См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 июля 2011 г. N Ф10-2065/11 по делу N А35-6572/2010 и от 7 июня 2011 г. N Ф10-2065/11 по делу N А35-6572/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Степиной Л.В.
судей:
Ключниковой Н.В.
Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Курскрезинотехника"
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
3-его лица:
Правительства Курской области
Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля"
- Савченко Л.В. - представителя (доверенность от 25.06.2010 N 70 юр),
- Чадовой З.Н. - представителя (доверенность от 03.05.2011 N 50),
- Лукьянчиковой С.А. - заместителя начальника правового управления административно-правового комитета администрации Курской области (доверенность от 23.12.2010 N 01 Пр-38/3403, постоянная),
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2010 (судья Коротких О.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-6572/2010,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Курскрезинотехника" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области (правопреемник - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, далее - Управление, Управление Росреестра по Курской области), выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Ленинского комсомола, площадью 775841 кв.м., и с требованием обязать Управление привести сведения о кадастровой стоимости данного участка в соответствие с требованием законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") и Правительство Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителей сторон, присутствовавших на судебном заседании, кассационная коллегия считает, что решение и постановление судов по настоящему делу подлежат отмене с принятием по делу нового решения.
Как установлено судом, Общество является пользователем земельного участка по адресу: г. Курск, проспект Ленинского комсомола, площадью 775841 кв.м. на основании постановления Главы администрации города Курска от 06.03.1997 N 238 "О предоставлении земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование закрытому акционерному обществу "Курскрезинотехника"
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 46:29:103149:1, с разрешенным использованием земельного участка - для производственно-хозяйственной деятельности (территория промплощадки), кадастровая стоимость этого участка составляет 2696629517,61 рублей.
Для проверки экономической обоснованности результатов кадастровой оценки земель заявитель обратился в общество с ограниченной ответственностью "Курская Универсальная Компания", специализирующееся на оценке имущества, об оценке указанного земельного участка.
В соответствии с отчетом оценщика - ООО "Курская Универсальная Компания", рыночная стоимость принадлежащего ЗАО "Курскрезинотехника" земельного участка на 14.05.2010 составляет 626886374,00 рублей, что в 4 раза меньше размера его кадастровой стоимости, обозначенной Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области.
Обществом в адрес Управления направлено заявление с просьбой о пересчете кадастровой стоимости земельного участка, поскольку результаты работ по государственной кадастровой оценке земель, утвержденные постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" не были опубликованы в полном объеме для всеобщего сведения, поэтому не должны были применяться. Кроме того, Общество указало, что кадастровая стоимость земельного участка определена Управлением Роснедвижимости по Курской области в завышенном размере, без использования информации о рыночной стоимости аналогичных земельных участков.
Письмом от 01.04.2010 Управление обосновало расчет кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу, и разъяснила порядок внесения записи в государственный кадастр недвижимости. Изменения в государственный кадастр недвижимости внесены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для оспаривания действий Управления в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу, что ФГУП "ФКЦ "Земля" при проведении оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная информация, необходимая для проведения кадастровой оценки земель; определение базового удельного показателя кадастровой стоимости земли не соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337.
Между тем, как усматривается из материалов дела, государственная кадастровая оценка земель поселений Курской области проводилась в 2006 году в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337.
Работа по государственной кадастровой оценке земель поселений Курской области исполнена филиалом ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по Центральному федеральному округу в рамках Государственного контракта от 01.09.2006 N 1.
Результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области рассмотрены областной межведомственной комиссией, согласованы Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и утверждены постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области".
Указанный нормативный акт Правительства Курской области был опубликован в газете "Курская правда" от 19.12.2006 N 190.
После принятия постановления Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 результаты актуализации были внесены в Единый государственный реестр земель.
Вместе с тем, суд признал незаконными действия Управления, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Ленинского комсомола, площадью 775841 кв.м., и обязал Управление внести сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, не приняв во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В период совершения управлением кадастра оспариваемых действий сведения об экономических характеристиках земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п.п. 7, 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта об утверждении кадастровой стоимости, с указанием реквизитов акта и даты утверждения кадастровой стоимости. В данном случае таким актом является действующее постановление Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234.
Действия Управления Роснедвижимости по Курской области (правопреемником которого является Управление Росреестра по Курской области) выразились лишь в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1, площадью 775841 кв.м, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель, установленного в отчете, на площадь земельного участка.
При этом суду надлежало учитывать, что, решением Курского областного суда от 8.06.2007 по делу N 39-1 07-5, оставленным без изменения определениями Верховного Суда Российской Федерации, в удовлетворении заявления о признании недействующими положений постановления Правительства Курской области от 30.11.2006 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" было отказано. Оценка упомянутому постановлению Правительства Курской области дана, в том числе, Верховным Судом в определениях от 29.08.2007 N 39-Г07-5, от 06.10.2010 N 39-Г10-8, который не усмотрел оснований для признания нормативного акта недействующим.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Ссылка заявителя на то, что приложения к постановлению Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 с результатами кадастровой оценки земель не были опубликованы, правового значения не имеют.
Указанные результаты являются неотъемлемой частью нормативного акта, который в установленном порядке был опубликован в газете "Курская правда" от 19.12.2006 N 190, поэтому оснований считать, что данный акт не опубликован и в связи с этим не подлежит применению, не имеется.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, материалы дела не содержат.
Поскольку действия Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельных участков соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, поэтому они не могут нарушать прав и законных интересов заявителя, выбранный им способ защиты не влечет восстановления прав.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно признали оспариваемые действия Управления незаконными, выводы судов сделаны при неправильном толковании вышеуказанных норм права.
Поскольку обстоятельства, необходимые для разрешения спора, судом установлены, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 по делу N А35-6572/2010 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Курскрезинотехника" о признании незаконными действий управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1, расположенного по адресу: г. Курск, проспект Ленинского комсомола, площадью 775841 кв.м., и обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области привести сведения о кадастровой стоимости данного участка в соответствие с требованием законодательства отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия Управления Роснедвижимости по Курской области (правопреемником которого является Управление Росреестра по Курской области) выразились лишь в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1, площадью 775841 кв.м, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель, установленного в отчете, на площадь земельного участка.
При этом суду надлежало учитывать, что, решением Курского областного суда от 8.06.2007 по делу N 39-1 07-5, оставленным без изменения определениями Верховного Суда Российской Федерации, в удовлетворении заявления о признании недействующими положений постановления Правительства Курской области от 30.11.2006 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" было отказано. Оценка упомянутому постановлению Правительства Курской области дана, в том числе, Верховным Судом в определениях от 29.08.2007 N 39-Г07-5, от 06.10.2010 N 39-Г10-8, который не усмотрел оснований для признания нормативного акта недействующим.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Ссылка заявителя на то, что приложения к постановлению Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 с результатами кадастровой оценки земель не были опубликованы, правового значения не имеют.
...
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2011 г. N Ф10-2065/11 по делу N А35-6572/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10884/11
24.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10884/11
12.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10884/11
11.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2065/11
01.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2065/11
07.06.2011 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2065/11
03.03.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-410/2011