Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 29.06.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Шелудяева В.Н.
Судей
Степиной Л.В.
Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "РОССервис"
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
Кардашова С.Н. - представителя, доверенность от 14.02.11 N 19,
Ким Г.В. - представителя, доверенность от 22.06.11 N 130,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 (судья Шишкина В.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-10118/2010/302/5,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РОССервис" (далее - ООО "РОССервис", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области, Департамент), выраженных в письмах исх. N 17-7713з от 10.08.2010, исх. N 17-8133з от 27.08.2010, исх. N 17-8678з от 20.09.2010, направленных на возмездное предоставление ООО "РОССервис" в аренду для проектирования и строительства производственной базы земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0208079:155 площадью 12812 кв. м, и 36:34:0208079:154 площадью 25482 кв. м, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии 261и и 261з соответственно, а также об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить обществу с ограниченной ответственностью "РОССервис" в аренду для проектирования, строительства производственной базы указанные земельные участки без взимания выкупа за право на заключение договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты по настоящему делу отмене или изменению не подлежат.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "РОССервис" глава городского округа город Воронеж принял постановление N 1704 от 26.11.2007 об утверждении проекта границ земельных участков по ул. 45 Стрелковой дивизии, 261и и 261з.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области N 1006-з от 07.06.2010 о предварительном согласовании места размещения производственной базы утвержден акт выбора земельных участков для проектирования и строительства производственной базы по адресам: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261и, 261з.
Данные земельные участки Обществом поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера: 36:34:0208079:155 (г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261и) и 36:34:0208079:154 (г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии, 261з).
ООО "РОССервис" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет вышеназванных земельных участков для проектирования и строительства производственной базы.
В письме N 17-7713з от 10.08.2010 Департамент разъяснил заявителю, что решение по существу обращения будет принято после проведения независимой оценки соответствующими организациями и предоставления отчета о рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельных участков.
Письмом N 17-8133з от 27.08.2010 Департамент проинформировал ООО "РОССервис" о возможности ознакомления с отчетом о проведенной оценке рыночной стоимости права на заключение договоров аренды испрашиваемых земельных участков.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области N 1621-з от 07.09.2010 ООО "РОССервис" предоставлены в аренду для проектирования и строительства производственной базы земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0208079:155 площадью 12812 кв. м и 36:34:0208079:154 площадью 25482 кв. м из категории земель населенных пунктов, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. 45 Стрелковой дивизии 261-и, 261-з, сроком на пять лет.
На основании указанного приказа Департамент в письме N 17-8678з от 20.09.2010 сообщил заявителю о направлении в его адрес проектов договоров аренды испрашиваемых земельных участков N 1464-10/гз и N 146510/гз от 15.09.2010, которые предложено подписать и в десятидневный срок с момента получения ООО "РОССервис" письма направить их арендодателю с оплатой Обществом выкупа права на заключение договоров аренды.
Далее, как указано в этом письме, невыполнение Обществом предложенных действий Департаментом будет расцениваться как отказ от заключения договоров аренды земельных участков.
Считая действия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области незаконными и нарушающими права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью "РОССервис" обратилось в суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий Департамента, выраженных в письме N 17-8678з от 20.09.2010, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из материалов дела, предоставление заявителю испрашиваемых земельных участков для строительства осуществлялось путем предварительного согласования мест размещения объектов.
Указанная процедура уполномоченным органом проведена в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (часть 3 статьи 30 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. п. 6, 8 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 32 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора аренды.
Как следует из материалов дела, после проведения всех процедур по формированию и постановке на кадастровый учет испрашиваемых заявителем земельных участков Департаментом были приняты решение о предварительном согласовании мест размещения объекта и решение о предоставлении Обществу этих участков для строительства.
Указанные правовые акты в установленном порядке не отменены и недействительными не признаны.
Действующий Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих лицо, которому земельный участок для строительства предоставлен уполномоченным органом в установленном законом порядке с предварительным согласованием места размещения объекта, выкупить право аренды данного земельного участка.
Таким образом, требование Департамента, изложенное в письме N 17-8678з от 20.09.2010 о необходимости ООО "РОССервис" внести в бюджет денежные средства за право на заключение договоров аренды земельных участков не соответствует статьям 30, 31, 32 ЗК РФ, препятствует заключению сделки в установленном законом порядке, чем нарушаются права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что письмо N 17-8678з от 20.09.2010 является сопроводительным и носит лишь информационный характер, судом первой и апелляционной инстанций отклонен правильно, так как в тексте письма содержится условие, не соблюдение которого влечет для Общества неблагоприятные последствия, связанные с отказом в заключении сделки.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО "РОССервис" выбрало ненадлежащий способ защиты своего права, обратившись в суд с заявлением, подлежащему рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются, как не основанные на нормах закона.
Предметом спора по настоящему делу являются действия Департамента, выраженные в письме исх. N 17-8678з от 20.09.2010.
Указанные действия направлены на понуждение Общества к оплате права на заключение договоров аренды, что не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, способ защиты нарушенного права, избранный заявителем, соответствует требованиям главы 24 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов по настоящему делу, судом не установлено.
При таких обстоятельствах спора, действия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженные в письме исх. N 17-8678з от 20.09.2010, направленные на возмездное предоставление обществу с ограниченной ответственностью "РОССервис" в аренду испрашиваемых земельных участков, противоречат требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя, а поэтому обоснованно судом признаны незаконными.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 по делу N А14-10118/2010/302/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, предоставление заявителю испрашиваемых земельных участков для строительства осуществлялось путем предварительного согласования мест размещения объектов.
Указанная процедура уполномоченным органом проведена в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (часть 3 статьи 30 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. п. 6, 8 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 32 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
...
Действующий Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих лицо, которому земельный участок для строительства предоставлен уполномоченным органом в установленном законом порядке с предварительным согласованием места размещения объекта, выкупить право аренды данного земельного участка.
Таким образом, требование Департамента, изложенное в письме N 17-8678з от 20.09.2010 о необходимости ООО "РОССервис" внести в бюджет денежные средства за право на заключение договоров аренды земельных участков не соответствует статьям 30, 31, 32 ЗК РФ, препятствует заключению сделки в установленном законом порядке, чем нарушаются права и законные интересы заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июня 2011 г. N Ф10-1908/11 по делу N А14-10118/2010/302/5