поставщика и определение границы его зоны деятельности производится решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Комитет по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет), является уполномоченным органом Курской области в сфере государственного регулирования тарифов и осуществляет регулирование деятельности гарантирующих поставщиков, именно по указанным вопросам, отнесенным к компетенции, комитет может дать пояснения в рамках настоящего дела.
Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. N 69 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика", трем сбытовым компаниям: ОАО "Курская ЭСК", ОАО "Курскэнергосбыт" и ООО "РЭК" присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Курской области и определены их зоны деятельности, которыми для гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК" являются административные границы Курской области, за исключением части территории Горшеченского района Курской области, где точки поставки электрической энергии на оптовом рынке зарегистрированы за гарантирующим поставщиком ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", и территорий, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "Курскэнергосбыт" и ООО "РЭК".
Границей зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО "РЭК" является граница балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих или находящихся на обслуживании МУП "Горэлектросети" г. Железногорск, к сетям которого присоединены потребители, подлежащие обслуживанию ООО "РЭК".
На момент вступления в силу вышеуказанного постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области подстанция "Индустрия 110/6 кВ" не входила в состав энергооборудования, находящегося на балансе сетевой компании МУП "Горэлектросети" г. Железногорск, в связи с этим, потребители, присоединенные к вышеуказанной подстанции находились в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК".
ООО "РЭК" 27.12.2006 г. приобрело в собственность подстанцию "Индустрия 110/6 кВ" и передало в аренду МУП "Горэлетросети" г. Железногорск с 01.01.2007 г., в связи, с чем ООО "РЭК" письмом от 27.02.2008 г. N 136 обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области об изменении границ зоны деятельности.
Любое изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии происходит на основании соответствующего Постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области.
В силу п. 58 Правил N 530 границы зоны деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению в период между проведением очередных конкурсов и могут быть изменены до проведения первого конкурса в случае принятия решения уполномоченным органом об изменении (объединении или разделении) границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании письменного согласия на такое изменение всех гарантирующих поставщиков, границы деятельности которых изменяются.
Исходя из анализа вышеуказанного пункта Правил N 530 изменение границ зон деятельности возможно только по добровольному соглашению всех гарантирующих поставщиков.
Однако материалы дела доказательств заключения такого соглашения не содержат.
Кроме того, действующее законодательство не устанавливает случаев или условий, при которых допустимо принудительное изменение границ.
Учитывая изложенное, только наличие согласия со стороны смежных гарантирующих поставщиков является основанием для удовлетворения требований гарантирующего поставщика об изменении зон деятельности.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что согласно постановлению Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. N 69 потребители, присоединенные к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", в настоящее время находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК".
В связи с этим, является обоснованным вывод судов о том, что ООО "РЭК" может осуществлять продажу электрической энергии и мощности потребителям, присоединенным к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", как энергосбытовая компания, не подлежащая государственному регулированию.
Также суды верно указали, что Правила N 530 в силу п. 3 ст. 539 ГК РФ имеют императивный характер, в виду чего подлежат обязательному применению.
Таким образом, редакция п. 5.3 договора энергоснабжения N Э1283/1695-ЭСК-2009 от 07.12.2009 г. принятая судами является соответствующей фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных по нему доказательств.
В силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия на переоценку доказательств и выводов суда.
Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами, и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.10.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А35-1669/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.М. Чадов |
Судьи |
И.В. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 58 Правил N 530 границы зоны деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению в период между проведением очередных конкурсов и могут быть изменены до проведения первого конкурса в случае принятия решения уполномоченным органом об изменении (объединении или разделении) границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании письменного согласия на такое изменение всех гарантирующих поставщиков, границы деятельности которых изменяются.
Исходя из анализа вышеуказанного пункта Правил N 530 изменение границ зон деятельности возможно только по добровольному соглашению всех гарантирующих поставщиков.
Однако материалы дела доказательств заключения такого соглашения не содержат.
Кроме того, действующее законодательство не устанавливает случаев или условий, при которых допустимо принудительное изменение границ.
Учитывая изложенное, только наличие согласия со стороны смежных гарантирующих поставщиков является основанием для удовлетворения требований гарантирующего поставщика об изменении зон деятельности.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что согласно постановлению Комитета по тарифам и ценам Курской области от 05.10.2006 г. N 69 потребители, присоединенные к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", в настоящее время находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Курская ЭСК".
В связи с этим, является обоснованным вывод судов о том, что ООО "РЭК" может осуществлять продажу электрической энергии и мощности потребителям, присоединенным к подстанции "Индустрия 110/6 кВ", как энергосбытовая компания, не подлежащая государственному регулированию.
Также суды верно указали, что Правила N 530 в силу п. 3 ст. 539 ГК РФ имеют императивный характер, в виду чего подлежат обязательному применению."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 июня 2011 г. N Ф10-1536/11 по делу N А35-1669/2010